Если вас не раздражают пробки, значит, вы живете не в городе. Во всяком случае, не в большом городе и уж точно не в мегаполисе. Иначе бы вы знали, что водители Москвы тратят ежемесячно два дня своей жизни на стояние в пробках или что одновременно 600 000 машин закупоривают дороги в столице в час пик. Заторы на дорогах – бич всех больших городов. В разных странах постоянно проводятся исследования, цель которых – выявление причин возникновения пробок на дорогах, а также способов их предотвращения.
Многие водители склонны думать, что виной образования заторов являются: большое количество автомобилей, многочисленные светофоры, не предназначенные для больших транспортных потоков дороги, машины с “мигалками”, грузовики и неопытные водители.
Безусловно, это так, однако эксперименты, проводимые исследователями, показывают, что пробки могут возникать даже на довольно свободных трассах и при условии, что все водители соблюдают правила дорожного движения. Наверняка вы и сами не раз попадали в затор и думали, что его спровоцировала авария, а достигнув места ее предполагаемого происшествия, с удивлением отмечали, что никакого ДТП не было.
Причина таких пробок – так называемые волновые процессы, возникающие в транспортных потоках. Когда один из участников относительно плотного движения объезжает какое-то препятствие или перестраивается, он либо притормаживает сам, либо заставляет притормозить автомобиль, перед которым он перестраивается, из-за чего вынуждены притормаживать и следующие за ним водители. При этом каждый последующий автомобилист должен тормозить сильнее, чем предыдущий.
Таким образом, даже если первый участник движения сбрасывает скорость всего на 10 км/ч, через несколько километров позади него движение останавливается. Выходит, всего одна машина может повлиять на поведение всего транспортного потока. Некоторые эксперты называют это “эффектом бабочки”.
Год назад исследователи из нескольких японских университетов проводили эксперимент, в ходе которого 22 автомобиля должны были ездить по кругу диаметром 230 м со скоростью 30 км/ч. Сначала все машины двигались с одной скоростью, однако из-за разницы реакций и темперамента водителей вскоре скорость движения автомобилей стала варьироваться от 20 км/ч до 40 км/ч, в результате чего возникла пробка.
В ходе этого эксперимента ученые пришли к выводу, что главная причина образования заторов – человеческий фактор. Они уверены, что если бы в опыте участвовали роботы, то скорость движения была бы равна 30 км/ч и пробки не возникло.
К подобному выводу пришли и исследователи из Колумбийского университета, пытавшиеся объяснить, каким образом Боготе с населением в 7 млн человек удается избежать “мертвых” пробок. Ученые выяснили, что колумбийские водители гораздо быстрее разгоняются и резче тормозят, чем, например, автомобилисты Нью-Йорка или Лондона.
То есть эксперты Колумбийского университета, так же как и их японские коллеги, списали все на темперамент водителей. Однако с ними можно поспорить. Ведь чем резче тормозит первый участник движения, тем быстрее приходится реагировать каждому последующему водителю, что чревато увеличением риска ДТП, а, соответственно, возникновения затора.
Валентина Ананьева