По Москве надо ездить в противогазе
Правительство авторитетно заявляет, что Москва постепенно становится непригодной для жизни человека из-за количества транспорта на дорогах. При этом ответственность за данную ситуацию оно, похоже, возлагает на покупателей автомобилей, а конкретные вопросы по реорганизации транспортных потоков или ужесточению контроля эксплуатации автотранспорта не стоят на повестке дня.
Москвичи дышат окисью углерода (угарным газом), двуокисью азота, фенолом, аммиаком, толуолом, бензолом, формальдегидом, озоном, стиролом, ксилолом. Причем это только основные вещества, содержание которых в воздухе могут точно измерить 28 высокотехнологичных автоматических стационарных станций контроля загрязнения атмосферного воздуха (АСКЗА) в Москве.
Нам действительно есть чем гордиться: наша система мониторинга атмосферного воздуха была признана одной из лучших в Европе. Дышится, однако, от этого не легче. Похоже, власти опять не поняли, чего от них хочет народ, и бросили все силы и средства на научные и технологические разработки. В результате мы можем ежедневно получать сводки о том, на сколько процентов загрязнение в каждом районе превышает допустимую норму.
Пресловутая допустимая норма превышается, надо сказать, почти ежедневно на 2-3 % – и не в одном районе столицы. Все дело в выхлопах транспорта, ведь предприятия виновны в выбросе лишь 15% от всего объема загрязняющих веществ.
Совершенно очевидно, что врагами наших легких являются автомобили, точнее, их количество. При возникновении пробок концентрация вредных выхлопов повышается еще больше, усложняя «выветривание». Власти так и не осознали, что для нормализации экологической ситуации надо пересматривать именно транспортную политику. А ведь четверть автомобилистов в Москве по-прежнему передвигается на транспорте, не только не соответствующем экологическим нормам, но вообще не пригодном к эксплуатации. Правилами ТО уже давно никого не запугаешь, и грузовики с черными коптящими клубами дыма из выхлопных труб спокойно проплывают мимо патрульных служб.
Совсем недавно состоялось заседание коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, посвященное организации работ по учету выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и объектов ТЭК. Подобная инициатива похвальна, однако, как оказалось, коллегия собралась для того, чтобы обсудить всё те же достижения мониторинговой системы, которая успешно следила за повышающимся уровнем загрязнения. По словам директора ГПУ "Мосэкомониторинг" Евгении Семутниковой о том, что показатели загрязнения в 2005 году по сравнению с показателями 2004 года были ниже по окиси углерода, остались неизменны по двуокиси серы и взвешенным веществам и стали несколько выше по окислам азота и озону. Однако загадочное замечание, что увеличение концентраций произошло в пределах интервала погрешностей, нисколько не успокаивает.
Нам и в этой области есть чему поучиться у Запада. За рубежом уже есть существенный опыт в проведении мероприятий, рассчитанных на улучшение экологической ситуации в больших городах. Речь идет как о программах экологизации автопарка, так и о перераспределении и реорганизации транспортных потоков посредством введения платных полос движения или учреждения "Дня без автомобиля". Отечественный автопром лишь недавно начал заботится об экологии, снабжая некоторые модели экологичным выхлопом. А вот все иномарки уже давно не только соответствуют всем нормам стандарта “Евро-3”, но еще и оборудованы специальными салонными фильтрами с датчиками уровня загрязнения воздуха. Все больше иностранных производителей представляют на суд общественности свои концепты с электродвигателями.
Департамент по природопользованию и охране окружающей среды почему-то убежден в том, что "среднестатистический москвич наверняка желает оперировать более конкретными данными: какой именно воздух на его улице, у его дома, а значит, имеется необходимость разработать систему более дифференцированного информирования". Даже если среднестатистический москвич вообще поймет, что именно представляет собой система информирования о состоянии окружающей среды, вряд ли это станет его приоритетным интересом. Скорее, он будет озабочен тем, как бы побыстрее уехать из города, если столичные власти в состоянии лишь информировать о катастрофе.
Лиза Бадалова
Москвичи дышат окисью углерода (угарным газом), двуокисью азота, фенолом, аммиаком, толуолом, бензолом, формальдегидом, озоном, стиролом, ксилолом. Причем это только основные вещества, содержание которых в воздухе могут точно измерить 28 высокотехнологичных автоматических стационарных станций контроля загрязнения атмосферного воздуха (АСКЗА) в Москве.
Нам действительно есть чем гордиться: наша система мониторинга атмосферного воздуха была признана одной из лучших в Европе. Дышится, однако, от этого не легче. Похоже, власти опять не поняли, чего от них хочет народ, и бросили все силы и средства на научные и технологические разработки. В результате мы можем ежедневно получать сводки о том, на сколько процентов загрязнение в каждом районе превышает допустимую норму.
Пресловутая допустимая норма превышается, надо сказать, почти ежедневно на 2-3 % – и не в одном районе столицы. Все дело в выхлопах транспорта, ведь предприятия виновны в выбросе лишь 15% от всего объема загрязняющих веществ.
Совершенно очевидно, что врагами наших легких являются автомобили, точнее, их количество. При возникновении пробок концентрация вредных выхлопов повышается еще больше, усложняя «выветривание». Власти так и не осознали, что для нормализации экологической ситуации надо пересматривать именно транспортную политику. А ведь четверть автомобилистов в Москве по-прежнему передвигается на транспорте, не только не соответствующем экологическим нормам, но вообще не пригодном к эксплуатации. Правилами ТО уже давно никого не запугаешь, и грузовики с черными коптящими клубами дыма из выхлопных труб спокойно проплывают мимо патрульных служб.
Совсем недавно состоялось заседание коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, посвященное организации работ по учету выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и объектов ТЭК. Подобная инициатива похвальна, однако, как оказалось, коллегия собралась для того, чтобы обсудить всё те же достижения мониторинговой системы, которая успешно следила за повышающимся уровнем загрязнения. По словам директора ГПУ "Мосэкомониторинг" Евгении Семутниковой о том, что показатели загрязнения в 2005 году по сравнению с показателями 2004 года были ниже по окиси углерода, остались неизменны по двуокиси серы и взвешенным веществам и стали несколько выше по окислам азота и озону. Однако загадочное замечание, что увеличение концентраций произошло в пределах интервала погрешностей, нисколько не успокаивает.
Нам и в этой области есть чему поучиться у Запада. За рубежом уже есть существенный опыт в проведении мероприятий, рассчитанных на улучшение экологической ситуации в больших городах. Речь идет как о программах экологизации автопарка, так и о перераспределении и реорганизации транспортных потоков посредством введения платных полос движения или учреждения "Дня без автомобиля". Отечественный автопром лишь недавно начал заботится об экологии, снабжая некоторые модели экологичным выхлопом. А вот все иномарки уже давно не только соответствуют всем нормам стандарта “Евро-3”, но еще и оборудованы специальными салонными фильтрами с датчиками уровня загрязнения воздуха. Все больше иностранных производителей представляют на суд общественности свои концепты с электродвигателями.
Департамент по природопользованию и охране окружающей среды почему-то убежден в том, что "среднестатистический москвич наверняка желает оперировать более конкретными данными: какой именно воздух на его улице, у его дома, а значит, имеется необходимость разработать систему более дифференцированного информирования". Даже если среднестатистический москвич вообще поймет, что именно представляет собой система информирования о состоянии окружающей среды, вряд ли это станет его приоритетным интересом. Скорее, он будет озабочен тем, как бы побыстрее уехать из города, если столичные власти в состоянии лишь информировать о катастрофе.
Лиза Бадалова