Иномарки лучше покупать у серых дилеров
Отношение к так называемым “серым” дилерам традиционно было негативным: это понятие четко ассоциировалось с криминальными группировками, ввозившими машины в Россию из Германии, США и ОАЭ в 90-х годах прошлого века. Тем не менее, именно эти структуры обеспечивали региональную элиту новыми иномарками, когда ни о каких импортерах и официальных дилерах еще даже не было слышно.
После того как в России появились представительства практически всех мировых автопроизводителей и начали строиться дилерские сети, всех “левых” продавцов начали “давить”. Война разыгралась не на шутку: были подключены административные ресурсы, таможенные и силовые структуры, и, несмотря на то, что продажа автомобилей противозаконным делом у нас в стране не считается, все “щебневые” площадки были закрыты. К 2005 году количество “серых” дилеров в столице и регионах значительно поубавилось.
И все же “серый” импорт по-прежнему жив и в ближайшее время деваться никуда не собирается. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, Россия принадлежит к развивающимся рынкам с высокими ввозными пошлинами на автомобили (“серые” продавцы растаможивают машины на частников, что дешевле до 20%), в этих условиях иностранцы пока еще могут позволить себе продавать в России машины по завышенным ценам – дороже, чем в Европе или США. Во-вторых, в стране все еще сохраняется дефицит автомобилей. В-третьих, импортеры часто запаздывают с поставками новых моделей, отдавая приоритет Европе. Наконец, в мире еще огромное количество марок, официально в Россию не поставляемых, но уже имеющих своих потенциальных покупателей.
Проблема покупки иномарки остается актуальной, особенно для регионального покупателя. Ценообразование на “сером” рынке зависит от степени дефицита авто. Если машина очень востребована, но находится в дефиците, она будет дороже, чем у “белого” дилера.
Существование таких дилеров в определенной степени выгодно и самим автопроизводителям. Продавая неофициально машины, они поддерживают интерес к марке, таким образом повышая общий уровень продаж. “Перед официальным запуском Infiniti мы смотрели на объемы “серых” продаж”, – подтверждает PR-директор “Ниссан Мотор Рус” Татьяна Натарова.
В большинстве представительств подтвердили, что отслеживают деятельность “серых” дилеров, однако отказались комментировать столь щекотливую тему. “Наша компания располагает информацией о “серых” дилерах Toyota и Lexus, но никаких результатов мы, к сожалению, предоставить не можем”, – сообщили в компании “Тойота Мотор”. По словам директора по развитию дилерской сети “Дженерал Моторс СНГ” Драгана Ненадовича, периодически компания получает отчеты от дилеров, но в основном когда у клиентов возникают проблемы с сервисом или они запрашивают гарантию, которая не может быть предоставлена серыми импортерами.
Сегодня в России реально достать абсолютно любой автомобиль (не будем сейчас перечислять все риски подобной покупки). Например, в прайс-листе питерской компании Gregory Cars (крупнейшего “серого” поставщика в России) числятся: Acura, Bentley, Buick, Bugatti, Lotus, Lancia, MG, Rover, Smart, Cadillac, TVR, продают даже такие раритеты, как Clenet, Morgan, Wiesmann и Zimmer. Более того, на сайте компании сказано, что при желании вам доставят самую редкостную диковину. Автомобили возят из США – на американском рынке самые богатые комплектации, до которых охочи русские покупатели. На все автомобили автосалон дает свою гарантию – от года до трех лет в зависимости от марки.
По словам директора по продажам Gregory Cars Ивана Янкевича, компания не стремится называть себя ни импортером, ни официальным дилером, ни серым дилером: “Мы просто продаем машины”. Это выгоднее и удобнее, чем подстраиваться под корпоративные стандарты и возить “навязанные” модели, тем более что спрос, как говорят в компании, очень хороший. Схемы ввоза автомобилей автопродавцы стараются не афишировать, однако известно, что все машины завозятся, оформляясь на частное лицо, а потом продаются как комиссионные автомобили. “Серый” дилер при этом выступает только как посредник.
Как рассказал менеджер, для “стратегических” российских дилеров на заводе существует собственная квота – конечно, это не касается всякой мелочи, торгующей на щебенке. Это вопрос исключительно личных связей и договоренностей, причем договоренностей как с руководителями американских дилерских сетей, так и автозаводов.
“Я за полторы недели могу достать автомобиль, которых всего 200 штук в мире, – говорит И. Янкевич. – Мы знаем, кто что продает, кто что производит и будет производить”. К примеру, по словам менеджера, буквально на днях в Санкт-Петербург должен прибыть автомобиль Porshe Carrera GT3 RS (имя клиента в компании сообщить, разумеется, отказались). Официальный импортер – “Порше Русланд” – подтвердил, что такой машины в России пока нет и когда будет, неизвестно. На вопрос о том, можно ли достать машину через “серых” дилеров, ответили, что не знают: “Мы с ними не сотрудничаем”.
Зато вынуждены сотрудничать другие дилеры, которые продвигают перспективные марки.
Например, в компании “Аояма Моторс” (Honda) сообщили, что в любой момент можно заказать автомобиль Acura. Поставками занимается не сам дилер, но дочерняя компания. Honda в курсе, но особенно не давит, тем более что модельный ряд у Honda и так очень скромный. А результаты “серых” продаж могут лишь способствовать скорому выводу Acura в Россию. Ведь именно так и случилось в свое время с сверхпопулярной маркой Infiniti, вывод которой сегодня уже можно считать классикой жанра.
Так или иначе, “серый” импорт еще будет некоторое время сопровождать официальные продажи, считают эксперты. Разница в цене у “серого” и “белого” с каждым годом уменьшается, а основная конкуренция идет за счет различных программ лояльности. “Серые” дилеры не могут сильно влиять на цены, так как они появляются на развивающихся и рынках лавинного роста, на которых продажи и так растут, – комментирует Д. Ненадович. – Клиенты в конечном итоге возвращаются к официальным дилерам, как только ситуация на рынке нормализуется”.
Елена Костякова
После того как в России появились представительства практически всех мировых автопроизводителей и начали строиться дилерские сети, всех “левых” продавцов начали “давить”. Война разыгралась не на шутку: были подключены административные ресурсы, таможенные и силовые структуры, и, несмотря на то, что продажа автомобилей противозаконным делом у нас в стране не считается, все “щебневые” площадки были закрыты. К 2005 году количество “серых” дилеров в столице и регионах значительно поубавилось.
И все же “серый” импорт по-прежнему жив и в ближайшее время деваться никуда не собирается. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, Россия принадлежит к развивающимся рынкам с высокими ввозными пошлинами на автомобили (“серые” продавцы растаможивают машины на частников, что дешевле до 20%), в этих условиях иностранцы пока еще могут позволить себе продавать в России машины по завышенным ценам – дороже, чем в Европе или США. Во-вторых, в стране все еще сохраняется дефицит автомобилей. В-третьих, импортеры часто запаздывают с поставками новых моделей, отдавая приоритет Европе. Наконец, в мире еще огромное количество марок, официально в Россию не поставляемых, но уже имеющих своих потенциальных покупателей.
Проблема покупки иномарки остается актуальной, особенно для регионального покупателя. Ценообразование на “сером” рынке зависит от степени дефицита авто. Если машина очень востребована, но находится в дефиците, она будет дороже, чем у “белого” дилера.
Существование таких дилеров в определенной степени выгодно и самим автопроизводителям. Продавая неофициально машины, они поддерживают интерес к марке, таким образом повышая общий уровень продаж. “Перед официальным запуском Infiniti мы смотрели на объемы “серых” продаж”, – подтверждает PR-директор “Ниссан Мотор Рус” Татьяна Натарова.
В большинстве представительств подтвердили, что отслеживают деятельность “серых” дилеров, однако отказались комментировать столь щекотливую тему. “Наша компания располагает информацией о “серых” дилерах Toyota и Lexus, но никаких результатов мы, к сожалению, предоставить не можем”, – сообщили в компании “Тойота Мотор”. По словам директора по развитию дилерской сети “Дженерал Моторс СНГ” Драгана Ненадовича, периодически компания получает отчеты от дилеров, но в основном когда у клиентов возникают проблемы с сервисом или они запрашивают гарантию, которая не может быть предоставлена серыми импортерами.
Сегодня в России реально достать абсолютно любой автомобиль (не будем сейчас перечислять все риски подобной покупки). Например, в прайс-листе питерской компании Gregory Cars (крупнейшего “серого” поставщика в России) числятся: Acura, Bentley, Buick, Bugatti, Lotus, Lancia, MG, Rover, Smart, Cadillac, TVR, продают даже такие раритеты, как Clenet, Morgan, Wiesmann и Zimmer. Более того, на сайте компании сказано, что при желании вам доставят самую редкостную диковину. Автомобили возят из США – на американском рынке самые богатые комплектации, до которых охочи русские покупатели. На все автомобили автосалон дает свою гарантию – от года до трех лет в зависимости от марки.
По словам директора по продажам Gregory Cars Ивана Янкевича, компания не стремится называть себя ни импортером, ни официальным дилером, ни серым дилером: “Мы просто продаем машины”. Это выгоднее и удобнее, чем подстраиваться под корпоративные стандарты и возить “навязанные” модели, тем более что спрос, как говорят в компании, очень хороший. Схемы ввоза автомобилей автопродавцы стараются не афишировать, однако известно, что все машины завозятся, оформляясь на частное лицо, а потом продаются как комиссионные автомобили. “Серый” дилер при этом выступает только как посредник.
Как рассказал менеджер, для “стратегических” российских дилеров на заводе существует собственная квота – конечно, это не касается всякой мелочи, торгующей на щебенке. Это вопрос исключительно личных связей и договоренностей, причем договоренностей как с руководителями американских дилерских сетей, так и автозаводов.
“Я за полторы недели могу достать автомобиль, которых всего 200 штук в мире, – говорит И. Янкевич. – Мы знаем, кто что продает, кто что производит и будет производить”. К примеру, по словам менеджера, буквально на днях в Санкт-Петербург должен прибыть автомобиль Porshe Carrera GT3 RS (имя клиента в компании сообщить, разумеется, отказались). Официальный импортер – “Порше Русланд” – подтвердил, что такой машины в России пока нет и когда будет, неизвестно. На вопрос о том, можно ли достать машину через “серых” дилеров, ответили, что не знают: “Мы с ними не сотрудничаем”.
Зато вынуждены сотрудничать другие дилеры, которые продвигают перспективные марки.
Например, в компании “Аояма Моторс” (Honda) сообщили, что в любой момент можно заказать автомобиль Acura. Поставками занимается не сам дилер, но дочерняя компания. Honda в курсе, но особенно не давит, тем более что модельный ряд у Honda и так очень скромный. А результаты “серых” продаж могут лишь способствовать скорому выводу Acura в Россию. Ведь именно так и случилось в свое время с сверхпопулярной маркой Infiniti, вывод которой сегодня уже можно считать классикой жанра.
Так или иначе, “серый” импорт еще будет некоторое время сопровождать официальные продажи, считают эксперты. Разница в цене у “серого” и “белого” с каждым годом уменьшается, а основная конкуренция идет за счет различных программ лояльности. “Серые” дилеры не могут сильно влиять на цены, так как они появляются на развивающихся и рынках лавинного роста, на которых продажи и так растут, – комментирует Д. Ненадович. – Клиенты в конечном итоге возвращаются к официальным дилерам, как только ситуация на рынке нормализуется”.
Елена Костякова