Тюнинг автомобилей в России запретили
Рынок тюнинга переживает серьезный кризис. В течение последних трех лет спрос на пластиковые украшения для автомобилей резко снизился – по оценкам экспертов, на 40%. Очередным ударом стали изменения в российском таможенном законодательстве, направленные на поддержку отечественной легкой промышленности, которые неожиданно привели к повышению цен на компоненты для автомобильного тюнинга. В итоге крупные российские компании – производители пытаются диверсифицировать бизнес. Мелкие же, скорее всего, просто исчезнут с рынка.
Расцвет тюнинга в нашей стране наблюдался лет 5-7 назад. С тех пор обозначилась четкая стагнация. По оценке экспертов, в течение последних трех лет, спрос на тюнинг падал ежегодно на 10-15%. В определенный момент наметился новый угол развития тюнинга в России - собственное производство тюнинг-пакетов для иномарок. Парк иномарок растет с каждым месяцем. На рынок в очередной раз вышли десятки новых игроков, резко обострилась конкуренция. Между тем спрос продолжал падать. Одновременно активизировались Литва и Польша, поставляющие дешевые копии европейских оригиналов. Большинство компаний, занимавшихся тюнингом для отечественных автомобилей, начали развивать новое направление. Сказать, сколько на рынке игроков, не берется никто. Анализ этого рынка никогда не проводился. Огромное количество работает, что называется, подпольно, организовав штамповку копий с европейских аналогов. В то же время, сократился объем поставок из Германии. Сегодня оказалось, что содержать производство тюнинга все-таки нерентабельно. Многие компании попросту разоряются.
Появление новых игроков резко сказалось на качестве продукции. Рынок заполонила дешевая пластмасса. Большинство "ателье" работает вручную. В настоящее время на российском рынке тюнинга практически отсутствует законная сертифицированная про-дукция. Наиболее остро в последнее время встал вопрос о сертификации продукции. Большинство компаний сертификатов качества не имеет. Проблема с разрешениями на тюнинг также обострилась. Еще в 2001 году был выпущен приказ о том, что все автомобили после технической экспертизы должны иметь разрешение и документы, подтверждающие переоборудование автомобиля. Однако раньше на это никто не обращал внимания. Сегодня усилилось давление со стороны страховщиков: они не хотят переплачивать за доработку машины. Автовладелец должен иметь техническое подтверждение на предмет соответствия автомобиля гостам (ГОСТ Р41.26.-2001). Получить сертификат очень сложно, во-первых, из-за чрезвычайно длительной процедуры регистрации, во-вторых, из-за больших затрат на госсборы. Большинство компаний предпочитает работать нелегально, выискивая обходные пути.
Спрос же на услуги мастеров заметно снизился. Фанатов тюнинга не так много, а серийное производство не востребовано в тех объемах, которые могли бы окупить затраты. С другой стороны, содержать автоматизированную линию не всем по силам. Нормальным оборотом, позволяющим поддерживать производство, называют 5 млн. руб. в год. "Если все делать по закону, норма прибыли очень маленькая, - говорит директор одного из крупнейших на сегодня производителей тюнинг-комплектов "Лит Компании" Валерий Вязиков. - Если не иметь автоматизации хотя бы в системе качества и учета, выжить сложно. Мы держимся за счет репутации и заслуг прошлых лет".
В конце февраля в Таможенный кодекс РФ были внесены изменения, которые также негативно могут сказаться на бизнесе тюнингистов. Согласно новому закону, физические лица могут беспошлинно провозить на территорию России товар весом не более 35 килограммов и не чаще одного раза в месяц. Как утверждают разработчики закона, ограничения были направлены в первую очередь против "челноков", которые баулами везли из-за рубежа дешевый ширпотреб, в основном одежду и обувь. Но неожиданно под действие новых правил попали и любители "доводки" автомобилей: ведь аксессуары для тюнинга - штучный товар, и чаще всего ввозятся в страну под заказ в индивидуальном порядке. Эксперты считают, что увеличение цен будет способствовать дальнейшему снижению товарооборота крупных немецких фирм.
Единственным способом выживания для местных производителей тюнинга остается поиск крупных заказов, сотрудничество с заводами и автосалонами. Крупнейшие тюнинговые компании, чтобы выжить, постепенно начинают диверсифицировать бизнес, искать новые ниши. Так, известные питерские тюнингисты решили сместить акценты с автомобильной "доводки" на тюнинг промышленный. Как рассказал руководитель отдела продаж компании "Автокомпозит" (Санкт-Петербург) Григорий Банаян, в настоящее время питерцы плотно работают над вагонами метро, трамваями и автобусами. Многие отечественные дизайнеры сотрудничают и с западными производителями. Их услуги вполне востребованы иностранными партнерами: Scania, Volvo и др. Тем не менее, компании собираются поддерживать направление автомобильного тюнинга. Скоро первая волна новых автомобилей спадет, а формирование вторичного автопарка может дать новый толчок для развития умирающего рынка.
Елена Костякова
Расцвет тюнинга в нашей стране наблюдался лет 5-7 назад. С тех пор обозначилась четкая стагнация. По оценке экспертов, в течение последних трех лет, спрос на тюнинг падал ежегодно на 10-15%. В определенный момент наметился новый угол развития тюнинга в России - собственное производство тюнинг-пакетов для иномарок. Парк иномарок растет с каждым месяцем. На рынок в очередной раз вышли десятки новых игроков, резко обострилась конкуренция. Между тем спрос продолжал падать. Одновременно активизировались Литва и Польша, поставляющие дешевые копии европейских оригиналов. Большинство компаний, занимавшихся тюнингом для отечественных автомобилей, начали развивать новое направление. Сказать, сколько на рынке игроков, не берется никто. Анализ этого рынка никогда не проводился. Огромное количество работает, что называется, подпольно, организовав штамповку копий с европейских аналогов. В то же время, сократился объем поставок из Германии. Сегодня оказалось, что содержать производство тюнинга все-таки нерентабельно. Многие компании попросту разоряются.
Появление новых игроков резко сказалось на качестве продукции. Рынок заполонила дешевая пластмасса. Большинство "ателье" работает вручную. В настоящее время на российском рынке тюнинга практически отсутствует законная сертифицированная про-дукция. Наиболее остро в последнее время встал вопрос о сертификации продукции. Большинство компаний сертификатов качества не имеет. Проблема с разрешениями на тюнинг также обострилась. Еще в 2001 году был выпущен приказ о том, что все автомобили после технической экспертизы должны иметь разрешение и документы, подтверждающие переоборудование автомобиля. Однако раньше на это никто не обращал внимания. Сегодня усилилось давление со стороны страховщиков: они не хотят переплачивать за доработку машины. Автовладелец должен иметь техническое подтверждение на предмет соответствия автомобиля гостам (ГОСТ Р41.26.-2001). Получить сертификат очень сложно, во-первых, из-за чрезвычайно длительной процедуры регистрации, во-вторых, из-за больших затрат на госсборы. Большинство компаний предпочитает работать нелегально, выискивая обходные пути.
Спрос же на услуги мастеров заметно снизился. Фанатов тюнинга не так много, а серийное производство не востребовано в тех объемах, которые могли бы окупить затраты. С другой стороны, содержать автоматизированную линию не всем по силам. Нормальным оборотом, позволяющим поддерживать производство, называют 5 млн. руб. в год. "Если все делать по закону, норма прибыли очень маленькая, - говорит директор одного из крупнейших на сегодня производителей тюнинг-комплектов "Лит Компании" Валерий Вязиков. - Если не иметь автоматизации хотя бы в системе качества и учета, выжить сложно. Мы держимся за счет репутации и заслуг прошлых лет".
В конце февраля в Таможенный кодекс РФ были внесены изменения, которые также негативно могут сказаться на бизнесе тюнингистов. Согласно новому закону, физические лица могут беспошлинно провозить на территорию России товар весом не более 35 килограммов и не чаще одного раза в месяц. Как утверждают разработчики закона, ограничения были направлены в первую очередь против "челноков", которые баулами везли из-за рубежа дешевый ширпотреб, в основном одежду и обувь. Но неожиданно под действие новых правил попали и любители "доводки" автомобилей: ведь аксессуары для тюнинга - штучный товар, и чаще всего ввозятся в страну под заказ в индивидуальном порядке. Эксперты считают, что увеличение цен будет способствовать дальнейшему снижению товарооборота крупных немецких фирм.
Единственным способом выживания для местных производителей тюнинга остается поиск крупных заказов, сотрудничество с заводами и автосалонами. Крупнейшие тюнинговые компании, чтобы выжить, постепенно начинают диверсифицировать бизнес, искать новые ниши. Так, известные питерские тюнингисты решили сместить акценты с автомобильной "доводки" на тюнинг промышленный. Как рассказал руководитель отдела продаж компании "Автокомпозит" (Санкт-Петербург) Григорий Банаян, в настоящее время питерцы плотно работают над вагонами метро, трамваями и автобусами. Многие отечественные дизайнеры сотрудничают и с западными производителями. Их услуги вполне востребованы иностранными партнерами: Scania, Volvo и др. Тем не менее, компании собираются поддерживать направление автомобильного тюнинга. Скоро первая волна новых автомобилей спадет, а формирование вторичного автопарка может дать новый толчок для развития умирающего рынка.
Елена Костякова