Известный британский журналист Адриан Гилл дополнил традиционную пословицу про местных жителей указанием места работы: “Японец рождается синтоистом, женится христианином, умирает буддистом и работает на Mazda”. Вранье! Mazda – мелочь по сравнению с Toyota, которая уже оплела капроновой сетью своих логистических схем весь мир.
На Тoyota уже гнут спину вне зависимости от своих конфессиональных привязанностей 450 русских рабочих, которые готовятся пустить конвейер на заводе компании под Питером. Уже в декабре первые Camry местного производства должны дойти до истомившихся долгим ожиданием покупателей.
Правда, наших автомобилистов очень волновал вопрос: сможет ли русский завод обеспечить легендарное уже качество автомобилей Toyota? Экскурсия на заводы Toyota развеяла наши сомнения.
Для того чтобы покорить Японию, основателю Toyota Сакичи Тойода и его сыну Кииширо, который одним из первых понял, что пришло время переделывать "сноповязалки в “лорен-дитрихи”, и фактически основал автомобильное производство компании, пришлось разработать систему ценностей, которая легла в основу Toyota Production System.
Завод Цуцуми компании Toyota похож на все остальные успешные заводы мира, разве что внутри все расположено чуть потеснее, чем обычно. На сборочном конвейере до 70% операций выполняются вручную. Символом производства может служить похожая на бельевую веревка, висящая на каждом из рабочих постов. Это реализация принципа дзидока – формирования ценности продукта во время его производства. При обнаружении дефекта на своем участке рабочий, дернув за веревку, останавливает весь конвейер и вместе со своим бригадиром исправляет неисправность. Брак не передается дальше по конвейеру.
Второй принцип – широко известный just-in-time (точно вовремя), который позволяет гибко реагировать на конъюнктуру автомобильного рынка. Можно сказать, что все свои автомобили компания делает на заказ, в результате чего у нее нет товарных излишков и кризис перепроизводства ей не грозит.
Весь этот винегрет производственных добродетелей приправлен сугубо местным соусом кайдзен, предполагающим постоянное совершенствование, перманентную работу по созданию производственной ценности.
Японцы – клинические трудоголики, чем очень напоминают всяких социальных насекомых. Возможно, когда-то очень давно, на заре цивилизации, одна из всеяпонских прабабок согрешила-таки с муравьем. Прибавьте к этому тягу к самоанализу (по-японски – “хансей”), и вы поймете, почему у Toyota возникли проблемы с внедерением своей системы на заводах в других странах.
Поэтому систему пришлось подстраивать под варваров. Так появилась идея Global Production Centre, где делегации рабочих с разных заводов Toyota учатся работать правильно.
Огромный павильон, способный вместить до 450 человек одновременно, весь уставлен производственными тренажерами, каждый из которых должен помочь отработать до автоматизма какую-либо из рабочих операций. Больше всего впечатляет стенд для отработки правильного закручивания болтов.
Закручивать их нужно со строго определенным темпом и даже звуком, по которому можно определить, правильно ли болт заходит. То же самое нужно проделать на движущемся стенде – имитации конвейера. Видеоинструкция регламентирует каждую мелочь в этой вроде бы несложной операции и длится чуть ли не 5 минут. Все учтено в требованиях – даже то, как вынимать очередную партию болтов из ящика. Если что-то непонятно, над стендом протянута веревка, такая же как на конвейере.
И такие стенды существуют под каждую рабочую операцию. Центр в общем оставил гнетущее впечатление. Если бы доктор Павлов, мучавший в XIX веке собачек на предмет условных рефлексов, когда-нибудь дорвался до людей, он, наверное, построил бы что-то подобное. После обучения в центре люди должны работать на конвейере с точностью робота, безо всяких философских откровений вроде самоанализа. С другой стороны, если отбросить гуманистические сопли, такие центры – то, что надо. Toyota – лучшая по качеству, потребители в выигрыше.
А теперь хочу развеять сомнения по поводу качества российских Сamry. На российском заводе Toyota, как и на всех других заводах компании, есть “тренажерный зал”. Но, видимо, японцы тоже отлично осведомлены об особенностях российского менталитета, поэтому всех без исключения сотрудников завода вывезли на обучение в GPC в Японию. Из других стран обычно привозят только бригадиров, из России – повезли всех! При этом на работу не принимались люди с опытом работы в отечественном автопроме, дабы не заносить профессиональные заболевания вроде лени и нерадивости.
Можно быть уверенным, новички были обработаны как надо. Поэтому за российские Camry мы можем быть спокойны.
Алексей Лаврухин
На Тoyota уже гнут спину вне зависимости от своих конфессиональных привязанностей 450 русских рабочих, которые готовятся пустить конвейер на заводе компании под Питером. Уже в декабре первые Camry местного производства должны дойти до истомившихся долгим ожиданием покупателей.
Правда, наших автомобилистов очень волновал вопрос: сможет ли русский завод обеспечить легендарное уже качество автомобилей Toyota? Экскурсия на заводы Toyota развеяла наши сомнения.
Для того чтобы покорить Японию, основателю Toyota Сакичи Тойода и его сыну Кииширо, который одним из первых понял, что пришло время переделывать "сноповязалки в “лорен-дитрихи”, и фактически основал автомобильное производство компании, пришлось разработать систему ценностей, которая легла в основу Toyota Production System.
Завод Цуцуми компании Toyota похож на все остальные успешные заводы мира, разве что внутри все расположено чуть потеснее, чем обычно. На сборочном конвейере до 70% операций выполняются вручную. Символом производства может служить похожая на бельевую веревка, висящая на каждом из рабочих постов. Это реализация принципа дзидока – формирования ценности продукта во время его производства. При обнаружении дефекта на своем участке рабочий, дернув за веревку, останавливает весь конвейер и вместе со своим бригадиром исправляет неисправность. Брак не передается дальше по конвейеру.
Второй принцип – широко известный just-in-time (точно вовремя), который позволяет гибко реагировать на конъюнктуру автомобильного рынка. Можно сказать, что все свои автомобили компания делает на заказ, в результате чего у нее нет товарных излишков и кризис перепроизводства ей не грозит.
Весь этот винегрет производственных добродетелей приправлен сугубо местным соусом кайдзен, предполагающим постоянное совершенствование, перманентную работу по созданию производственной ценности.
Японцы – клинические трудоголики, чем очень напоминают всяких социальных насекомых. Возможно, когда-то очень давно, на заре цивилизации, одна из всеяпонских прабабок согрешила-таки с муравьем. Прибавьте к этому тягу к самоанализу (по-японски – “хансей”), и вы поймете, почему у Toyota возникли проблемы с внедерением своей системы на заводах в других странах.
Поэтому систему пришлось подстраивать под варваров. Так появилась идея Global Production Centre, где делегации рабочих с разных заводов Toyota учатся работать правильно.
Огромный павильон, способный вместить до 450 человек одновременно, весь уставлен производственными тренажерами, каждый из которых должен помочь отработать до автоматизма какую-либо из рабочих операций. Больше всего впечатляет стенд для отработки правильного закручивания болтов.
Закручивать их нужно со строго определенным темпом и даже звуком, по которому можно определить, правильно ли болт заходит. То же самое нужно проделать на движущемся стенде – имитации конвейера. Видеоинструкция регламентирует каждую мелочь в этой вроде бы несложной операции и длится чуть ли не 5 минут. Все учтено в требованиях – даже то, как вынимать очередную партию болтов из ящика. Если что-то непонятно, над стендом протянута веревка, такая же как на конвейере.
И такие стенды существуют под каждую рабочую операцию. Центр в общем оставил гнетущее впечатление. Если бы доктор Павлов, мучавший в XIX веке собачек на предмет условных рефлексов, когда-нибудь дорвался до людей, он, наверное, построил бы что-то подобное. После обучения в центре люди должны работать на конвейере с точностью робота, безо всяких философских откровений вроде самоанализа. С другой стороны, если отбросить гуманистические сопли, такие центры – то, что надо. Toyota – лучшая по качеству, потребители в выигрыше.
А теперь хочу развеять сомнения по поводу качества российских Сamry. На российском заводе Toyota, как и на всех других заводах компании, есть “тренажерный зал”. Но, видимо, японцы тоже отлично осведомлены об особенностях российского менталитета, поэтому всех без исключения сотрудников завода вывезли на обучение в GPC в Японию. Из других стран обычно привозят только бригадиров, из России – повезли всех! При этом на работу не принимались люди с опытом работы в отечественном автопроме, дабы не заносить профессиональные заболевания вроде лени и нерадивости.
Можно быть уверенным, новички были обработаны как надо. Поэтому за российские Camry мы можем быть спокойны.
Алексей Лаврухин