branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россиян разорят автомобильные кредиты

В будущем году рынок автокредитования затормозит свой рост. Эксперты считают, что россияне уже вполне закупились новенькими иномарками. Процентные ставки застынут на месте – таким образом, дешевле автокредиты уже не станут...
Россиян разорят автомобильные кредиты
Рынок автокредитования продолжит расти, однако уже к 2009 году темпы его роста снизятся, считают эксперты автомобильного рынка. Так, если в 2007 году всего было продано 1,15 млн новых автомобилей в кредит, в 2008 году прогнозируется 1,9 млн автомобилей, а в 2009 году – около 2 млн автомобилей. В денежном выражении цифры соотносятся как $16 млрд – $28 млрд – $36 млрд. Несмотря на общее торможение рынка, снижать цены на автокредиты банкиры не собираются.

Первые покупки автомобилей в кредит в России были совершены не более десяти лет назад. При этом уже в 2003 году объем рынка автокредитования оценивался в 1,65 млрд USD, а в текущем году этот показатель вырастет до 28 млрд USD. То есть всего за пять лет емкость рынка увеличилась в 17 раз, а стоимость одного “среднестатистического” кредита выросла до 14,8 тыс. USD.

По оценке аналитического агентства “Автостат”, шесть лет назад (в 2002 году) с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд USD. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд USD. 2005 год показал более чем 40-процентный рост этого рынка. За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до 5,5 млрд USD. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы. В 2006 году автокредитование охватило более 40% рынка – 750 тыс. автомобилей, а финансовая емкость этого сегмента бизнеса выросла до 9 млрд USD, то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного рынка.

В прошедшем 2007 году все основные тенденции сохранились. По оценке тольяттинских аналитиков, в 2007 году из 2,4 млн проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн были приобретены с использованием различных кредитных схем, при этом суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд USD.

Сегодня около 55% автомобилей продается в кредит, в следующем году эксперты видят эту цифру на уровне 60%, однако общие темпы роста сократятся. “Это вполне вероятно, – комментирует заместитель генерального директора по кредитованию “Независимость-Финсервис” Сергей Цацулин. – Причинами также могут стать более жесткие требования банков к потенциальным заемщикам, увеличение ставок, ориентация банков на другие, более прибыльные для них продукты”.

Сегодня, по оценке “Независимость-Финанс”, в зависимости от марки “кредитные” автомобили занимают от 25 до 45% в объеме продаж физическим лицам. Директор по маркетингу компании Red Dragon Максим Анахов отмечает, что по ряду дилеров доля кредитных машин достигает 70% от совокупных объемов продаж. Основной тенденцией становится автокредитование в регионах, поскольку рынок в Московской и Ленинградской областях считается насыщенным. Так, из топ-20 самых “автокредитных” банков по итогам 2007 года 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах. Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей: “Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen).


Банки по объемам выданных автокредитов в I полугодии 2008 г.
БанкВыдано автокредитов в I полугодии 2008 г., тыс. руб.Изменение к I полугодию 2007 г., %Количество выданных автокредитов в I полугодии 2008 г., шт.в т.ч. на приобретение российских автомобилей, %Портфель автокредитов на 1 июля 2008 г., тыс. руб.
1Сбербанк48 837 642 159,75112 43786 591 932
2Русфинансбанк26 367 26596,2688 29838,4556 665 291
3ЮниКредит Банк20 363 92795,6546 61940 540 175
4Росбанк16 421 99949,1444 65349 373 820
5ВТБ2412 656 729147,4425 30125 384 902
6Райффайзенбанк9 613 922-21,4217 07630 784 709
7Альфа-Банк7 009 64323,5215 9357,0017 409 259
8Банк Уралсиб6 688 25110,4315 988~30%18 219 535
9Абсолют Банк6 541 571233,2412 466<10%11 121 673
10Промсвязьбанк5 721 49689,82 8 47313 154 170


Появление иностранных автобанков несколько активизировало действия местных банков, однако радикального влияния все же не оказало. Тем не менее получить кредит сейчас гораздо проще, чем пять-шесть лет назад. Для расширения круга потенциальных заемщиков банки увеличивают срок кредитования до пяти-семи лет, минимизируют количество документов, требуемых для оформления кредитов (паспорт и водительское удостоверение), предлагают “экспресс”-оформление, когда срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты кредитов, как “кредит с обратным выкупом”, “кредит на автомобиль с пробегом” и др. “Покупатели со стабильным доходом уже сейчас практически со стопроцентной вероятностью могут получить кредит на покупку автомобиля в случае такой необходимости”, – резюмирует М. Анахов.

Несмотря на растущую конкуренцию и насыщение рынка, дешевле автокредиты в ближайшее время уже не станут. Проценты за пользование кредитом подошли сегодня к своему минимальному порогу – ставке рефинансирования (на 14 июля 2008 года 11%). Уже в 2006-2007 годах снижение процентных ставок по кредитам практически прекратилось. Процентная ставка по автокредиту сейчас колеблется от 10 до 18% годовых. “Иностранцы” заявляют ставку в среднем чуть ниже по рынку: от 9% (в долларах) и 10-11% (в рублях).

Более того, в связи с нестабильной ситуацией на мировом фондовом рынке процентные ставки в ближайшее время могут даже подрасти. “Возможно, ставки фондирования увеличатся из-за ухудшения конъюнктуры на межбанковском рынке, и тогда банки будут вынуждены поднять ставки, – считает руководитель блока “Автокредитование” Альфа-Банка Сергей Силантьев. – Однако по специальным программам банков и автопроизводителей ставки останутся на прежнем уровне, – прогнозирует эксперт, – а также будут разрабатываться специальные предложения с пониженными ставками”.

Елена Костякова