На подержанные иномарки обрушилось “Евро-2”
Летние опасения по поводу того, как будут развиваться события после окончательного вступления в силу “Евро-2”, слава богу, не оправдались. Государство сумело “устаканить” ситуацию и все-таки наладило процедуру оформления ввозимых подержанных иномарок на соответствие новым экостандартам.
Напомним, ажиотаж вокруг внезапно вводимых экологических норм “Евро-2” возник весной этого года. 22 апреля Федеральная таможенная служба запретила ввозить в РФ подержанные автомобили, не соответствующие техническому регламенту “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ”. Изначально регламент касался лишь новых автомобилей.
Совершенно “случайно” под действие регламента попали и подержанные иномарки, импортируемые в Россию, о чем продавцов никто не предупреждал. В лист автомобилей, не подпадающих под действие стандартов “Евро-2”, попали все иномарки старше 1993 года и некоторые старше 1999-2000 года. Конечно, для Москвы такие “старушки” не очень актуальны, но они по-прежнему весьма востребованы в регионах. Правительство не смогло вовремя решить все формальности оформления подержанных автомобилей, которые начали в огромных количествах скапливаться на границах, и российские таможни оказались блокированными на весьма продолжительное время.
Этот период многие продавцы вспоминают без особой радости. Перекупщики вынуждены были неделями простаивать на таможнях, теряя время, деньги и нервы на общение с чиновниками. Никакой необходимой документации и экспертизы на местах не было – резко возросла коррупция. Для того чтобы провезти автомобиль в Россию и получить злополучную (на тот момент весьма условную) печать “"Евро-2”, чиновникам отстегивались деньги: от 3,5 до 5 тыс. с одной машины, что резко снизило рентабельность автобизнеса. Продавцами было даже проведено несколько забастовок, направленных против самодурства правительства. Никто не сомневался, что ничем хорошим столь внезапно состряпанное дело с фильтрацией вторичного рынка не кончится. Прогнозы строились самые разные: начиная от удорожания подержанных иномарок до 20% из-за взяточничества на таможнях до создания сервисной инфраструктуры на границах, где предусматривалась возможность оперативного переоборудования автомобилей под “Евро-2”.
Государство ситуацией обеспокоилось. Окончательный порядок оформления автомобилей обещали установить к 1 сентября. Немного подзадержались – правила вступили в силу лишь 29 октября. Но, возможно, задержка с решением вопроса оказалась только на пользу. К счастью, сейчас, судя по всему, ни продавцам, ни покупателям переживать нечего. Как показал опрос крупнейших участников вторичного рынка, в настоящее время проблем с ввозом подержанных автомобилей не наблюдается. “Все, кто здесь работает, вообще сразу решили проблему”, – поделился руководитель отдела продаж одной из компаний автокомплекса на “Каширке”. Правда, каким образом все разрешилось – не рассказал.
Впрочем, для московского вторичного рынка эта проблема изначально остро не стояла: машин старше трех лет на московской площадке практически нет. К примеру, на ту же Каширку в АТЦ “Москва” автомобили старше 2003 года не завозятся. Их можно найти лишь кое-где на рынках, рассказали автопродавцы.
Авторынки в свою очередь тоже от введения “Евро-2” не страдают. Как рассказал PR-директор торгового центра “Автогарант” (Люберецкий авторынок) Арсен Петросян, некоторые проблемы с поставками наблюдались весной и в начале лета, когда работа Калининградской таможни была блокирована. Сегодня проблема решена, автомобили поставляются без перебоев. Это подтвердили и на Мытищинском авторынке. Как рассказал начальник отдела продаж Мытищинского авторынка Сергей Медников, экологический класс автомобиля забивается в ПТС (“13 графа”) в порядке очереди согласно таблице соответствия, которая была разработана летом. Бланки есть, печати есть, и никаких волнений уже нет.
Важно, что продавцам удалось избежать повышения цен, которое прогнозировалось некоторыми экспертами. Представители крупнейших авторынков отметили, что никакого подорожания на вторичном рынке в связи с введением “Евро-2” и прошлыми сложностями в работе таможни не произошло, и цены остаются на летнем уровне.
Впрочем, относительное спокойствие, вероятно, сохранится недолго. Нормы “Евро-2” действительны лишь до 1 января 2008 года. Тогда в силу вступают нормы “Евро-3”. С 1 января 2010 года настанет время “Евро-4”, а с 2014 года власти совершенно серьезно грозятся ввести “Евро-5”. Будем надеяться, что правительство учтет уроки, полученные в ходе первого этапа “экологической реформы”. Хотя на всякий случай не помешает приготовиться к самому худшему – слишком уж жесткие темпы заявлены.
Елена Костякова
Напомним, ажиотаж вокруг внезапно вводимых экологических норм “Евро-2” возник весной этого года. 22 апреля Федеральная таможенная служба запретила ввозить в РФ подержанные автомобили, не соответствующие техническому регламенту “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ”. Изначально регламент касался лишь новых автомобилей.
Совершенно “случайно” под действие регламента попали и подержанные иномарки, импортируемые в Россию, о чем продавцов никто не предупреждал. В лист автомобилей, не подпадающих под действие стандартов “Евро-2”, попали все иномарки старше 1993 года и некоторые старше 1999-2000 года. Конечно, для Москвы такие “старушки” не очень актуальны, но они по-прежнему весьма востребованы в регионах. Правительство не смогло вовремя решить все формальности оформления подержанных автомобилей, которые начали в огромных количествах скапливаться на границах, и российские таможни оказались блокированными на весьма продолжительное время.
Этот период многие продавцы вспоминают без особой радости. Перекупщики вынуждены были неделями простаивать на таможнях, теряя время, деньги и нервы на общение с чиновниками. Никакой необходимой документации и экспертизы на местах не было – резко возросла коррупция. Для того чтобы провезти автомобиль в Россию и получить злополучную (на тот момент весьма условную) печать “"Евро-2”, чиновникам отстегивались деньги: от 3,5 до 5 тыс. с одной машины, что резко снизило рентабельность автобизнеса. Продавцами было даже проведено несколько забастовок, направленных против самодурства правительства. Никто не сомневался, что ничем хорошим столь внезапно состряпанное дело с фильтрацией вторичного рынка не кончится. Прогнозы строились самые разные: начиная от удорожания подержанных иномарок до 20% из-за взяточничества на таможнях до создания сервисной инфраструктуры на границах, где предусматривалась возможность оперативного переоборудования автомобилей под “Евро-2”.
Государство ситуацией обеспокоилось. Окончательный порядок оформления автомобилей обещали установить к 1 сентября. Немного подзадержались – правила вступили в силу лишь 29 октября. Но, возможно, задержка с решением вопроса оказалась только на пользу. К счастью, сейчас, судя по всему, ни продавцам, ни покупателям переживать нечего. Как показал опрос крупнейших участников вторичного рынка, в настоящее время проблем с ввозом подержанных автомобилей не наблюдается. “Все, кто здесь работает, вообще сразу решили проблему”, – поделился руководитель отдела продаж одной из компаний автокомплекса на “Каширке”. Правда, каким образом все разрешилось – не рассказал.
Впрочем, для московского вторичного рынка эта проблема изначально остро не стояла: машин старше трех лет на московской площадке практически нет. К примеру, на ту же Каширку в АТЦ “Москва” автомобили старше 2003 года не завозятся. Их можно найти лишь кое-где на рынках, рассказали автопродавцы.
Авторынки в свою очередь тоже от введения “Евро-2” не страдают. Как рассказал PR-директор торгового центра “Автогарант” (Люберецкий авторынок) Арсен Петросян, некоторые проблемы с поставками наблюдались весной и в начале лета, когда работа Калининградской таможни была блокирована. Сегодня проблема решена, автомобили поставляются без перебоев. Это подтвердили и на Мытищинском авторынке. Как рассказал начальник отдела продаж Мытищинского авторынка Сергей Медников, экологический класс автомобиля забивается в ПТС (“13 графа”) в порядке очереди согласно таблице соответствия, которая была разработана летом. Бланки есть, печати есть, и никаких волнений уже нет.
Важно, что продавцам удалось избежать повышения цен, которое прогнозировалось некоторыми экспертами. Представители крупнейших авторынков отметили, что никакого подорожания на вторичном рынке в связи с введением “Евро-2” и прошлыми сложностями в работе таможни не произошло, и цены остаются на летнем уровне.
Впрочем, относительное спокойствие, вероятно, сохранится недолго. Нормы “Евро-2” действительны лишь до 1 января 2008 года. Тогда в силу вступают нормы “Евро-3”. С 1 января 2010 года настанет время “Евро-4”, а с 2014 года власти совершенно серьезно грозятся ввести “Евро-5”. Будем надеяться, что правительство учтет уроки, полученные в ходе первого этапа “экологической реформы”. Хотя на всякий случай не помешает приготовиться к самому худшему – слишком уж жесткие темпы заявлены.
Елена Костякова