Автоклубы начинают борьбу за российских водителей
Многие слышали о существовании автоклубов, но не все точно представляют, зачем они нужны и есть ли от них какая-то реальная польза. В Европе некоторые автоклубы, чьи истории насчитывают около сотни лет, давно превратились в авторитетнейшие организации. Автоклубы не только берут на себя комплексное предоставление услуг на дороге. К результатам исследований немецкого автоклуба ADAC прислушиваются известные автомобильные издания, иногда результаты прямо влияют на импорт той или иной марки в Европу, как это, например, не так давно произошло с китайскими автомобилями.
Всего же, по разным оценкам, в Европе действует около 130 автомобильных клубов, и практически все население Европы, образно говоря, разбито по ним, как по ячейкам. Практически у любого европейского водителя с собой имеется карточка той или иной автомобильной организации, которая очень облегчает ему жизнь. К примеру, только ADAC насчитывает 15 млн человек.
В России автоклубов, занимающихся обслуживанием автовладельцев и экстренной помощью на дороге, пока не так много, самые известные – это “Ангел”, “Автомобильный клуб России” и “АКАР”. Все эти клубы были созданы по примеру западных автоклубов довольно давно: “Ангел” в 1994 году, “Автомобильный клуб России” в 1995 году, в 2002 году на перспективный рынок вышел еще один игрок – компания “АКАР” (ООО “АвтоКлуб “Ассистанс-Рус”). Все эти клубы довольно успешно действуют в России, а в ближайшее время каждый из игроков намерен еще более активно развивать деятельность на территории России.
Основная причина, по которой стоит вступить в автоклуб, – гарантия полной безопасности, что бы ни случилось на дороге. Так обещают в самих автоклубах. Если машина сломается или вдруг авария, человек не останется один на один со своей проблемой, не должен будет разбираться со страховщиками и сотрудниками ГАИ. В этом преимущество клубной карточки по сравнению, скажем, с услугами независимого техцентра или страховой компании – в комплексном подходе. Как известно, в страховой компании разбираются только страховые случаи, а между тем существует много ситуаций, которые таковыми не считаются – будь то наезд на животное либо прокол колеса, или холодный пуск автомобиля. Автоклуб обещает прийти на помощь абсолютно в любой ситуации, можно сказать, что водителю совсем ничего не придется делать: на место сразу прибудут и адвокаты, и страховщики, машину эвакуируют куда следует, а если человек попал в ДТП, скажем, не в родном городе, еще и билеты до дома оплатят.
На сегодняшний день российские автоклубы реализуют ряд программ, которые разнятся между собой, – в будущем именно за счет спектра услуг и будет развиваться конкуренция. Обладатели клубных карточек в любое время дня и ночи могут “бесплатно” рассчитывать на стандартный и довольно обширный спектр услуг: эвакуация не только при ДТП, но и при стандартной поломке автомобиля, диагностика и ремонт автомобиля на дороге, транспортировка исправного автомобиля с нетрезвым водителем (которая в “АКАР”, например, легкомысленно называется “веселым водителем”), а также выезд аварийного комиссара. Помимо бесплатных работ, заложенных в стоимость карты, практически везде предусмотрены разнообразные скидки: на бензин, автозапчасти и сервис, страхование от различных рисков, юридическую помощь. Для того чтобы привлечь как можно больше клиентов, клубы активно развивают не только “автоскидки”, но и самые разные услуги. В “Ангеле” все члены клуба имеют скидки в том числе и на рестораны, подарки, туристические путевки. В “Автомобильном клубе России”, например, предполагается вызов такси за счет клуба.
Условия вступления в клуб везде разные. Например, в “Автомобильном клубе России” членских взносов как таковых нет, существует абонентская карта стоимостью от 80 до 800 евро, в ее стоимость, соответственно, и входит определенный спектр услуг. В “Ангеле” существует две программы, в зависимости от программы за карточку придется отдать от 7 тыс. до 9 тыс. рублей в год. В стоимость входит более 40 наименований бесплатных ремонтных работ и скидка 50% на сложные и нестандартные работы. “АКАР” вообще не требует никаких членских взносов и абонентской платы. Компания пока работает преимущественно с корпоративными клиентами и имеет договоры с рядом автодилеров. Например, все, кто покупает новый автомобиль у официального дилера Skoda или General Motors, после покупки автоматически попадают в базу “АКАР” и могут рассчитывать на пакет услуг стоимостью до 600 евро.
Автоклубы постепенно превращаются в самостоятельный рынок, который со временем составит конкуренцию независимым техцентрам. Многими игроками данный рынок признается весьма перспективным направлением. Как отмечает исполнительный директор “Автомобильного клуба России” Вадим Абакумов, “сейчас на рынке появляются компании, которые предлагают те или иные услуги на дороге (в основном эвакуация), и логика у них правильная, поскольку это направление будет развиваться далее”. Бизнес, судя по всему, должен быть довольно выгодным, хотя он и носит сезонный характер. Как рассказал эксперт по развитию компании “Ангел” Александр Трофимов, прошлой зимой, когда отметка градусника редко поднималась выше -30C, количество заявок варьировалось от 60 до 100 тысяч в день, в среднем же норма вызовов – 500 заявок в день.
Пока рано говорить о серьезной конкуренции между российскими автоклубами, однако все игроки отмечают тенденцию роста деятельности автоклубов как рынка. Как отмечает В. Абакумов, именно в течение последнего года “Автомобильный клуб России” активно взялся за развитие: была закуплена новая техника, прорабатываются новые программы. “Ангел” уже обзавелся своим техцентром и складом запчастей для любых иномарок. Игроки сходятся во мнении, что это идеальный вариант, к которому можно стремиться. “АКАР” пока не имеет розничной продажи и своего сервиса, зато активно развивает региональную сеть: в настоящее время, по информации компании, “АКАР” уже имеет 56 партнеров в регионах.
Страховщики также начали обращать внимание на интересный рынок, некоторые страховые компании сегодня изучают этот сегмент. Однако, по мнению заместителя директора департамента по связям с общественностью Росгосстраха Андрея Бирюкова, при возможном развитии этого направления обязательно нужно будет учитывать международный опыт. В то же время страховщики не торопятся делать вложения в бизнес. Как отмечает Сергей Подковкин, автоклуб – бизнес сезонный и требует свободных денег и существенных вложений в технику, недешево обходится и своя телефонная станция.
“Со страховщиками сложно работать, – отмечает заместитель директора компании “АКАР” Сергей Подковкин. – Они все хотят работать “по факту”. Проблема и в том, что от них всегда очень долго идут деньги. Пока нам не совсем выгодно работать со страховыми компаниями по их схеме”. Поэтому пока автоклубы рассчитывают только на себя.
Разумеется, с годами будет выработан опыт и выстроены взаимоотношения между всеми участниками автомобильно-правовых взаимоотношений – клубами, водителями, страховщиками и т.д. Но в любом случае, появление автомобильных организаций, способных помочь, пусть и за деньги, водителю в трудной ситуации, не оставить его на дороге наедине со своей проблемой – явление положительное.
Елена Костякова
Всего же, по разным оценкам, в Европе действует около 130 автомобильных клубов, и практически все население Европы, образно говоря, разбито по ним, как по ячейкам. Практически у любого европейского водителя с собой имеется карточка той или иной автомобильной организации, которая очень облегчает ему жизнь. К примеру, только ADAC насчитывает 15 млн человек.
В России автоклубов, занимающихся обслуживанием автовладельцев и экстренной помощью на дороге, пока не так много, самые известные – это “Ангел”, “Автомобильный клуб России” и “АКАР”. Все эти клубы были созданы по примеру западных автоклубов довольно давно: “Ангел” в 1994 году, “Автомобильный клуб России” в 1995 году, в 2002 году на перспективный рынок вышел еще один игрок – компания “АКАР” (ООО “АвтоКлуб “Ассистанс-Рус”). Все эти клубы довольно успешно действуют в России, а в ближайшее время каждый из игроков намерен еще более активно развивать деятельность на территории России.
Основная причина, по которой стоит вступить в автоклуб, – гарантия полной безопасности, что бы ни случилось на дороге. Так обещают в самих автоклубах. Если машина сломается или вдруг авария, человек не останется один на один со своей проблемой, не должен будет разбираться со страховщиками и сотрудниками ГАИ. В этом преимущество клубной карточки по сравнению, скажем, с услугами независимого техцентра или страховой компании – в комплексном подходе. Как известно, в страховой компании разбираются только страховые случаи, а между тем существует много ситуаций, которые таковыми не считаются – будь то наезд на животное либо прокол колеса, или холодный пуск автомобиля. Автоклуб обещает прийти на помощь абсолютно в любой ситуации, можно сказать, что водителю совсем ничего не придется делать: на место сразу прибудут и адвокаты, и страховщики, машину эвакуируют куда следует, а если человек попал в ДТП, скажем, не в родном городе, еще и билеты до дома оплатят.
На сегодняшний день российские автоклубы реализуют ряд программ, которые разнятся между собой, – в будущем именно за счет спектра услуг и будет развиваться конкуренция. Обладатели клубных карточек в любое время дня и ночи могут “бесплатно” рассчитывать на стандартный и довольно обширный спектр услуг: эвакуация не только при ДТП, но и при стандартной поломке автомобиля, диагностика и ремонт автомобиля на дороге, транспортировка исправного автомобиля с нетрезвым водителем (которая в “АКАР”, например, легкомысленно называется “веселым водителем”), а также выезд аварийного комиссара. Помимо бесплатных работ, заложенных в стоимость карты, практически везде предусмотрены разнообразные скидки: на бензин, автозапчасти и сервис, страхование от различных рисков, юридическую помощь. Для того чтобы привлечь как можно больше клиентов, клубы активно развивают не только “автоскидки”, но и самые разные услуги. В “Ангеле” все члены клуба имеют скидки в том числе и на рестораны, подарки, туристические путевки. В “Автомобильном клубе России”, например, предполагается вызов такси за счет клуба.
Условия вступления в клуб везде разные. Например, в “Автомобильном клубе России” членских взносов как таковых нет, существует абонентская карта стоимостью от 80 до 800 евро, в ее стоимость, соответственно, и входит определенный спектр услуг. В “Ангеле” существует две программы, в зависимости от программы за карточку придется отдать от 7 тыс. до 9 тыс. рублей в год. В стоимость входит более 40 наименований бесплатных ремонтных работ и скидка 50% на сложные и нестандартные работы. “АКАР” вообще не требует никаких членских взносов и абонентской платы. Компания пока работает преимущественно с корпоративными клиентами и имеет договоры с рядом автодилеров. Например, все, кто покупает новый автомобиль у официального дилера Skoda или General Motors, после покупки автоматически попадают в базу “АКАР” и могут рассчитывать на пакет услуг стоимостью до 600 евро.
Автоклубы постепенно превращаются в самостоятельный рынок, который со временем составит конкуренцию независимым техцентрам. Многими игроками данный рынок признается весьма перспективным направлением. Как отмечает исполнительный директор “Автомобильного клуба России” Вадим Абакумов, “сейчас на рынке появляются компании, которые предлагают те или иные услуги на дороге (в основном эвакуация), и логика у них правильная, поскольку это направление будет развиваться далее”. Бизнес, судя по всему, должен быть довольно выгодным, хотя он и носит сезонный характер. Как рассказал эксперт по развитию компании “Ангел” Александр Трофимов, прошлой зимой, когда отметка градусника редко поднималась выше -30C, количество заявок варьировалось от 60 до 100 тысяч в день, в среднем же норма вызовов – 500 заявок в день.
Пока рано говорить о серьезной конкуренции между российскими автоклубами, однако все игроки отмечают тенденцию роста деятельности автоклубов как рынка. Как отмечает В. Абакумов, именно в течение последнего года “Автомобильный клуб России” активно взялся за развитие: была закуплена новая техника, прорабатываются новые программы. “Ангел” уже обзавелся своим техцентром и складом запчастей для любых иномарок. Игроки сходятся во мнении, что это идеальный вариант, к которому можно стремиться. “АКАР” пока не имеет розничной продажи и своего сервиса, зато активно развивает региональную сеть: в настоящее время, по информации компании, “АКАР” уже имеет 56 партнеров в регионах.
Страховщики также начали обращать внимание на интересный рынок, некоторые страховые компании сегодня изучают этот сегмент. Однако, по мнению заместителя директора департамента по связям с общественностью Росгосстраха Андрея Бирюкова, при возможном развитии этого направления обязательно нужно будет учитывать международный опыт. В то же время страховщики не торопятся делать вложения в бизнес. Как отмечает Сергей Подковкин, автоклуб – бизнес сезонный и требует свободных денег и существенных вложений в технику, недешево обходится и своя телефонная станция.
“Со страховщиками сложно работать, – отмечает заместитель директора компании “АКАР” Сергей Подковкин. – Они все хотят работать “по факту”. Проблема и в том, что от них всегда очень долго идут деньги. Пока нам не совсем выгодно работать со страховыми компаниями по их схеме”. Поэтому пока автоклубы рассчитывают только на себя.
Разумеется, с годами будет выработан опыт и выстроены взаимоотношения между всеми участниками автомобильно-правовых взаимоотношений – клубами, водителями, страховщиками и т.д. Но в любом случае, появление автомобильных организаций, способных помочь, пусть и за деньги, водителю в трудной ситуации, не оставить его на дороге наедине со своей проблемой – явление положительное.
Елена Костякова