Как бороться с мигалками на дороге
Дело Олега Щербинского всколыхнуло все слои общества - от рядовых водителей до государственных мужей. Волна "народного гнева" в очередной раз обернулась против автомобилей, оснащенных спецсигналами и спецномерами. В итоге сразу три проекта с поправками в закон "О безопасности дорожного движения" были срочно внесены на рассмотрение в Госдуму. Оно состоится 6 апреля. Некоторые из законопроектов носят откровенно радикальный характер.
Напомним, Олег Щербинский был признан виновным в дорожно-транспортном происшествии, в котором погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Авария произошла на трассе Барнаул-Бийск 7 августа 2005г. Губернаторский Mercedes на большой скорости попытался обогнать автомобиль О.Щербинского Toyota-Marino. В результате Mercedes, уходя налево, на высокой скорости коснулся Toyota, вылетел в кювет и врезался в дерево. 3 февраля суд Зонального района Алтайского края приговорил О.Щербинского к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В вину водителю ставилось то, что его автомобиль "не пропустил" губернаторский Mercedes, оборудованный спецсигналами ("мигалками").
"Дело Щербинского" вызвало большой резонанс в обществе, а в крупных городах России автолюбители провели массовые акции в поддержку обвиняемого, на которых призывали положить конец беспределу, который творят автомобили, оборудованные спецсигнлами и спецномерами. В итоге после пересмотра дела Алтайским краевым судом 23-го марта обвинительный приговор был снят, О.Щербинский оправдан и выпущен из-под стражи. Но скандальная ситуация продолжает стремительно развиваться.
Начальник департамента ОБДД МВД России, генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов объявил о начале внедрения программы "повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Он обозначил основные задачи, а также заявил, что "мигалки" на дорогах - одна их самых больных тем сегодня: поведение автомобилей со спецсигналами часто создает опасность для всех участников дорожного движения. В.Кирьянов уверен, что решение проблемы возможно только на законодательном уровне.
Депутаты не заставили себя долго ждать. В ближайшее время сразу три законопроекта с поправками в закон "О безопасности дорожного движения" будут рассматриваться в Госдуме. Их инициаторами выступают независимый депутат Виктор Похмелкин, а также фракции "Россия" и "Единая Россия". Каждый их проектов предлагает свою программу сокращения автопарка автомобилей, оборудованных спецсигналами и спецномерами. Общим для всех является только предложение оставить "мигалки" для оперативных (скорая помощь, противопожарная служба, милиция и т.д.) и специальных служб. Основные же предложения касаются номенклатурных автомобилей.
Наиболее радикальным считается проект независимого депутата Виктора Похмелкина (В.Похмелкин также является председателем Общероссийского общественного Движения «Движение автомобилистов России»), который регулярно выступал с предложениями повысить ответственность за незаконное пользование спецсигналами. Еще в 2002-м году он предлагал внести поправки в закон об административных правонарушениях. В 2004 году лидер движения автомобилистов в очередной раз настаивал на том, чтобы спецсигналами оборудовались исключительно машины спецслужб, МВД и ФСБ. 15 февраля депутат внес в государственную Думу проект с предложением оставить всего одну "мигалку". Она будет предназначаться только для Президента РФ. Что касается номенклатурных автомобилей, то в проекте предлагается полностью отказаться от использования специальных световых и звуковых сигналов.
Вторым законопроектом, внесенным 24 марта на рассмотрение в Думу, стал проект от депутатов фракций КПРФ, "Родины" и ряда независимых депутатов. В нем предлагается запретить использование автомобильных спецномеров и оставить спецсигналы помимо оперативных служб только у 5-10 чиновников, включая президента, председателя правительства, председателей Совета федерации и Госдумы, Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов и генерального прокурора. Разработчики также предлагают оставить сигналы у оперативных и специальных служб. Третьим, наиболее лояльным предложением стал проект от фракции "Единая Россия", представленный на прошлой неделе. "Единая Россия" предлагает сократить общее количество "мигалок" на территории России до 1000 штук, не считая оперативных и специальных служб. Одновременно фракция предлагает пакет поправок в закон об административных нарушениях, где еще более усиливаются санкции против водителей, незаконно использующих "мигалки" и звуковые сигналы. Последний раз такие поправки принимались в 2005-м году. Были увеличены штрафы за незаконную установку нештатных световых приборов и световозвращающих приспособлений: до 25 минимальных размеров оплаты труда. Также была усилены административная ответственность - нарушителю грозит лишение прав на срок от 1 до 1, 5 лет.
При наличии огромного чиновничьего аппарата проблема "мигалок" в России стоит достаточно остро. Такие автомобили не всегда адекватно ведут себя на дороге. В пресс-службе ОБДД МВД России AutoNews.ru сообщили, что статистики ДТП с участием автомобилей с "мигалками" не ведется. Однако, как рассказал заместитель председателя "Движение автомобилистов России" и почетный адвокат РФ Леонид Ольшанский, не редки случаи, когда водитель такого автомобиля выходит из ДТП безнаказанным.
Напомним, что согласно ПДД, автомобили, оборудованные спецсигналами и спецномерами, имеют преимущества на дороге и вправе отступать от правил. Однако воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. Водителям, в свою очередь, запрещается производить обгон автомобиля с "маяками" и следует уступать дорогу, если у того "маяк" горит, а сирена включена. Но теоретически такой автомобиль ничем особенным от любого другого не отличается. "Вне зависимости от того, с кем вы столкнулись - в вас врезался автомобиль с "мигалками", либо вы въехали в автомобиль со спецсигналами - методика защиты едина: ничего не подписывать! Ни в чем не признаваться, никогда не давать показаний! Водитель обязан отдать права инспектору ГАИ, но все показания следует давать только в присутствии адвоката", - рекомендует Л.Ольшанский.
И все же есть эксперты, которые считают проблему надуманной. Некоторые полагают, что депутаты просто не могли упустить такую замечательную возможность "пропиариться в народе", выгодно эксплуатируя злободневную тему. По мнению Л.Ольшанского, тема "мигалок" на самом деле стоит не так остро, как ее преподносят. "Это проблема исключительно Москвы. И касается, в основном, только Кутузовского проспекта. В областных центрах этой проблемы не существует. В столице каждого региона этих "мигалок" от силы штук 5 – у губернатора, председателя правительства, начальника ФСБ, начальника УВД – и все. Важно то, что "Единая Россия" хочет отменить базовое понятие Конституции – презумпцию невиновности. Согласно их проекту, в случае аварии, водитель признается виновным. Ни протоколов, ни штрафов – ничего подобного. Это означает жуткие репрессии против водителей". Как заявил Ольшанский, скорее всего, процесс принятия поправок в закон затянется. Во всяком случае, "Движение автомобилистов России" приложит все усилия, чтобы не допустить принятия поправок со стороны "Единой России".
Елена Костякова
Напомним, Олег Щербинский был признан виновным в дорожно-транспортном происшествии, в котором погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Авария произошла на трассе Барнаул-Бийск 7 августа 2005г. Губернаторский Mercedes на большой скорости попытался обогнать автомобиль О.Щербинского Toyota-Marino. В результате Mercedes, уходя налево, на высокой скорости коснулся Toyota, вылетел в кювет и врезался в дерево. 3 февраля суд Зонального района Алтайского края приговорил О.Щербинского к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В вину водителю ставилось то, что его автомобиль "не пропустил" губернаторский Mercedes, оборудованный спецсигналами ("мигалками").
"Дело Щербинского" вызвало большой резонанс в обществе, а в крупных городах России автолюбители провели массовые акции в поддержку обвиняемого, на которых призывали положить конец беспределу, который творят автомобили, оборудованные спецсигнлами и спецномерами. В итоге после пересмотра дела Алтайским краевым судом 23-го марта обвинительный приговор был снят, О.Щербинский оправдан и выпущен из-под стражи. Но скандальная ситуация продолжает стремительно развиваться.
Начальник департамента ОБДД МВД России, генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов объявил о начале внедрения программы "повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Он обозначил основные задачи, а также заявил, что "мигалки" на дорогах - одна их самых больных тем сегодня: поведение автомобилей со спецсигналами часто создает опасность для всех участников дорожного движения. В.Кирьянов уверен, что решение проблемы возможно только на законодательном уровне.
Депутаты не заставили себя долго ждать. В ближайшее время сразу три законопроекта с поправками в закон "О безопасности дорожного движения" будут рассматриваться в Госдуме. Их инициаторами выступают независимый депутат Виктор Похмелкин, а также фракции "Россия" и "Единая Россия". Каждый их проектов предлагает свою программу сокращения автопарка автомобилей, оборудованных спецсигналами и спецномерами. Общим для всех является только предложение оставить "мигалки" для оперативных (скорая помощь, противопожарная служба, милиция и т.д.) и специальных служб. Основные же предложения касаются номенклатурных автомобилей.
Наиболее радикальным считается проект независимого депутата Виктора Похмелкина (В.Похмелкин также является председателем Общероссийского общественного Движения «Движение автомобилистов России»), который регулярно выступал с предложениями повысить ответственность за незаконное пользование спецсигналами. Еще в 2002-м году он предлагал внести поправки в закон об административных правонарушениях. В 2004 году лидер движения автомобилистов в очередной раз настаивал на том, чтобы спецсигналами оборудовались исключительно машины спецслужб, МВД и ФСБ. 15 февраля депутат внес в государственную Думу проект с предложением оставить всего одну "мигалку". Она будет предназначаться только для Президента РФ. Что касается номенклатурных автомобилей, то в проекте предлагается полностью отказаться от использования специальных световых и звуковых сигналов.
Вторым законопроектом, внесенным 24 марта на рассмотрение в Думу, стал проект от депутатов фракций КПРФ, "Родины" и ряда независимых депутатов. В нем предлагается запретить использование автомобильных спецномеров и оставить спецсигналы помимо оперативных служб только у 5-10 чиновников, включая президента, председателя правительства, председателей Совета федерации и Госдумы, Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов и генерального прокурора. Разработчики также предлагают оставить сигналы у оперативных и специальных служб. Третьим, наиболее лояльным предложением стал проект от фракции "Единая Россия", представленный на прошлой неделе. "Единая Россия" предлагает сократить общее количество "мигалок" на территории России до 1000 штук, не считая оперативных и специальных служб. Одновременно фракция предлагает пакет поправок в закон об административных нарушениях, где еще более усиливаются санкции против водителей, незаконно использующих "мигалки" и звуковые сигналы. Последний раз такие поправки принимались в 2005-м году. Были увеличены штрафы за незаконную установку нештатных световых приборов и световозвращающих приспособлений: до 25 минимальных размеров оплаты труда. Также была усилены административная ответственность - нарушителю грозит лишение прав на срок от 1 до 1, 5 лет.
При наличии огромного чиновничьего аппарата проблема "мигалок" в России стоит достаточно остро. Такие автомобили не всегда адекватно ведут себя на дороге. В пресс-службе ОБДД МВД России AutoNews.ru сообщили, что статистики ДТП с участием автомобилей с "мигалками" не ведется. Однако, как рассказал заместитель председателя "Движение автомобилистов России" и почетный адвокат РФ Леонид Ольшанский, не редки случаи, когда водитель такого автомобиля выходит из ДТП безнаказанным.
Напомним, что согласно ПДД, автомобили, оборудованные спецсигналами и спецномерами, имеют преимущества на дороге и вправе отступать от правил. Однако воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. Водителям, в свою очередь, запрещается производить обгон автомобиля с "маяками" и следует уступать дорогу, если у того "маяк" горит, а сирена включена. Но теоретически такой автомобиль ничем особенным от любого другого не отличается. "Вне зависимости от того, с кем вы столкнулись - в вас врезался автомобиль с "мигалками", либо вы въехали в автомобиль со спецсигналами - методика защиты едина: ничего не подписывать! Ни в чем не признаваться, никогда не давать показаний! Водитель обязан отдать права инспектору ГАИ, но все показания следует давать только в присутствии адвоката", - рекомендует Л.Ольшанский.
И все же есть эксперты, которые считают проблему надуманной. Некоторые полагают, что депутаты просто не могли упустить такую замечательную возможность "пропиариться в народе", выгодно эксплуатируя злободневную тему. По мнению Л.Ольшанского, тема "мигалок" на самом деле стоит не так остро, как ее преподносят. "Это проблема исключительно Москвы. И касается, в основном, только Кутузовского проспекта. В областных центрах этой проблемы не существует. В столице каждого региона этих "мигалок" от силы штук 5 – у губернатора, председателя правительства, начальника ФСБ, начальника УВД – и все. Важно то, что "Единая Россия" хочет отменить базовое понятие Конституции – презумпцию невиновности. Согласно их проекту, в случае аварии, водитель признается виновным. Ни протоколов, ни штрафов – ничего подобного. Это означает жуткие репрессии против водителей". Как заявил Ольшанский, скорее всего, процесс принятия поправок в закон затянется. Во всяком случае, "Движение автомобилистов России" приложит все усилия, чтобы не допустить принятия поправок со стороны "Единой России".
Елена Костякова