Реальная стоимость нарушения ПДД
Ужесточающиеся с каждым годом санкции за нарушение ПДД, по идее, должны настроить начинающего водителя на пессимистичный лад. Что уж говорить о первой встрече с инспектором, при которой вы точно знаете, что нарушили, и что именно вы нарушили. Однако не зря человечество придумало деньги.
Первоисточником "договорных отношений" с представителями правопорядка является возможность взаимовыгодного сотрудничества. При определенных раскладах договориться и оплатить энную сумму прямо на месте выгодно и водителю, и инспектору. Что ж поделаешь, если мы стремимся друг к другу, как пылкие влюбленные?
ГАИ, как может, пытается бороться со взяточничеством. Отменены штрафы "на местах", за дачу взятки предусмотрена уголовная ответственность сроком до 8 лет. Уже давно руководством МВД объявлено, что "диктофонные записи разговоров инспекторов ДПС с водителями могут вестись как самими инспекторами, так и водителями, для того чтобы действия двух сторон были реально оценены, и к ответственности может быть привлечен и водитель, предлагающий взятку". Периодические проверки "на местах" и "контрольные закупки", казалось бы, очищают ряды ГАИшников от "оборотней" и служат наукой молодым сотрудникам ДПС.
Однако существует ряд фундаментальных факторов, заставляющих обе "договаривающиеся" стороны искать "варианты объезда". У инспекторов это – постоянный источник приличного заработка, ради которого многие из них и пришли на работу в ДПС. Да и большинство тех, кто поначалу хотел стать поборником справедливости, не выдерживает испытания рублем, к которому и старшие чины, "обучающие" молодежь, неравнодушны...
Но и у автолюбителей тоже имеется приличный набор причин, чтобы рассчитаться на месте. Autonews.ru провел исследование, в котором опросил водителей на предмет их отношения к взяткам . Итак, 38% респондентов признали, что всегда договариваются на месте. Еще 28,5% делают это в трех из четырех случаях. Каждый второй раз "заносят" гаишникам 12% водителей. Таким образом, почти 80% водителей склонны к даче взятки. Может быть, стоит вообще убрать официальные штрафы?
Согласно тому же исследованию, 42% людей объясняют это избежанием расходов времени и сил, связанных с оплатой штрафа в сберкассе. 27% не хотят тратить время на оформление квитанции. Интересно, что более 7% людей предлагают деньги просто по привычке. Несколько опрошенных также сказали, что дают деньги только при угрозе лишения прав.
Почти 22% опрошенных указали в причинах "моментальной оплаты" сумму штрафа меньшую официальной. На этом моменте мы решили остановиться поподробнее. Мы составили перечень самых "любимых" нарушений и попытались сопоставить размеры официальных и фактических (неофициальных) штрафов.
Выяснилось также, что ранее использовавшаяся формула «сумма официального штрафа, деленная на 2» больше не актуальна. То ли представители ГИБДД стали более наглыми, то ли благосостояние общества увеличилось, но теперь официальная и неофициальная сумма штрафа в большинстве случаев совпадают. Почему так происходит? Раньше водитель имел выбор – либо платить на месте по квитанции, либо "по-черному". Естественно, при равной сумме большинство бы выбрало оплату по квитанции, чтобы и лицо законопослушного человека сохранить, и нехорошего милиционера ни с чем оставить. Приходилось ГАИшникам идти на уступки. Теперь рычагов воздействия на "мирное население" стало больше – надо и в сберкассу сходить, а забудешь – повестка придет... Если нарушение более серьезное – придется в суд тащиться... А нам это надо? Не проще ли сразу расплатиться и забыть о досадном недоразумении? Оказывается, во многих случаях проще. Сумма - та же, а идти никуда не надо. Водители примерно знают сумму штрафа, кто понаслышке, кто специально интересовался. Конечный же результат переговоров зависит от многих факторов – начиная от психологического состояния милиционера в данный момент и заканчивая переговорным талантом нарушителя.
Сумма неофициального штрафа за простые нарушения устойчива. Превышение скорости на 20-60 километров, "ремень" (некоторые из респондентов в Москве вообще не знали, что за это штрафуют – об этом ниже), проезд на красный – обходятся в близкие к официальным деньги. Интереснее обстоит ситуация с нарушениями, которые могут повлечь за собой серьезные последствия. "Сплошная" обходится в 300-1000 рублей, отсутствие техосмотра – до 500 рублей. Страховка – тоже штука недешевая, хотя многим удается сослаться на "только что купил" и "еду вписываться".
Наибольший разброс представляет штраф за "самое страшное преступление" - вождение в нетрезвом виде. В общем, по кошельку оно бьет ощутимо. Наиболее употребляемые в беседах цифры – "200 баксов".
Заметим, что штрафы не обязательно отдаются деньгами. "Через магазин" - вполне прижившаяся схема взаимоотношений. Особо удачливые водители могут даже распить бутылку водки на капоте милицейской машины совместно с ее хозяевами. Это, кстати, неплохо в целях улучшения общественного мнения об инспекторах. Не может же русский человек плохо говорить о своем собутыльнике! Хотя, несмотря на весь негатив, который испытывает водитель к ГАИшнику в кулуарных разговорах, "зверями" называют как раз тех, кто взяток не берет. А те, кто берет – это так, просто люди нехорошие. Причем попадаются и совсем неплохие. Иногда даже сдачу дают или честно выкладывают на панель диктофон – мол, не бойся, никто не услышит.
Сумма штрафов сильно зависит от региона. Уровень жизни в Москве гораздо выше, поэтому сумма альтернативных издержек у москвичей другая. Зарабатывающий приличные деньги человек легко расстанется с 500 рублями, лишь бы на работу не опоздать. В провинции же за эти деньги не лень и в суд сходить. Наиболее частые нарушения тоже зависят от региона. В Москве "вечернее превышение" - это уже почти данность, а в регионах ГАИ больше к знакам придирается. В Москве за ремни не штрафуют никогда. А в провинции и на некоторых трассах – это первое дело. Еще выискивают нестандартные нарушения, когда не к чему придраться. Это в Москве у каждой третьей машины есть какое-нибудь нарушение, не фактическое, так в документах. А вот в Саранск, например, на тонированной машине ездить не стоит. Заставят обдирать. А скорее денег возьмут. В Липецкой области рекомендуем пристегиваться ремнями даже когда стоите. На всякий случай.
Подводя итоги, можно сказать, что ситуация на "черном рынке нарушений" сложившаяся и стабильная. Точечные проверки и удары проходят в рамках стандартных отклонений и "сотрудничество" нарушителей и представителей власти продолжается. Проекту Autonews.ru, со своей стороны, остается только призвать водителей к порядку на дорогах и пожелать "ни гвоздя, ни жезла".
Михаил Кантолинский
Первоисточником "договорных отношений" с представителями правопорядка является возможность взаимовыгодного сотрудничества. При определенных раскладах договориться и оплатить энную сумму прямо на месте выгодно и водителю, и инспектору. Что ж поделаешь, если мы стремимся друг к другу, как пылкие влюбленные?
ГАИ, как может, пытается бороться со взяточничеством. Отменены штрафы "на местах", за дачу взятки предусмотрена уголовная ответственность сроком до 8 лет. Уже давно руководством МВД объявлено, что "диктофонные записи разговоров инспекторов ДПС с водителями могут вестись как самими инспекторами, так и водителями, для того чтобы действия двух сторон были реально оценены, и к ответственности может быть привлечен и водитель, предлагающий взятку". Периодические проверки "на местах" и "контрольные закупки", казалось бы, очищают ряды ГАИшников от "оборотней" и служат наукой молодым сотрудникам ДПС.
Однако существует ряд фундаментальных факторов, заставляющих обе "договаривающиеся" стороны искать "варианты объезда". У инспекторов это – постоянный источник приличного заработка, ради которого многие из них и пришли на работу в ДПС. Да и большинство тех, кто поначалу хотел стать поборником справедливости, не выдерживает испытания рублем, к которому и старшие чины, "обучающие" молодежь, неравнодушны...
Но и у автолюбителей тоже имеется приличный набор причин, чтобы рассчитаться на месте. Autonews.ru провел исследование, в котором опросил водителей на предмет их отношения к взяткам . Итак, 38% респондентов признали, что всегда договариваются на месте. Еще 28,5% делают это в трех из четырех случаях. Каждый второй раз "заносят" гаишникам 12% водителей. Таким образом, почти 80% водителей склонны к даче взятки. Может быть, стоит вообще убрать официальные штрафы?
Согласно тому же исследованию, 42% людей объясняют это избежанием расходов времени и сил, связанных с оплатой штрафа в сберкассе. 27% не хотят тратить время на оформление квитанции. Интересно, что более 7% людей предлагают деньги просто по привычке. Несколько опрошенных также сказали, что дают деньги только при угрозе лишения прав.
Почти 22% опрошенных указали в причинах "моментальной оплаты" сумму штрафа меньшую официальной. На этом моменте мы решили остановиться поподробнее. Мы составили перечень самых "любимых" нарушений и попытались сопоставить размеры официальных и фактических (неофициальных) штрафов.
Выяснилось также, что ранее использовавшаяся формула «сумма официального штрафа, деленная на 2» больше не актуальна. То ли представители ГИБДД стали более наглыми, то ли благосостояние общества увеличилось, но теперь официальная и неофициальная сумма штрафа в большинстве случаев совпадают. Почему так происходит? Раньше водитель имел выбор – либо платить на месте по квитанции, либо "по-черному". Естественно, при равной сумме большинство бы выбрало оплату по квитанции, чтобы и лицо законопослушного человека сохранить, и нехорошего милиционера ни с чем оставить. Приходилось ГАИшникам идти на уступки. Теперь рычагов воздействия на "мирное население" стало больше – надо и в сберкассу сходить, а забудешь – повестка придет... Если нарушение более серьезное – придется в суд тащиться... А нам это надо? Не проще ли сразу расплатиться и забыть о досадном недоразумении? Оказывается, во многих случаях проще. Сумма - та же, а идти никуда не надо. Водители примерно знают сумму штрафа, кто понаслышке, кто специально интересовался. Конечный же результат переговоров зависит от многих факторов – начиная от психологического состояния милиционера в данный момент и заканчивая переговорным талантом нарушителя.
Сумма неофициального штрафа за простые нарушения устойчива. Превышение скорости на 20-60 километров, "ремень" (некоторые из респондентов в Москве вообще не знали, что за это штрафуют – об этом ниже), проезд на красный – обходятся в близкие к официальным деньги. Интереснее обстоит ситуация с нарушениями, которые могут повлечь за собой серьезные последствия. "Сплошная" обходится в 300-1000 рублей, отсутствие техосмотра – до 500 рублей. Страховка – тоже штука недешевая, хотя многим удается сослаться на "только что купил" и "еду вписываться".
Наибольший разброс представляет штраф за "самое страшное преступление" - вождение в нетрезвом виде. В общем, по кошельку оно бьет ощутимо. Наиболее употребляемые в беседах цифры – "200 баксов".
Заметим, что штрафы не обязательно отдаются деньгами. "Через магазин" - вполне прижившаяся схема взаимоотношений. Особо удачливые водители могут даже распить бутылку водки на капоте милицейской машины совместно с ее хозяевами. Это, кстати, неплохо в целях улучшения общественного мнения об инспекторах. Не может же русский человек плохо говорить о своем собутыльнике! Хотя, несмотря на весь негатив, который испытывает водитель к ГАИшнику в кулуарных разговорах, "зверями" называют как раз тех, кто взяток не берет. А те, кто берет – это так, просто люди нехорошие. Причем попадаются и совсем неплохие. Иногда даже сдачу дают или честно выкладывают на панель диктофон – мол, не бойся, никто не услышит.
Сумма штрафов сильно зависит от региона. Уровень жизни в Москве гораздо выше, поэтому сумма альтернативных издержек у москвичей другая. Зарабатывающий приличные деньги человек легко расстанется с 500 рублями, лишь бы на работу не опоздать. В провинции же за эти деньги не лень и в суд сходить. Наиболее частые нарушения тоже зависят от региона. В Москве "вечернее превышение" - это уже почти данность, а в регионах ГАИ больше к знакам придирается. В Москве за ремни не штрафуют никогда. А в провинции и на некоторых трассах – это первое дело. Еще выискивают нестандартные нарушения, когда не к чему придраться. Это в Москве у каждой третьей машины есть какое-нибудь нарушение, не фактическое, так в документах. А вот в Саранск, например, на тонированной машине ездить не стоит. Заставят обдирать. А скорее денег возьмут. В Липецкой области рекомендуем пристегиваться ремнями даже когда стоите. На всякий случай.
Подводя итоги, можно сказать, что ситуация на "черном рынке нарушений" сложившаяся и стабильная. Точечные проверки и удары проходят в рамках стандартных отклонений и "сотрудничество" нарушителей и представителей власти продолжается. Проекту Autonews.ru, со своей стороны, остается только призвать водителей к порядку на дорогах и пожелать "ни гвоздя, ни жезла".
Таблица официальных и неофициальных штрафов | |||||
Нарушение / штраф | Официальный (руб.) | Неофициальный (руб.) | |||
Нет страховки | 500 - 800 | 300 - 500 | |||
Не вписан в страховку | 300 | 250 | |||
Нет ТО | 50 (снимают номера) | 100 - 500 | |||
Превышение скорости до 20 км/ч | 100 | 50 - 100 | |||
Превышение скорости до 40 км/ч | 100 - 300 | 100 - 300 | |||
Превышение скорости до 60 км/ч | 300 - 500 (или лишение прав) | 200 - 500 | |||
Не пристегнут ремнем безопасности | 50 | 50 - 100 | |||
Проезд на красный свет | 100 | 100 - 200 | |||
Перечесение сплошной / выезд на встречную | 300 - 500 (или лишение прав) | 300 - 1000 | |||
Несоблюдение знаков | 50 | 50 - 300 | |||
Вождение в нетрезвом состоянии | Лишение прав на 1,5 - 2 года | 1000 - 6000 |
Михаил Кантолинский