branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

На иномарки снова выстраиваются очереди

На российском авторынке снова наблюдается нехватка отдельных моделей иномарок. "Рекорды" бьют Hyundai, Chevrolet и Mazda: чтобы получить машину, по-прежнему приходится ждать по 3-4 месяца...
На иномарки снова выстраиваются очереди
На иномарки снова выстраиваются очереди
На российском авторынке снова наблюдается нехватка отдельных моделей иномарок. "Рекорды" бьют Hyundai, Chevrolet и Mazda: чтобы получить машину, по-прежнему приходится ждать по 3-4 месяца. Однако лидером среди "недоступных" иномарок по-прежнему остается Ford Focus. Некоторые дилеры принимают заказы уже на январь следующего года.


Прошлый год запомнился как год продаж рекордного количества автомобилей иностранного производства в России. По итогам года, количество проданных новых иномарок достигло 600-та тысяч. Однако эксперты сходятся во мнении, что емкость российского рынка в два раза больше современного предложения. Именно поэтому продажи иномарок в 2005-м году сопровождались огромным дефицитом на ряд моделей. Наиболее востребованными были марки, которые в итоге заняли первые места в рейтинге - Hyundai и новая корейская линейка от Chevrolet , появившаяся в конце 2004-го года (Chevrolet Dat). Огромный спрос наблюдался также на Ford Focus и Mazda. В течение года большинство автопроизводителей (за исключением Hyundai) увеличили поставки на российский рынок на 30%, однако это ситуацию не спасло. Сегмент в ценовом диапазоне от 9 до 15 тысяч по-прежнему находится в дефиците.

Причем, в большинстве случаев дефицитными являются только самые дешевые, базовые версии (обычно потребитель довольствуется АБС и подушками безопасности) топовых моделей. Очереди на них выстраиваются на полгода вперед, хотя люксовые модификации в автосалонах имеются в наличии. Динамичное развитие рынка, постоянное появление обновленных версий только способствует "давке". "Определенный дефицит происходит особенно с переходом одного года на другой, - говорит начальник отдела по продажам "Hyundai в Крылатском" Алла Кулешова. - Особенно это касается обновленных версий". С ней согласен и брэнд-менеджер Chevrolet-DAT компании "Genser" Денис Бугаев: "Начало продаж нового автомобиля или обновленной модели всегда сопровождается определенным дефицитом, иногда - созданным искусственно и призванным подстегнуть покупательский спрос".

Вот уже в течение двух последних лет самой дефицитной моделью на рынке остается Hyundai Getz (от $9900). Большинство дилеров Hyundai отметили, что наиболее востребованной является базовая версия Getz с автоматической коробкой передач – сегодня квоты на эти автомобили выбраны на месяцы вперед. Начальник отдела поставок Hyundai компании "Автомир" Татьяна Окнина озвучила объем продаж по Getz: 100 автомобилей в месяц. "Но мы могли бы продавать в два раза больше. К сожалению, сегодня мы не можем удовлетворить всех наших клиентов, " - добавляет она. PR-менеджер направления Hyundai компании "Карнэт 2000" Алексей Ермилов также подтверждает: "Темп роста в данных сегментах выше темпа роста рынка".

Продавать больше хотели бы все. Однако, производитель по каким-то причинам не увеличивает объемы поставок в Россию. "Причин, почему этого не происходит, мы не видим, - говорит Т.Окнина. – Сейчас все ждут, чем закончатся переговоры дистрибьютора с производителем об увеличении объемов поставок". Hyundai - единственный производитель на сегодня, который сократил поток автомобилей на территорию России. Как рассказал А.Ермилов, в течение прошлого года "вследствие забастовки на заводах в Корее, пришлось корректировать план продаж в сторону снижения". В итоге в автосалонах у дилеров началось настоящее столпотворение. А.Ермилов рассказал, что в данный момент "Карнэт 2000" уточняет объемы поставок с производителем на 2006-й год.

Если дефицитом Hyundai являлась лишь одна модель - Getz, то у Chevrolet – вся модельная линейка, включая Aveo (от $9900), Lacetti (от $13,8 тыс.) , Evanda (от $21 тыс., уже снята с производства). Позже к ним присоединились малолитражка Spark (от $8490) и Lanos украинской сборки (от $8990). Корейцы достаточно агрессивно повели себя с самого начала, реакция потребителя была не менее бурной. Как подтверждает Д.Бугаев, "с ноября 2004, даты начала продаж в России модельной линейки Chevrolet DAT, наблюдается дефицит базовых комплектаций практически всех моделей". В регионах приобрести машину было практически невозможно. В течение месяца к дилерам поступало не более 5 автомобилей по каждой позиции (Aveo и Lacetti), Evanda и Spark были недоступны вообще. Для того чтобы получить машину, приходилось вносить 100%-ю предоплату, после чего ждать 2-3 месяца. Причиной ажиотажа стал привлекательный внешний вид, свежий дизайн, и, конечно, доступные цены.

Chevrolet DAT пошел навстречу российскому рынку. По оценке старшего менеджера по направлению Chevrolet DAT компании "ТрейдИнвест" Бориса Плотникова, в течение года произошло увеличение поставок на 30%. И, тем не менее, дефицит только увеличился, поскольку вырос и спрос. Chevrolet Aveo в базовой комплектации с двигателем 1,6 сегодня превратился в одну из самых дефицитных моделей на рынке. Ждать автомобиль придется не менее 3-х месяцев. Ситуация осложняется тем, что седаны прошлого года уже сняты с производства, а новые, несмотря на официальный старт продаж, появятся у большинства дилеров только в начале апреля. Заказы принимаются давно, и уже понятно, что спрос серьезно превышает предложение. Chevrolet Lacetti в базовой комплектации с двигателем 1,4 также пользуется повышенным спросом. Несмотря на увеличение поставок в текущем году, они пока недостаточны. Так, например, в сети автосалонов Genser объем продаж следующий: Aveo – от 10 до 20 штук в месяц, Lacetti - от 40 до 100.

Рекордсменом по очередям стал Ford Focus II (от $11 тыс. 720), появившийся в продаже летом прошлого года. Цена на новую модель практически не отличалась от цены на первое поколение, поэтому очереди выстраивались на 6-7 месяцев вперед. Сегодня, спустя год, Focus по-прежнему держит лидерство в рейтинге "недоступных" машин. Как рассказал руководитель направления Ford компании "Major-Auto" Эдгар Васильченко, сегодня заказы комплектуются уже на декабрь-январь следующего года! Завод во Всеволожске пытается реагировать на рынок, регулярно объявляет об увеличении объема производств. Пока это происходило 2 раза: в 2002-м году с 12 до 25 тыс. и в 2005-м с 25 до 40 тыс. автомобилей. И все равно машин не хватает. "Ford вроде бы постоянно говорит об увеличении производства, но мы этого почему-то не чувствуем", - говорит Э. Васильченко.

Яркая, экспрессивная Mazda до сих пор остается одной из самых дефицитных моделей на российском рынке. В течение последних двух лет как "шестерка" (Mazda6 от $22,9 тыс.), так и "тройка" (Mazda3 от $17,4 тыс.) едва ли были доступны большинству потребителей. Дилеры жаловались, что квоты чрезвычайно малы. В некоторых регионах они составляли всего 5-10 автомобилей в месяц. "Японка" одной из последних вышла на российский рынок, российское представительство открылось лишь в середине 2005-го года. После этого ситуация несколько улучшилась. Как рассказал директор по продажам Mazda компании "Mazda Major" Денис Куцын, в этом году поставки были увеличены в среднем на 30%. Однако "тройка" по-прежнему в дефиците, особенно седан в базовой модификации с двигателем 1,6. Ждать машину приходится от 3-х до 4-х месяцев, тогда как для всех остальных срок поставки - от 2-х недель до 2-х месяцев. Д.Куцын уверен, что в ближайшее время повышенный спрос на Mazda будет сохраняться. Очередным объектом вожделения, судя по всему, станет обновленная "тройка" (ее ждут в этом году): учитывая, что цена на нее останется прежней, повышенного спроса не избежать.

Бешеные очереди в автосалонах провоцируют постоянные миграции покупателей. Чтобы не упустить клиентов, дилеры изыскивают меры по направлению внимания потребителя на другие модели. Особенные проблемы с наплывом посетителей сегодня у Ford . Так, например, желающим приобрести Focus настоятельно рекомендуют Fusion. В апреле в Россию будет завезена партия Focus Special Edition европейской сборки (ограниченная серия в 2 тыс. экз.), поскольку местный завод не справляется с потребностями рынка.

Впрочем, некоторые игроки считают, что производители не случайно "глухи" к некоторым запросам российского потребителя (запросы эти варьируются в основном в пределах $10 тыс.). Эксперты полагают, что производители провоцируют искусственный дефицит топовых моделей для того, чтобы обратить внимание покупателя на остальной модельный ряд. Большинство дилеров сходятся во мнении, что политика искусственного дефицита изначально проигрышная. "В современных рыночных условиях редкий клиент будет ждать машину по полгода, он просто уйдет к другому дилеру, где его обслужат не хуже. Сегодня клиент готов ждать одну-две недели", – так считает директор по продажам компании "Mitsubishi в Крылатском" Алексей Петров.

Елена Костякова