Автомобили для преодоления кризиса
Автомобильной промышленности далеко не в первый раз приходится сталкиваться с глобальным кризисом. Первым и одним из самых серьезных испытаний, выпавших на долю молодой автоиндустрии, стал кризис во времена Великой депрессии. После знаменитого “черного вторника” 29 октября 1929 года экономика самой развитой страны того времени, США, упала в яму. Миллионы безработных, высокая преступность, низкое промышленное производство.
В то время народ настолько ненавидел банкиров, что грабители банков становились национальными героями. С 1931 по 1935 год знаменитые Бонни и Клайд разъезжали по дорогам Америки, наводя ужас на банковских служащих и вызывая восхищение у простых американцев. К 1933 году кризис достиг дна – промышленное производство в Штатах упало в два раза. Автомобильная индустрия, едва сделавшая автомобиль доступным для всего населения страны, попала под сильный удар.
В начале кризиса средний годовой заработок американца составлял $1970, а к концу кризиса, в 1939 году, снизился до $1730. В то же время автомобили подорожали с $640 до $700. В годы кризиса многие автокомпании прекратили свое существование. Чтобы выжить, конструкторам того времени приходилось придумывать новые решения, а руководство ставило перед ними задачу сократить цену автомобилей.
Так, Chevrolet во время кризиса заменяет свою модель Chevrolet Six 1930 года, ценой $555-$755, более прогрессивной, современной, но дешевой моделью Chevrolet Standard 1935 года. Улучшенный двигатель, новая система тормозов, система подачи масла под давлением и абсолютно новый кузов предлагаются американцам по очень низкой цене в $465. А за прежнюю цену $560 теперь можно купить прогрессивный Chevrolet Master Deluxe 1935 года с “ударостойким рулевым управлением”. В 1935 году эти модели удостаиваются звания “Наиболее сбалансированный автомобиль в нижнем ценовом сегменте из когда-либо построенных” (The Most Finely Balanced Low-Priced Car Ever Built). Эти две модели составили основную ударную силу Chevrolet в 1935 году: выпущено 201 773 авто модели Standard и 346 442 Master Deluxe.
В 1931 году конструкторы Chevrolet предложили рынку новый тип кузова универсал station wagon. Их автомобиль был построен на базе полутонного грузовика, имел деревянный крытый кузов, который вмещал восемь человек. Эти автомобили были сделаны под госзаказ и предназначались для Национальной гвардии и подразделений гражданской обороны.
После 19-летнего расцвета империи Ford, основанной на первом в мире конвейерном производстве дешевой модели Ford T, депрессия загнала компанию на грань коллапса. Старый модельный ряд компании не мог ничего противопоставить многочисленным конкурентам. Сопротивление Генри Форда переменам привело к тому, что к 1927 году марка Chevrolet стала номером 1 в мире. За первые годы кризиса производство на заводах Ford упало почти на 50%. Зарплата рабочим сократилась с шести долларов в день до четырех.
Ответом компании Ford на вызов Великой депрессии стали в 1932 году новые Ford Model B и Ford Model 18 с новейшим мотором V-8. Самый популярный 5-seater tudor sedan стоил $500. Но спасла компанию другая дешевая модель – Ford Model 40, появившаяся годом позже. Только автомобилей седан в двух- и четырехдверном кузовах было выпущено около 650 000 штук за 1933-34 годы.
Если смотреть на большинство сохранившихся в коллекциях автомобилей 30-х годов, то кажется, что депрессия совсем не коснулась люксовых автомобилей. Auburn, Lincoln, Packard, Cadillac продолжали выпускать дорогие автомобили ручной сборки ценою порой по 4-6 тысяч долларов. Но не все было просто и у производителей шикарных авто. Например, в начале кризиса Cadillac производил около 10 000 автомобилей в год. К 1933 году производство упало до 2000 авто в год. Дошло даже до того, что ради повышения продаж президент компании Николас Дрейстадт (Nicholas Dreystadt) призвал начать продавать автомобили “черным” американцам, которым до этого момента запрещалось даже входить в автосалоны, где продают автомобили. Компанию вывела из кризиса новая “демократичная” модель Cadillac Series 60, появившаяся в 1936 году по цене $1900. Этой моделью Cadillac атаковал сегмент более дешевых автомобилей, и благодаря ей в 1936 году Cadillac восстановил прежние объемы производства, а к 1939 довел их до 13 000 автомобилей в год. А вот марка Auburn не выдержала кризиса и скончалась в 1937-м...
Некоторые автокомпании и марки, не пережившие Великую депрессию:
Auburn, Brooks, Cole, Cord, Durant, Holmes, Julian, Marquette, Maxwell, McFarland, Paige, Peerless, REO, Rickenbaker, Sheridan, Stanley, Windsor.
Сегодняшний экономический кризис так же толкает американские компании на принятие нестандартных решений. Именно в тяжелые времена компаниям приходится встряхиваться и не делать очередной фейслифтинг модели 20-летней давности, а предлагать рынку новые и новые продукты, чтобы среди них оказался тот, который поможет пережить тяжелые времена. Тем более что сегодняшняя автомобильная Америка, в отличие от 30-х годов XX века, – это всего три крупных компании – отступать некуда.
Chevrolet запускает в производство модель Cruze. Этот седан, пришедший на замену Chevy Lacetti, является для компании очень важным продуктом. Это новое предложение автомобиля традиционной конструкции в нижнем ценовом сегменте. На эту модель будут приходиться огромные объемы производства, и если она не приглянется американцам, то Chevrolet придется несладко. Еще один необычный для Америки ход: Chevrolet собирается начать продажи в США микроавтомобиля модели Spark. Эта идея вообще может провалиться, так как американцы, традиционно тяготеющие ко всему огромному, могут просто не принять более чем скромных размеров Spark. Для прогрессивных клиентов Chevrolet готовит принципиально новый гибридный автомобиль Volt. Он приводится в движение электромотором, а бортовой двигатель внутреннего сгорания работает только как генератор электричества. Правда, похоже, что Chevrolet Volt будет чересчур дорог для законов кризисного времени.
Ford снова будет спасаться моделью Taurus, как в 1984 году. Только на этот раз традиционный американский среднеразмерный седан будет предлагаться еще и в гибридной версии. Кроме того, Ford привезет из Европы маленькую новую Fiesta. До этого момента самым маленьким автомобилем из Европы был Ford Focus, да и тот в американской версии отставал на поколение от европейского собрата. Еще Ford бросил огромные силы на создание электрической модели автомобиля, но до завершения проекта пока далеко.
А вот Chrysler, похоже, будет спасаться моделями FIAT 500 и Alfa Romeo MiTo. Собственных сил у этой компании больше не осталось. Только вот воспримут ли американцы абсолютно им неизвестные марки и их крохотные модели?
Кирилл Орлов
В то время народ настолько ненавидел банкиров, что грабители банков становились национальными героями. С 1931 по 1935 год знаменитые Бонни и Клайд разъезжали по дорогам Америки, наводя ужас на банковских служащих и вызывая восхищение у простых американцев. К 1933 году кризис достиг дна – промышленное производство в Штатах упало в два раза. Автомобильная индустрия, едва сделавшая автомобиль доступным для всего населения страны, попала под сильный удар.
В начале кризиса средний годовой заработок американца составлял $1970, а к концу кризиса, в 1939 году, снизился до $1730. В то же время автомобили подорожали с $640 до $700. В годы кризиса многие автокомпании прекратили свое существование. Чтобы выжить, конструкторам того времени приходилось придумывать новые решения, а руководство ставило перед ними задачу сократить цену автомобилей.
Так, Chevrolet во время кризиса заменяет свою модель Chevrolet Six 1930 года, ценой $555-$755, более прогрессивной, современной, но дешевой моделью Chevrolet Standard 1935 года. Улучшенный двигатель, новая система тормозов, система подачи масла под давлением и абсолютно новый кузов предлагаются американцам по очень низкой цене в $465. А за прежнюю цену $560 теперь можно купить прогрессивный Chevrolet Master Deluxe 1935 года с “ударостойким рулевым управлением”. В 1935 году эти модели удостаиваются звания “Наиболее сбалансированный автомобиль в нижнем ценовом сегменте из когда-либо построенных” (The Most Finely Balanced Low-Priced Car Ever Built). Эти две модели составили основную ударную силу Chevrolet в 1935 году: выпущено 201 773 авто модели Standard и 346 442 Master Deluxe.
В 1931 году конструкторы Chevrolet предложили рынку новый тип кузова универсал station wagon. Их автомобиль был построен на базе полутонного грузовика, имел деревянный крытый кузов, который вмещал восемь человек. Эти автомобили были сделаны под госзаказ и предназначались для Национальной гвардии и подразделений гражданской обороны.
После 19-летнего расцвета империи Ford, основанной на первом в мире конвейерном производстве дешевой модели Ford T, депрессия загнала компанию на грань коллапса. Старый модельный ряд компании не мог ничего противопоставить многочисленным конкурентам. Сопротивление Генри Форда переменам привело к тому, что к 1927 году марка Chevrolet стала номером 1 в мире. За первые годы кризиса производство на заводах Ford упало почти на 50%. Зарплата рабочим сократилась с шести долларов в день до четырех.
Ответом компании Ford на вызов Великой депрессии стали в 1932 году новые Ford Model B и Ford Model 18 с новейшим мотором V-8. Самый популярный 5-seater tudor sedan стоил $500. Но спасла компанию другая дешевая модель – Ford Model 40, появившаяся годом позже. Только автомобилей седан в двух- и четырехдверном кузовах было выпущено около 650 000 штук за 1933-34 годы.
Если смотреть на большинство сохранившихся в коллекциях автомобилей 30-х годов, то кажется, что депрессия совсем не коснулась люксовых автомобилей. Auburn, Lincoln, Packard, Cadillac продолжали выпускать дорогие автомобили ручной сборки ценою порой по 4-6 тысяч долларов. Но не все было просто и у производителей шикарных авто. Например, в начале кризиса Cadillac производил около 10 000 автомобилей в год. К 1933 году производство упало до 2000 авто в год. Дошло даже до того, что ради повышения продаж президент компании Николас Дрейстадт (Nicholas Dreystadt) призвал начать продавать автомобили “черным” американцам, которым до этого момента запрещалось даже входить в автосалоны, где продают автомобили. Компанию вывела из кризиса новая “демократичная” модель Cadillac Series 60, появившаяся в 1936 году по цене $1900. Этой моделью Cadillac атаковал сегмент более дешевых автомобилей, и благодаря ей в 1936 году Cadillac восстановил прежние объемы производства, а к 1939 довел их до 13 000 автомобилей в год. А вот марка Auburn не выдержала кризиса и скончалась в 1937-м...
Некоторые автокомпании и марки, не пережившие Великую депрессию:
Auburn, Brooks, Cole, Cord, Durant, Holmes, Julian, Marquette, Maxwell, McFarland, Paige, Peerless, REO, Rickenbaker, Sheridan, Stanley, Windsor.
Сегодняшний экономический кризис так же толкает американские компании на принятие нестандартных решений. Именно в тяжелые времена компаниям приходится встряхиваться и не делать очередной фейслифтинг модели 20-летней давности, а предлагать рынку новые и новые продукты, чтобы среди них оказался тот, который поможет пережить тяжелые времена. Тем более что сегодняшняя автомобильная Америка, в отличие от 30-х годов XX века, – это всего три крупных компании – отступать некуда.
Chevrolet запускает в производство модель Cruze. Этот седан, пришедший на замену Chevy Lacetti, является для компании очень важным продуктом. Это новое предложение автомобиля традиционной конструкции в нижнем ценовом сегменте. На эту модель будут приходиться огромные объемы производства, и если она не приглянется американцам, то Chevrolet придется несладко. Еще один необычный для Америки ход: Chevrolet собирается начать продажи в США микроавтомобиля модели Spark. Эта идея вообще может провалиться, так как американцы, традиционно тяготеющие ко всему огромному, могут просто не принять более чем скромных размеров Spark. Для прогрессивных клиентов Chevrolet готовит принципиально новый гибридный автомобиль Volt. Он приводится в движение электромотором, а бортовой двигатель внутреннего сгорания работает только как генератор электричества. Правда, похоже, что Chevrolet Volt будет чересчур дорог для законов кризисного времени.
Ford снова будет спасаться моделью Taurus, как в 1984 году. Только на этот раз традиционный американский среднеразмерный седан будет предлагаться еще и в гибридной версии. Кроме того, Ford привезет из Европы маленькую новую Fiesta. До этого момента самым маленьким автомобилем из Европы был Ford Focus, да и тот в американской версии отставал на поколение от европейского собрата. Еще Ford бросил огромные силы на создание электрической модели автомобиля, но до завершения проекта пока далеко.
А вот Chrysler, похоже, будет спасаться моделями FIAT 500 и Alfa Romeo MiTo. Собственных сил у этой компании больше не осталось. Только вот воспримут ли американцы абсолютно им неизвестные марки и их крохотные модели?
Кирилл Орлов