Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россия станет главным авторынком в мире

Итоги года подводить пока рано, тем не менее, уже ясно, в каком направлении российский авторынок будет развиваться дальше. Ведущие аналитики проанализировали, что произошло в течение года, и сделали прогнозы на будущее...
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, за 9 месяцев 2007 года рост рынка составил 63%: если в прошлом году за это время было продано 699 474 легковых автомобиля иностранного производства, то в этом – уже 1 137 238. С учетом новых автомобилей российского производства, было продано 1 млн 675 тысяч. Это на 31,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Согласно прогнозам ИА “Автостат”, по итогам 2007 года суммарные продажи новых легковых автомобилей в России составят 2 миллиона 280 тысяч единиц, из которых 680 тысяч будут отечественных марок, а прирост парка иномарок за 2007 год составит 1,5-1,7 млн единиц (25,8%) – в следующем году он может увеличиться до 2 млн единиц. Специалисты агентства отмечают, что ежемесячный объем продаж новых автомобилей в России в последние три месяца стабильно превышает отметку в 200 тысяч единиц.

По разным оценкам, рост российского авторынка продолжится как минимум следующие 6 лет в среднем примерно на 25% в год. Согласно оценке экспертов из “Автостата”, при сохранении нынешних темпов прироста и изменения структуры автомобильного парка на ближайшие несколько лет, число иномарок и российских моделей сравняется в 2012 году. К тому моменту на учете в российской Госавтоинспекции будет числиться порядка 36-38 млн легковых автомобилей, в том числе 18-19 млн иномарок и такое же число российских моделей.

Основная причина, почему россияне покупают все больше автомобилей, – общий рост экономики. Рост продаж будет преобладать в B- и C-классах, а также в сегменте класса люкс. Лидеры в ближайшее время, скорее всего, пока останутся прежними: Ford, Chevrolet и Toyota, в основном благодаря запуску сборочных предприятий на территории России. Выход на рынок конкурентоспособных моделей азиатских брендов, которые более динамично реагируют на запросы рынка, приведет к мощному росту продаж китайских автомобилей. По прогнозу аналитиков, продажи китайских автомобилей в России к 2012 году вырастут до 300 000 и более, таким образом доля рынка азиатских производителей к 2015 году может превысить все остальные марки. В то время как доля Lada ежегодно будет снижаться примерно на 10%.

Роль России в мировом автопромышленном контексте будет только укрепляться.

По прогнозу PricewaterhouseCoopers в девятом ежегодном “Международном финансовом обзоре автомобильной промышленности” (Global Automotive Financial Review), к 2014 году мировой объем сборки легковых автомобилей вырастет на 19% – с 65,2 млн до 77,6 млн автомобилей. Однако экономика и производство Европы и Америки в ближайшем будущем будут переживать спад. На первый план выходят страны БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия и Китай, а также другие развивающиеся страны. Объем сборки легковых автомобилей в странах БРИК в 2006 году составил 16% от общемирового, прогнозируется, что в 2014 году объем вырастет до 23%.

Согласно данным Ernst&Young в обзоре “Российский автомобильный рынок” 2007 года (The Russian Automotive Market), по объему производства китайская автопромышленность уже вышла на 3-е место в мире после США и Японии. Россия пока занимает 8-е место, но к 2010 году должна выйти на уровень Германии (3,5 миллиона автомобилей в год), которая сегодня занимает 4-е место после США, Японии и Китая. На японском рынке, наиболее зрелом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в течение этого периода объемы сборки легковых автомобилей будут оставаться относительно стабильными, с небольшим сокращением на 250 тыс. автомобилей (2%).

Эксперты единодушно прочат мощное и стабильное развитие автоиндустрии в России в ближайшее время за счет новых автосборочных производств, отмечая, что те инвестиции, которые были сделаны автопроизводителями в прошлом году, будут оправданы с лихвой. Сейчас на территории России успешно работают семь сборочных производств, обеспечивая уже более 30% от общего объема выпускаемых автомобилей. Согласно прогнозу Ernst&Young, к концу 2007 года мощности по производству иномарок в России составят 600 тысяч автомобилей в год, а к 2010 году они вырастут до 800-900 тыс. автомобилей в год.

Аналитики отмечают, что переломным для российской автопромышленности стал 2006 год, когда инвесторы будто взглянули на нее другими глазами и, впервые за долгое время, начали вкладывать деньги. Это сразу повлекло за собой развитие самых смежных отраслей, которые также будут активно развиваться в ближайшее время, – это производство компонентов и логистика. За последние два года было зарегистрировано около 40 новых компаний по производству автокомплектующих в 14 регионах России. Продолжится совершенствование логистических цепочек, автопредприятия по-новому будут учиться взаимодействовать между собой, будет развиваться транспортная инфраструктура, продолжится экспансия производителей и дилеров в регионы.

Можно надеяться, что уже к 2012 году российская автопромышленность наконец станет не второстепенным “отверточным придатком” мирового автопрома, а серьезной производственной площадкой и полноценным сектором российской экономики...

Елена Костякова