branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Крупные дилеры начали драку за регионы

Столичные акулы автобизнеса начинают распространять свое влияние по всей стране…
Крупные дилеры начали драку за регионы
Крупные дилеры начали драку за регионы
В то время как рынок иномарок продолжает стремительно развиваться, настоящая гонка автодилеров только начинается. На сегодняшний день в России представлены уже все известные автомобильные бренды, и московская площадка признана дилерами насыщенной и поделенной. В поисках дополнительных площадок сбыта столичные акулы автобизнеса начинают набирать огромные портфели автомобильных брендов и строить свои дилерские сети по всей стране. Таким образом, очаг конкуренции между автодилерами перемещается в регионы.

В течение последних двух лет российский автомобильный рынок активно пополнялся новыми автомобильными брендами. Автопродавцы чутко реагировали на развитие рынка: все популярные и престижные бренды давно разобраны. Как отметил финансовый директор компании Genser Игорь Пономарев, “в Москве рынок давно поделен и насыщен, и получить дилерство на популярный бренд практически невозможно”. При этом, в целом, рынок иномарок продолжает активно расти, и его емкость по-прежнему превышает существующее предложение – особенно это характерно для регионов. Собственно, освоение регионов и становится единственным выходом для дальнейшего развития бизнеса крупных столичных дилеров. Потенциал у этого направления прекрасный, и хотя технологии работы столичных дилеров весьма затратны и предполагают больший оборот, а выход в регионы требует значительных стартовых вложений в торговые центры и станции техобслуживания, сразу несколько крупных московских компаний (преимущественно, мультибрендовые дилеры) объявили о реализации региональных программ по созданию дилерских сетей.

Так, например, компания “Инком-Авто” начинает строительство новых объектов по продаже автомобилей Chery и General Motors в Саратове, Перми, Ярославле, Липецке, Рязани и еще в нескольких городах России. Вынашивает планы по завоеванию регионов и компания “Автомир” с маркой Ford. Заинтересованы в региональном рынке и другие мультибрендовые игроки. Компания “Рольф” анонсировала планы по созданию шестидесяти дилерских центров по всей территории России, а Genser работает над региональной программой, в рамках которой планирует охватить 12-15 регионов в течение ближайших трех лет.

Для столичных дилеров работа в регионах – поле непаханое. Во многих из них формирование рынка только начинается. Как правило, в каждом регионе на один бренд – один дилер, и борьба за каждый бренд разворачивается чрезвычайно острая. Компании, ожидающие каждого официального вывода новой марки на рынок, подают заявки на дилерство за несколько месяцев вперед и затем с нетерпением ждут. Как показывает практика, результаты могут быть самыми непредсказуемыми. Внимание проигравших моментально устремляется на очередную новую марку – таким образом происходит естественный отбор. Коррективы в позиции региональных игроков внесут московские дилеры, которые намерены урвать существенную часть рынка. Особенная конкуренция развернется в нишах наиболее популярных марок – Toyota, Ford, Chevrolet – именно эти автомобили в силу своей ценовой доступности более всего востребованы в регионах.

Конечно, появление новых мощных игроков на региональных рынках не вызвало энтузиазма со стороны участников. Мелкие игроки уже начинают покидать площадку. Серые же дилеры новых иномарок, которых за пределами Москвы огромное количество, вообще будут вынуждены свернуть бизнес. Поскольку у всех официальных дилеров цена на автомобили одинаковая, конкуренция в основном будет касаться уровня сервиса и технологий, в чем “аборигены” пока проигрывают.

Еще одним серьезным преимуществом столичных дилеров является их мультибрендовость. Как пояснил И. Пономарев, мультибрендовость дает компаниям серьезную защиту от товарных рисков и финансовую стабильность. “Спрос на конкретную марку или бренд автомобиля может упасть, но за счет перераспределения предложения в зависимости от спроса, бизнес сможет преодолеть любые серьезные кризисы”. Формирование большого портфеля автомобильных брендов – сегодня ведущая тенденция. В Москве работает несколько крупных компаний, в портфеле которых не менее десяти марок, к их числу пытаются примкнуть остальные. Рынок поглощает все подряд, и крупные дилеры стремятся обозначить свое присутствие во всех его сегментах.

Впрочем, именно в мультибрендовости кроется и основная опасность для москвичей в конкурентной борьбе с регионами. Учитывая, насколько спешно идет захват рынка, можно предположить, что качество сервиса у москвичей не всегда будет на уровне. “Бесконечно расширять количество брендов в портфеле невозможно, – считает Игорь Пономарев. – Производители очень строго следят за соблюдением всех пунктов дилерского соглашения. Поэтому статус надо постоянно подтверждать высоким качеством работы и обслуживания клиентов”. С ним согласен директор по развитию компании “Инком-Авто” Григорий Былов, который считает, что качество обслуживания остается на уровне, когда основная масса сотрудников работает на один бренд. “Структура сетевого автодилера должна быть адекватной количеству и качеству продаваемых и обслуживаемых марок автомобилей. Тогда достигается профессионализм в обслуживании клиентов и возникает плодотворное сотрудничество между производителем и дилером“, – говорит Былов.
Еще один руководитель мультибрендовой компании признался, что большой портфель брендов дает массу конкурентных преимуществ на рынке, но управлять им непросто. Москвичи неизбежно столкнутся с проблемами. Во-первых, в регионах меньше квалифицированных кадров. Во-вторых, сложно работать на рынке недвижимости и строительства – все согласования по выделению земли и пр. в провинции, как известно, достигаются благодаря личным связям с чиновниками. “В любом случае, столичный дилер хуже чувствует этот рынок, чем местный игрок, – отмечает Былов. – Решением этой проблемы может стать альянс между столичным и местным дилерами”. Именно эту форму отношений с региональными продавцами преимущественно и выбирают москвичи.

Елена Костякова