Не так давно Минэкономразвития заявило, что механизм заключения соглашений по промышленной сборке автомобилей и компонентов будет возобновлен и продлен до 2009 года. В первую очередь правительство рассчитывало освоить Дальний Восток, и ряд автокомпаний (АвтоВАЗ, Sollers, ТагАЗ) уже заявили о своей готовности открыть новые автозаводы. Однако ни новых иномарок, ни новых автозаводов нам, судя по всему, в ближайшее время не видать: инвестиционные проекты будут заморожены.
Напомним, что ранее в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия взяла на себя обязательство не подписывать соглашения в области промсборки. По соглашениям с этой организацией мы должны были снизить ввозные пошлины на автомобили до 15% к 2015 году. Уже позже первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что если процесс вступления в ВТО затянется надолго, то есть вероятность возобновления механизма заключения соглашений по промсборке. И вот, на прошлой неделе чиновники еще раз объявили, что в связи с задержкой вступления в ВТО (что в свою очередь обусловлено недавним “грузинским конфликтом”) соответствующий приказ о предоставлении автопроизводителям и производителям автокомпонентов льготного режима промсборки будет подписан в самое ближайшее время.
Предполагается, что заявки будут приниматься до 31 декабря 2009 года. Однако шансы, что за ближайший год правительство соберет какой-то новый инвестиционный портфель, очень невелики. Ранее о своей готовности открыть новые сборочные предприятия заявляли отечественные автопроизводители Sollers и ВАЗ – в качестве перспективного региона обе компании рассматривали Дальний Восток, возможными для сборки моделями называли соответственно SsangYong и Nissan. У ТагАЗа было намерение построить автозавод по сборке Hyundai в Северной Осетии. Однако всем этим проектам, судя по всему, в ближайшие годы сбыться не суждено.
Аналитики уверены, что автокомпании откажутся от реализации инвестиционных проектов, так как время для их реализации выбрано очень неудачное. Как отмечает аналитик ФК “Открытие” Кирилл Таченников, продление сроков принятия заявок, в принципе, могло бы помочь отечественным компаниям в локализации выпуска автокомпонентов и тем самым позволило бы сдержать рост себестоимости в будущем. Что касается планов ВАЗа и Sollers, то они могут быть отложены из-за проблем с кредитованием.
По оценке аналитика ИК “Финам” Константина Романова, вероятность того, что проекты все-таки не будут приняты в ближайшие полгода, близка к 100%. “Во-первых, автомобилестроительные компании в текущих условиях не способны привлекать кредитные ресурсы, без которых невозможно проводить строительство, – комментирует аналитик. – Во-вторых, платежеспособный спрос на автомобили будет снижаться в ближайшее время, поэтому автомобилестроительным компаниям нет смысла строить дополнительные мощности. На сегодняшний день осуществление таких инвестиций нецелесообразно”.
Аналитик ИК “Цэрих Кэпитал” Роман Ткачук также склонен считать, что отказ от затратных проектов станет хорошим решением, которое позволит сэкономить необходимые сейчас денежные средства. По его мнению, в нынешних условиях нехватки оборотных средств и снижения спроса на автомобили вполне вероятно, что крупнейшие российские автопроизводители откажутся от части запланированных инвестиций.
“Впрочем, АвтоВАЗ уже практически договорился о привлечении 26 млрд рублей госсредств кредита, – добавляет эксперт. – Благодаря этому, возможно, проект АвтоВАЗа в Комсомольске-на-Амуре все-таки получит развитие. А вот проект Sollers в Хабаровском крае в нынешних условиях вряд ли состоится”.
Елена Костякова
Напомним, что ранее в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия взяла на себя обязательство не подписывать соглашения в области промсборки. По соглашениям с этой организацией мы должны были снизить ввозные пошлины на автомобили до 15% к 2015 году. Уже позже первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что если процесс вступления в ВТО затянется надолго, то есть вероятность возобновления механизма заключения соглашений по промсборке. И вот, на прошлой неделе чиновники еще раз объявили, что в связи с задержкой вступления в ВТО (что в свою очередь обусловлено недавним “грузинским конфликтом”) соответствующий приказ о предоставлении автопроизводителям и производителям автокомпонентов льготного режима промсборки будет подписан в самое ближайшее время.
Предполагается, что заявки будут приниматься до 31 декабря 2009 года. Однако шансы, что за ближайший год правительство соберет какой-то новый инвестиционный портфель, очень невелики. Ранее о своей готовности открыть новые сборочные предприятия заявляли отечественные автопроизводители Sollers и ВАЗ – в качестве перспективного региона обе компании рассматривали Дальний Восток, возможными для сборки моделями называли соответственно SsangYong и Nissan. У ТагАЗа было намерение построить автозавод по сборке Hyundai в Северной Осетии. Однако всем этим проектам, судя по всему, в ближайшие годы сбыться не суждено.
Аналитики уверены, что автокомпании откажутся от реализации инвестиционных проектов, так как время для их реализации выбрано очень неудачное. Как отмечает аналитик ФК “Открытие” Кирилл Таченников, продление сроков принятия заявок, в принципе, могло бы помочь отечественным компаниям в локализации выпуска автокомпонентов и тем самым позволило бы сдержать рост себестоимости в будущем. Что касается планов ВАЗа и Sollers, то они могут быть отложены из-за проблем с кредитованием.
По оценке аналитика ИК “Финам” Константина Романова, вероятность того, что проекты все-таки не будут приняты в ближайшие полгода, близка к 100%. “Во-первых, автомобилестроительные компании в текущих условиях не способны привлекать кредитные ресурсы, без которых невозможно проводить строительство, – комментирует аналитик. – Во-вторых, платежеспособный спрос на автомобили будет снижаться в ближайшее время, поэтому автомобилестроительным компаниям нет смысла строить дополнительные мощности. На сегодняшний день осуществление таких инвестиций нецелесообразно”.
Аналитик ИК “Цэрих Кэпитал” Роман Ткачук также склонен считать, что отказ от затратных проектов станет хорошим решением, которое позволит сэкономить необходимые сейчас денежные средства. По его мнению, в нынешних условиях нехватки оборотных средств и снижения спроса на автомобили вполне вероятно, что крупнейшие российские автопроизводители откажутся от части запланированных инвестиций.
“Впрочем, АвтоВАЗ уже практически договорился о привлечении 26 млрд рублей госсредств кредита, – добавляет эксперт. – Благодаря этому, возможно, проект АвтоВАЗа в Комсомольске-на-Амуре все-таки получит развитие. А вот проект Sollers в Хабаровском крае в нынешних условиях вряд ли состоится”.
Елена Костякова