branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Нарушение ПДД разорит российских автомобилистов

Штрафами размером в 50-100 рублей никого уже не запугаешь, и поэтому в ближайшее время они увеличатся в несколько раз: если сегодня средний размер штрафа за нарушение ПДД равен 300 рублям, то скоро он составит 2,5 тысячи рублей…
На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий санкции за нарушения правил дорожного движения (ПДД). За принятие соответствующих поправок в ст. 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) проголосовали 320 депутатов, против – 61, воздержавшихся не было. Эксперты сходятся во мнении, что законопроект, предусматривающий ужесточение санкций за административные правонарушения, все-таки будет принят.


Если это произойдет, то и лихачам, и скромным водителям, до недавнего времени считавшим себя вполне законопослушными, придется тяжко. Драконовские наказания теперь предусмотрены даже за езду с непристегнутым ремнем. В целом наказание практически за любое правонарушение на дороге увеличится почти десятикратно.

В частности, за управление автомобилем водителем, лишенным водительских прав, вместо 1 тысячи рублей придется заплатить 2,5 тысячи рублей или остаться без прав на год. Такую же сумму вместо сегодняшних 700 рублей придется отдать и за управление автомобилем без водительского удостоверения, а также за передачу управления машиной лицу без прав.

Штрафы за нарушение скоростного режима повышаются в среднем в 5 раз. Водителей, превышающих скоростной режим более, чем на 60 км в час, ждет штраф в размере 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев (сейчас 300-500 рублей и 2-4 месяца).

Превышение скорости на 10-20 км/ч, ранее наказывавшееся предупреждением или символическим штрафом в размере 50 рублей, теперь обойдется правонарушителю в 300 рублей; превышение на 20-40 км/ч – в 500 рублей вместо ста; превышение на 40-60 км/ч – в 1000-1500 рублей либо лишение прав сроком от 2 до 4 месяцев.

Водители, проезжающие на красный сигнал светофора, рискуют остаться без прав на срок от 2 до 4 месяцев, отдав при этом 1,5 тысячи рублей. Санкция за проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора составит уже 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав сроком на полгода-год (в действующей редакции – 500 рублей либо лишение прав на 3-6 месяцев).

Лишатся прав сроком на 4-6 месяцев или должны будут заплатить штраф в 2-2,5 тысячи рублей водители, выехавшие на встречную полосу. Сейчас за это предусматривается лишение прав сроком на 2-4 месяца или штраф в размере 300-500 рублей. Штраф за довольно распространенное нарушение ПДД – выезд на занятый перекресток – вместо сегодняшних предупреждения или 50 рублей будет составлять все 500 (увеличивается в 10 раз), а штраф за езду по тротуарам увеличится в 40 раз – с 50 рублей до 2 тысяч рублей. При этом предусматривается возможность лишать такого правонарушителя прав сроком на 2-4 месяца. Пешеходы, конечно, порадуются, но вот владельцы внедорожников, стоящие в пробках, теперь вряд ли полезут на амбразуру.

Тем, кто стоит в пробке, вообще теперь придется несладко. Например, если водитель не уступит дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда автомобилям "скорой помощи", милиции и другому спецтранспорту, то такое нарушение обойдется опять же в 2-2,5 тысячи рублей или будет чревато лишением прав на 3-6 месяцев (сейчас – штраф 300-500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца).

Пристегиваться наши люди пока так и не научились, так может, хоть штраф в 300 рублей (вместо 50 рублей) теперь заставит быть внимательнее. Наконец-то вводится и штраф за пользование мобильным телефоном за рулем, что часто становится причиной аварии. За использование за рулем мобильного телефона, не оснащенного устройством hands-free, придется отдать 300 рублей – сейчас такого вида штрафа в КоАП не существует вообще.

Как ни странно, самое главное наши депутаты пока оставили без внимания. В частности, остается неизменной санкция за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения: лишение права управления транспортным средством на 1,5-2 года. Не поменяли депутаты и наказание за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения – оно остается равным лишению прав сроком на 1,5-2 года. А вот для водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и при этом ранее лишенных прав по какой-либо причине, предлагается установить штраф в размере 5000 рублей или административный арест сроком до пятнадцати суток. Сейчас в КоАПе отсутствует совокупная ответственность за данное правонарушение.

Таким образом, если сегодня средний штраф составляет 300 рублей, то в ближайшее время он трансформируется до 2,5 тысячи рублей. Некоторые эксперты склонны полагать, что увеличение штрафов лишь подстегнет коррупцию в органах ГИБДД. Однако большинство сходится во мнении, что ужесточение санкций за нарушение ПДД – просто необходимо, поскольку уровень аварийности сегодня можно считать катастрофическим.

“Увеличение штрафов за нарушение ПДД – это рациональное решение, – так считает адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Антон Лелявский. – Давайте смотреть правде в глаза: водители регулярно нарушают правила дорожного движения. Доходит просто до парадоксальных вещей: автовладельцы возмущаются, утверждая, что у них нет таких денег, тысячи рублей, для того чтобы оплатить штраф, и что это несправедливо. Выход очень прост: не нарушай правила, и не нужно будет платить!”

Порой бывают ситуации, когда инспектор ГАИ сам провоцирует водителя нарушить правила дорожного движения: например, встанет в каком-нибудь хитром месте и требует подъехать, а потом пытается за это оштрафовать. Но такие случаи, отмечает адвокат, носят единичные характер, и если подобное случилось, нужно идти в суд и оспаривать законность действий гаишника. По мнению А. Лелявского, новые штрафы действительно могут повлечь за собой рост коррупции, но в сложившейся системе взаимоотношений между сотрудниками ГИБДД и водителями виноваты не только гаишники. “У нас многие водители привыкли решать проблему на месте, эта культура вырабатывалась годами, но совсем не значит, что все гаишники идут у водителей на поводу. Пока будет жива культура “договариваться”, ГАИ будет брать взятки”.

Взяться за перевоспитание всех водителей сегодня – это дело неблагодарное. Но большие штрафы, по всей видимости, действительно смогут как-то повлиять на сознательность граждан. Адвокат делает акцент на том, что в случае, если закон в новом виде будет принят, это скажется и на эффективности работы судебных приставов, которые сегодня просто не имеют возможности бегать за каждым правонарушителем, чтобы вытрясти с него символические 50 рублей. Сами водители эти мелкие выплаты игнорируют, в результате – штрафы копятся и безнаказанно “сгорают”, а на дорогах в это время продолжает твориться беспредел.

“Судебных приставов не так много, их не хватает даже на многомиллионные дела, не то что на каждого водителя, – комментирует А. Лелявский. – Конечно, чем больше будет сумма штрафа, тем эффективнее будет работа пристава. Кроме того, с каждого штрафа пристав берет исполнительный сбор в 7%. Семь процентов от 50 рублей и от 5 тысяч – ведь есть разница?” К слову, возможно, новые порядки все-таки заставят судебных приставов отказаться от идеи взимать штрафы и конфисковывать имущество прямо на дороге. Адвокат еще раз напомнил, что эта инициатива противозаконна.

Не раз говорилось о том, что озвученная проблема требует комплексного подхода. Каков будет следующий шаг наших законодателей в этом направлении, мы посмотрим. А результаты второго чтения узнаем уже совсем скоро…

Елена Костякова