branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

АвтоВАЗ близок к остановке производства

Вазовская продукция перестала интересовать покупателей: склады дилеров ломятся от непроданных машин. Поговаривают, что в ближайшее время неизбежна остановка главного конвейера...
АвтоВАЗ близок к остановке производства
АвтоВАЗ близок к остановке производства
Ближе к зиме АвтоВАЗ поспешил объявить, что “контролирует ситуацию на рынке”, а бешеная затоварка якобы связана с сезонным спадом продаж. Сегодня на дилерских складах по всей стране скопилось около 72 тысяч автомобилей – это больше месячного объема производства автогиганта. На заводе уверяют, что “осенний спад продаж не стал неожиданностью”, отмечая, что общее снижение продаж произошло лишь по отношению к ажиотажному спросу этого года на все автомобили, включая иномарки. Однако дилеры завода настроены пессимистично.

Дилеры АвтоВАЗа с раздражением замечают, что завод зря списывает проблемы со сбытом на сезонный фактор. Действительно, в течение осенних месяцев ежегодно наблюдается падение продаж автомобилей – не только у ВАЗа, но и у иностранных автопроизводителей. Мы же отметим, что автомобили Lada начали скапливаться на складах еще в начале осени после очередного повышения цен – именно тогда автопродавцы начали бить тревогу, предвидя будущие проблемы со сбытом отечественных автомобилей.

Ситуация, которая сложилась на АвтоВАЗе в сфере сбыта сейчас, обусловлена двумя основными факторами: одновременным повышением цен и увеличением объемов производства в течение всего 2006 года, делают вывод тольяттинские аналитики. По данным ИА Ladaonline, розничные цены на Lada в 2006 году выросли на 12,1%. Стоимость Lada в среднем сегодня составляет $9000, “Калина” доходит в цене до $13 000. Конечно, за такие деньги потребитель делает выбор в пользу иномарки, пусть и российской сборки: она и дешевле будет – и надежнее с точки зрения безопасности.

Постоянный рост цен на свою продукцию вазовцы объясняли конъюнктурой рынка. Однако стремление быть не хуже, чем все, вышло АвтоВАЗу боком. Потеря единственного конкурентного преимущества Lada перед дешевыми иномарками – более низкой цены – прямо сказалась на позициях завода. “Склады переполнены автомобилями, – комментирует директор по продажам автосалона “Лада Фаворит” на Варшавке Илья Цаппа. – Продажи упали не менее чем в три раза по сравнению с прошлым годом. Вазовскую продукцию в Московской области сегодня берет только Подмосковье, Москва для ВАЗа – это давно закрытый рынок”.

Негативные последствия новой вазовской политики коснулись не только продавцов. В массах настроения мрачные. Покупатели продолжают ругать вазовскую продукцию, которая становится не по карману, и ничего хорошего не ждут от “Приоры”. В Тольятти обстановка крайне напряженная – под угрозу ставится бизнес сотен компаний, так или иначе связанных с деятельностью градообразующего предприятия. Все напряженно продолжают ждать, что же будет дальше.

Новый менеджмент АвтоВАЗа в это время упорно пытается дать понять, что ничего страшного не происходит и скоро все наладится. “Ближе к концу года ожидается очередной рост уровня продаж на отечественном автомобильном рынке, – заявляют на заводе. – Как свидетельствует практика рынка, запасы считаются в пределах нормы, если они не превышают полуторамесячного объема производства. А с конвейеров АвтоВАЗа ежемесячно сходит около 65 тысяч автомобилей”.

Впрочем, те, кто реально пытается торговать отечественными машинами, уверены, что ВАЗ зря пытается держать хорошую мину при плохой игре. Участники рынка и эксперты уже сейчас предполагают, что после новогодних праздников завод вынужден будет остановить конвейер и продлить себе каникулы – иначе машины просто некуда будет девать. На заводе не исключают, что так оно и будет. “Если остановка конвейера АвтоВАЗа и случится, – сказано в официальном сообщении завода, – то ее причиной послужит уж никак не ситуация с продажами, а техническое переоснащение” для Lada Priora, производство которой начнется в 2007 году.

Никакие новые модели ценового диапазона 13 000 – 17 000 долларов, скорее всего, не спасут положения, считают эксперты, покупатель просто не готов платить такие деньги за ВАЗ. “Это не значит, что в этом ценовом сегменте работать не нужно совсем, просто не стоит делать на него ставку”, – считает аналитик Инвестиционного банка “Траст” Евгений Шаго. Единственный способ улучшить продажи вазовской продукции – вернуть ее в дешевый ценовой сегмент (меньше 10 тыс. долларов). “Чтобы как-то выровнять ситуацию, компании придется либо снижать цены на свои машины, что весьма проблематично при отсутствии серьезной программы контроля над издержками, либо предлагать рынку новую, более перспективную и конкурентоспособную модель”, – комментирует аналитик ИК “Проспект” Дмитрий Кипа.

Между тем, чем дольше говорят о “перспективной” модели, тем меньше у нее остается перспектив. Отсутствие внятной стратегии и постоянные отсрочки ее появления дают посыл к рождению самых невероятных слухов о том, что же все-таки будет собираться на ВАЗе. По информации AutoNews, никаких принципиальных соглашений между Волжским автозаводом и западными инвесторами все еще не достигнуто.

Последний раз столь мощный кризис сбыта на ВАЗе наблюдался в 2002 году, и после него автогигант приходил в себя целый год. На сей раз у завода нет в запасе и половины этого срока.

Елена Костякова