branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Очереди на иномарки растянутся на несколько лет

Автопроизводители признались, что не успевают увеличивать квоты для российского рынка. Покупатели иномарок обречены стоять в очередях ближайшие несколько лет...
“Вопрос квот” был особенно болезненным около трех лет назад, когда российский автомобильный рынок только начинал активно развиваться. При обилии автомобильной рекламы найти в каком-нибудь автосалоне Mazda6 либо Mitsubishi Lancer было практически невозможно. “Что поделаешь, квоты!” – привыкли пожимать плечами автопродавцы. Мировые автоконцерны осторожно выводили на рынок новые бренды и модели, опасаясь перегрузки и зондируя экономическую ситуацию. В течение последних трех лет производители ощутимо увеличили объем поставок иномарок в Россию, и жесткое понятие “квота” перестало быть таким уж актуальным. Но суть от этого не изменилась: продавцы по-прежнему не могут поставлять необходимое количество машин на российский рынок.

Причина постоянной нехватки автомобилей – в системе долгосрочного планирования продаж у иностранных автопроизводителей. После того как авторынок несколько стабилизировался, производители пересмотрели свои достаточно жесткие взаимоотношения с дистрибьюторами. Так, многие автозаводы теперь не выделяют строго регламентированное количество автомобилей на страну, а сами спрашивают у дистрибьюторов, сколько они смогут сейчас продать. Каждый дистрибьютор в свою очередь запрашивает годовые итоги продаж у дилеров, а также их рекомендации, после чего составляет примерный план продаж и отправляет его на завод, где уже и составляется производственный план на несколько лет вперед!

Но российский авторынок настолько быстро растет, что становится непредсказуем. Автопродавцы крайне неохотно общаются на тему квотирования российского рынка. Тем не менее в ряде представительств нам подтвердили, что на данный момент продавцы не в состоянии угнаться за ростом рынка и прогнозируемые ими объемы производства не соответствуют потребительским запросам.

Например, в Renault прогноз по продажам строится аж на три года вперед – неудивительно, что по прошествии этого времени рынок выглядит несколько иначе, чем предполагалось. “Конечно, мы столкнулись с той же проблемой, что и другие производители: темпы роста российского рынка продаж автомобилей выше, чем прогнозировалось, – комментирует PR-директор представительства Renault Оксана Назарова. – И наши запросы в центральный офис превышают запланированные. Но, учитывая потенциал российского рынка, Россия все-таки имеет приоритет перед другими странами”.

У “собрата” Renault по альянсу, компании Nissan, примерно такая же система прогнозов, но на год вперед. За несколько месяцев до начала нового года (в Nissan он начинается одновременно с началом японского финансового года, то есть с 1 апреля) представительство планирует, сколько и каких моделей автомобилей оно сможет продать в течение года. Когда производство собирает предварительные заказы от всех стран, планируются общие объемы производства каждого из заводов.

Таким образом, при своеобразной “мобильности” поставок, сегодня под понятием “квота” в первую очередь понимаются производственные возможности автозавода. Этих возможностей действительно часто не хватает, вследствие чего и возникает дефицит. Иногда, в связи с большим спросом на ту или иную модель, производство просто физически не может принять полностью заказы от каждой из стран, в том числе и от России. Некоторые российские представительства пытаются влиять на производственную политику предприятия, пытаясь “урвать” себе объем за счет других стран. Но не факт, что эти попытки в результате увенчаются успехом: это зависит от модели, за которую “просит” представительство. Как правило, завод всегда готов увеличить объем производства той модели, которая неважно продавалась, но при определенных обстоятельствх вдруг стала востребована рынком, – ведь он заинтересован в продвижении всех своих продуктов.

“В случае с Nissan Qashqai, например, – рассказывает PR-директор представительства Nissan Татьяна Натарова, – мы несколько раз изыскивали решения для увеличения объемов: это и дополнительные инвестиции в само производство в Великобритании, и освобождение одной из производственных линий на заводе в Сандерленде, и перенос производства машин для Японии в Японию (то есть увеличение числа заводов, производящих автомобиль), и увеличение числа постоянных рабочих на заводе. Это позволило значительно увеличить производственные мощности, но тем не менее спрос на автомобиль так велик, что, к сожалению, мы не можем быстро его удовлетворить и вынуждены просить наших клиентов ждать достаточно долго”.

По-другому в прошлом году обстояло дело с новой, еще далекой от популярности моделью Nissan Note. Изначально представительство планировало продать всего две тысячи этих машин. Такой небольшой объем был запланирован потому, что на тот момент на российском рынке модели в кузове минивэн продавались очень ограниченным количеством. “Тем не менее, модель была очень тепло принята рынком, и мы в результате смогли продать за первый полный год продаж более 7 тысяч этих автомобилей, – говорит Татьяна Натарова. – Соответственно, мы просим увеличить объемы поставок, когда на данную модель есть высокий спрос – это может зависеть и от популярности данной конкретной модели, и от общего роста рынка”.

Общий рост рынка тем временем происходит такими темпами, что сейчас дошло до того, что квот не хватает даже на премиум-класс! Хотя “большая немецкая тройка” никогда не гналась за сумасшедшими объемами, сегодня спрос так велик, что не хватает ни Audi, ни BMW, ни Mercedes-Benz. Возможно, это следует расценивать как хороший знак: значит, богатых людей в России становится все больше. Так, например, не успел на рынке в июле появиться Audi R8, как вся российская квота в 100 машин моментально была разобрана! По словам менеджера по связям с общественностью Mercedes Car Group Евгении Чередковой, квоты на Mercedes-Benz увеличиваются “перманентно”. В этом году, например, представительству удалось в значительной степени увеличить первоначально запланированное производство моделей С-, М- и S-класса. “К сожалению, не всегда удается вовремя и должным образом отреагировать на рост того или иного сегмента авторынка”, – констатирует Е. Чередкова.

В это время дилеры, которые не имеют возможности напрямую влиять на производственную политику, до сих пор вынуждены объясняться с покупателями на предмет хронического дефицита. Большинство крупных автопродавцов сейчас сами определяют тот объем автомобилей, который они могут взять у представительства и реализовать, сегодня это достаточно большие объемы: в среднем от 2 до 5 тысяч автомобилей в год по каждому бренду.

Тем не менее, дилеры считают, что проблема так называемых “квот”, то есть нехватки машин, по-прежнему актуальна. По словам начальника отдела по продаже иномарок компании “Элекс-Полюс” Юрия Журавеля, обычно дилеры ежегодно увеличивают свои запросы в два раза, но этого все равно не хватает. В компании “Бизнес Кар” подтвердили наличие проблемы: “По некоторым моделям, в особенности по Toyota Corolla, наблюдается сильный дефицит. Покупателям приходится ждать в среднем до 6 месяцев”. “Многие производители, признавая факт “бума” автомобильного рынка в России, по факту достаточных квот, которые способен поглотить рынок, не выделили. И это при том, что большинство из них считают рынок Восточной Европы №1 из стратегических в мире”, – комментирует заместитель генерального директора ГК “Гема Моторс” Елена Барташевич.

Продавцы говорят, что устали объяснять покупателям – они не виноваты в том, что машин не хватает на всех. Несмотря на ежегодное увеличение поставок иномарок на российский рынок, эксперты пока не считают это увеличение адекватным. Возможно, новые российские автозаводы в некоторой мере смогут удовлетворить спрос жадных российских потребителей. Только здесь будут собирать все-таки не самые “вкусные” модели, а для того чтобы импортных иномарок хватало на всех – должно пройти как минимум несколько лет...

Елена Костякова