Страховщики намучились с мелкими ДТП
После введения ОСАГО как водители, так и страховщики намучились с мелкими ДТП. Поэтому идея о так называемом взаимном урегулировании убытков была воспринята всеми на ура. Такая практика оградила бы водителя от общения со страховщиками и сотрудниками ГАИ. Все перерасчеты и выплаты осуществлялись бы исключительно между страховыми компаниями. В прошлом году самые крупные их них инициировали создание комитета по взаимному урегулированию убытков. Однако, судя по всему, идее пока не суждено воплотиться в жизнь.
В декабре прошлого года семь крупнейших автостраховщиков "Росгосстрах", "Ингосстрах", РОСНО, "РЕСО-Гарантия", "Альфа-Страхование", "Согласие" и "Русский мир" объединились в своем желании облегчить жизнь в первую очередь себе, а также рядовому водителю и договорились о взаимном прямом урегулировании убытков по "автогражданке".
Предполагалось, что такое соглашение решит сразу несколько проблем. По данным Российского союза автостраховщиков, после введения ОСАГО уровня допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся "автогражданкой", а в 2006 году количество "убыточных" может возрасти до 100. По мнению страховщиков, соглашение по урегулированию убытков позволит им значительно минимизировать расходы, получать более четкую статистику и эффективнее бороться с мошенничеством. Водитель бы тоже только выиграл. Известно, что как страховщики, так и водители вынуждены тратить уйму времени и нервов даже в случае мелкого ДТП. Ожидалось, что введение прямого урегулирования будет способствовать ликвидации пробок на дорогах. Кроме того, новое соглашение позволило бы потерпевшему в ДТП обращаться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию, а не в компанию, где застрахован виновник ДТП (именно так это происходит сейчас). Водитель смог бы избежать утомительного ожидания страховой выплаты: страховщики бы сами решали эти проблемы между собой.
Механизм прямого урегулирования убытков между страховщиками является одним из элементов Европейского протокола, который давно и эффективно действует в странах Евросоюза. В прошлом году российские страховщики решили постепенно начать движение навстречу европейским стандартам. В мае 2005-го года на общем собрании Российского Союза Автостраховщиков была утверждена программа перехода на европейский протокол. При РСА был создан комитет по взаимному урегулированию убытков, куда вошли представители ведущих страховых компаний. Они озвучили основные задачи на июльском заседании правительства, посвященном проблемам "автогражданки", и Минфин начал разработку поправок к закону об ОСАГО, которые предусматривают введение системы упрощенного урегулирования убытков через два года. Изначально планировалось, что система прямого урегулирования ОСАГО заработает уже в 2006-м году. Однако сегодня, спустя почти год с момента инициативы, стало ясно, что не все так просто.
В течение года проект горячо поддерживался страховыми компаниями. Как сообщили в РСА, за последние три месяца к соглашению присоединились еще две компании – "Спасские ворота" и ВСК. Однако, как рассказал начальник управления ОСАГО страховой компании "Русский Мир" Андрей Знаменский (он также является одним из экспертов комитета по внутреннему урегулированию убытков), после детального рассмотрения документации по реализации проекта от разных страховых компаний, были выявлены серьезные проблемы.
Прежде всего, стало ясно, что страховым компаниям невыгодно вести этот проект в сегодняшних условиях. Дело в том, что сейчас страховая деятельность не облагается НДС. Поскольку предполагается, что страховщики будут работать посредством взаимозачетов, передача финансовой ответственности уже будет облагаться налогами. Это достаточно существенные потери для страховой компании". Реализация проекта требует внесения поправок в Налоговый кодекс. Если ввести прямое урегулирование по ОСАГО без таких изменений в законодательстве, то значительно вырастет налоговая нагрузка на расходы по урегулированию, что, в конечном итоге, может привести к повышению тарифов по ОСАГО", - считает А.Знаменский. Сегодня прямое урегулирование выгодно, в первую очередь, крупным компаниям с большим портфелем по КАСКО, поскольку позволяет им сократить административные расходы. Но доля КАСКО в России по-прежнему очень мала, меньше, чем в Европе. Поэтому сегодня выгода от введения прямого урегулирования для страховщиков скорее эфемерна.
Вдруг обозначился целый ряд других противоречий. "Мы не можем пока договориться по независимым экспертам – как выяснилось, каждый из страховщиков предпочитает иметь дело со своими экспертами, а все они действуют на основании разных технологических платформ и стандартов", - говорит первый заместитель генерального директора Росгосстраха Дмитрий Маркаров. Наиболее активно сейчас в России используются три методики, ни одна из которых не утверждена правительством, и все они приходят к разным результатам при оценке. В настоящее время страховщики обратились через РСА за разрешением о разработке единой методики. Кроме того, не хватает специалистов. Российские страховщики оказались несколько выбиты из колеи законодательными преградами и обратились за помощью к иностранным коллегам для проработки всего комплекса правовых, законодательных, технических, технологических и всех других вопросов по прямому урегулированию. Основные изменения планируется внести в закон об ОСАГО, закон об административных правонарушениях, а также налоговый Кодекс. Иначе, как считают эксперты, запуск этого механизма невозможен.
В настоящее время все замечания и предложения по изменениям в законодательство оформлены в виде общего перечня и поданы в РСА. Далее вопрос будет рассматриваться в Правительстве РФ. И, несмотря на то, что поправки в закон об ОСАГО принимаются регулярно (последние поправки о неустойках по отношению к страховщикам были приняты на прошлой неделе), речи о внедрении системы прямого урегулирования убытков пока не идет.
Елена Костякова
В декабре прошлого года семь крупнейших автостраховщиков "Росгосстрах", "Ингосстрах", РОСНО, "РЕСО-Гарантия", "Альфа-Страхование", "Согласие" и "Русский мир" объединились в своем желании облегчить жизнь в первую очередь себе, а также рядовому водителю и договорились о взаимном прямом урегулировании убытков по "автогражданке".
Предполагалось, что такое соглашение решит сразу несколько проблем. По данным Российского союза автостраховщиков, после введения ОСАГО уровня допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся "автогражданкой", а в 2006 году количество "убыточных" может возрасти до 100. По мнению страховщиков, соглашение по урегулированию убытков позволит им значительно минимизировать расходы, получать более четкую статистику и эффективнее бороться с мошенничеством. Водитель бы тоже только выиграл. Известно, что как страховщики, так и водители вынуждены тратить уйму времени и нервов даже в случае мелкого ДТП. Ожидалось, что введение прямого урегулирования будет способствовать ликвидации пробок на дорогах. Кроме того, новое соглашение позволило бы потерпевшему в ДТП обращаться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию, а не в компанию, где застрахован виновник ДТП (именно так это происходит сейчас). Водитель смог бы избежать утомительного ожидания страховой выплаты: страховщики бы сами решали эти проблемы между собой.
Механизм прямого урегулирования убытков между страховщиками является одним из элементов Европейского протокола, который давно и эффективно действует в странах Евросоюза. В прошлом году российские страховщики решили постепенно начать движение навстречу европейским стандартам. В мае 2005-го года на общем собрании Российского Союза Автостраховщиков была утверждена программа перехода на европейский протокол. При РСА был создан комитет по взаимному урегулированию убытков, куда вошли представители ведущих страховых компаний. Они озвучили основные задачи на июльском заседании правительства, посвященном проблемам "автогражданки", и Минфин начал разработку поправок к закону об ОСАГО, которые предусматривают введение системы упрощенного урегулирования убытков через два года. Изначально планировалось, что система прямого урегулирования ОСАГО заработает уже в 2006-м году. Однако сегодня, спустя почти год с момента инициативы, стало ясно, что не все так просто.
В течение года проект горячо поддерживался страховыми компаниями. Как сообщили в РСА, за последние три месяца к соглашению присоединились еще две компании – "Спасские ворота" и ВСК. Однако, как рассказал начальник управления ОСАГО страховой компании "Русский Мир" Андрей Знаменский (он также является одним из экспертов комитета по внутреннему урегулированию убытков), после детального рассмотрения документации по реализации проекта от разных страховых компаний, были выявлены серьезные проблемы.
Прежде всего, стало ясно, что страховым компаниям невыгодно вести этот проект в сегодняшних условиях. Дело в том, что сейчас страховая деятельность не облагается НДС. Поскольку предполагается, что страховщики будут работать посредством взаимозачетов, передача финансовой ответственности уже будет облагаться налогами. Это достаточно существенные потери для страховой компании". Реализация проекта требует внесения поправок в Налоговый кодекс. Если ввести прямое урегулирование по ОСАГО без таких изменений в законодательстве, то значительно вырастет налоговая нагрузка на расходы по урегулированию, что, в конечном итоге, может привести к повышению тарифов по ОСАГО", - считает А.Знаменский. Сегодня прямое урегулирование выгодно, в первую очередь, крупным компаниям с большим портфелем по КАСКО, поскольку позволяет им сократить административные расходы. Но доля КАСКО в России по-прежнему очень мала, меньше, чем в Европе. Поэтому сегодня выгода от введения прямого урегулирования для страховщиков скорее эфемерна.
Вдруг обозначился целый ряд других противоречий. "Мы не можем пока договориться по независимым экспертам – как выяснилось, каждый из страховщиков предпочитает иметь дело со своими экспертами, а все они действуют на основании разных технологических платформ и стандартов", - говорит первый заместитель генерального директора Росгосстраха Дмитрий Маркаров. Наиболее активно сейчас в России используются три методики, ни одна из которых не утверждена правительством, и все они приходят к разным результатам при оценке. В настоящее время страховщики обратились через РСА за разрешением о разработке единой методики. Кроме того, не хватает специалистов. Российские страховщики оказались несколько выбиты из колеи законодательными преградами и обратились за помощью к иностранным коллегам для проработки всего комплекса правовых, законодательных, технических, технологических и всех других вопросов по прямому урегулированию. Основные изменения планируется внести в закон об ОСАГО, закон об административных правонарушениях, а также налоговый Кодекс. Иначе, как считают эксперты, запуск этого механизма невозможен.
В настоящее время все замечания и предложения по изменениям в законодательство оформлены в виде общего перечня и поданы в РСА. Далее вопрос будет рассматриваться в Правительстве РФ. И, несмотря на то, что поправки в закон об ОСАГО принимаются регулярно (последние поправки о неустойках по отношению к страховщикам были приняты на прошлой неделе), речи о внедрении системы прямого урегулирования убытков пока не идет.
Елена Костякова