Интернет поможет значительно сэкономить на автомобиле
Ежегодные исследования электронного рынка наглядно демонстрируют тенденцию по увеличению количества людей, готовых приобретать автомобиль через интернет. Большинство американских и японских производителей целенаправленно формируют электронные дилерские сети, где можно заказать автомобиль онлайн. В России, по некоторым оценкам, по сети продается до 30% автомобилей. Онлайновые продавцы формируют особый сегмент рынка, который становится серьезным игроком, и игнорировать его уже нельзя.
Активные исследования электронного автомобильного рынка начались в 2000 году – именно тогда стал наблюдаться рост продаж в этом сегменте. С каждым годом количество автомобилей, проданных через интернет, растет. По итогам последних исследований, проведенных в США компанией Jupiter Research, оказалось, что при сохранении нынешних тенденций роста, количество автомобилей, продаваемых через мировую компьютерную сеть, к 2007 году может составить около 7% от общей массы реализуемых в этой стране машин. Результаты исследования говорят о том, что 38% потребителей называют интернет важным источником информации по техническим характеристикам и ценам на автомобили, а 79% опрошенных производителей автомобилей считают, что интернет – это хорошая возможность для развития бизнеса.
В течение последних пяти лет почти все крупные автопроизводители обзавелись своими электронными магазинами, а некоторые из них занялись строительством своих электронных дилерских сетей наравне с сетями “живыми”. Мощный толчок для развития сегмента задали японцы. 1998 году Toyota Motor начала развивать сеть по продаже своих автомобилей – Gazoo.com. За Toyota последовали все остальные. Постепенно и европейские автопроизводители также приходят к решению об открытии онлайн магазинов. В 2000 году компания Ford анонсирует службу покупки автомобилей через интернет – Ford Journey. В это же время Renault открывает виртуальные магазины в 3 странах – Англии, Франции и Германии. По мнению автопроизводителей, такой способ покупки наиболее удобен и выгоден для покупателя. Заказывая автомобиль по интернету в официальном онлайн представительстве, он получает обычную заводскую гарантию, может в спокойной обстановке изучить модельный ряд компании и выбрать именно свой автомобиль.
Следует отметить, что официальные онлайн представительства доступны не каждому потребителю. Например, российские покупатели лишены возможности приобретать автомобиль в официальных онлайн магазинах автопроизводителей, если те не анонсировали свой выход на российский виртуальный рынок (на сегодняшний день не анонсирован пока ни один автопроизводитель). Тем не менее, в России также наблюдается очень активное развитие этого сегмента, только происходит оно по своим законам.
В настоящее время на электронном автомобильном рынке России работает два вида игроков. Первый – это непосредственно продавцы, которые делятся на крупных и мелких официальных дилеров, имеющих свой сайт, также сюда относятся дилеры, не имеющие своего автосалона (только сайт) и ввозящие автомобили под заказ – это единичные ресурсы, где предлагается приобрести машину, что называется, "по картинке", не глядя. Второе – это крупные автопорталы, которые сотрудничают с автосалонами. Они сосредотачивают в себе максимум информации о наличии того или иного автомобиля на площадках дилеров и исполняют роль информационного посредника. В этом случае во время визита в автосалон, вас будет сопровождать представитель сетевого ресурса. Мотивацией для того, чтобы воспользоваться услугами сетевого посредника, должна стать возможность сэкономить. Реклама обещает, что скидка может составить до 5 тыс. долларов. Как объяснил владелец ресурса carbroker.ru Александр Алексеев, сетевой дилер получает скидки от официального, благодаря оптовым продажам и поставке клиентов – поток пользователей достаточно велик. Это способствует общему объему продаж марки, и официальный дилер также остается в выигрыше, получая бонусы от производителя. При этом деньги вносятся только в кассу официального дилера, или перечисляются на его счет, а виртуальный дилер получает от официального вознаграждение на основании заключенного между ними агентского договора.
В настоящее время в России идет формирование виртуальных дилерских сетей как отдельного сегмента рынка, и конкуренция между сетевиками весьма высока. По оценкам руководителя autonet.ru Всеволода Брусничкина, за этот срок количество автомобильных ресурсов выросло более чем на 70%: "Во многих автопорталах площади забиты более чем на полгода вперед, дилеров уже не приходится агитировать размещать информацию в Интернете. Ведь это позволяет существенно увеличить поток клиентов".
Интернет в данном случае в первую очередь выполняет информативную функцию. Например, местными участниками рынка были признаны абсолютно бесперспективными real-time и on-line-аукционы (они позволяют покупателю самому, без брокера назначать цену покупки конкретного автомобиля), которые весьма активно практикуются в Америке. "Несмотря на рекламу аукционов, появившуюся в последнее время, они слабо востребованы, – говорит коммерческий директор проекта Japan Car Land Игорь Стародубов. – Покупка автомобиля через аукцион – это огромный риск. Как правило, там продаются автомобили старше 8 лет и в ужасном состоянии. Это едва ли получит распространение в России". Сергей Осипов также настроен категорично. "Аукционы не приживутся в России, – говорит он. – Во-первых, вторичный автопарк у нас гораздо меньше, чем в Америке, где низкие цены обусловлены настоящей затоваркой. Во-вторых, это очень рискованно".
Наибольшей популярностью в России пользуется приобретение автомобиля со стоянки аукционов либо автосалонов, то есть вы ищете машину по фиксированной цене. Совсем не работает пока заказ новых автомобилей через интернет, хотя это довольно активно начинает внедряться в Америке, Европе и Японии. Считается, что это очень удобно и экономит время – новенькую машину доставят вам прямо к подъезду. Участники российского рынка в один голос заявили о том, что в России до развития этого сегмента еще очень далеко: "живой" рынок на том этапе насыщения, когда у покупателя есть желание и все возможности пробовать любой автомобиль. Тест-драйв в своих вариациях является ос-новным маркетинговым инструментом для привлечения клиента. Идет активное знаком-ство с рынком. "Для заказа машин онлайн в России не существует законодательной базы, – говорит Александр Алексеев. – Это очень рискованно, российскому потребителю очень важно иметь гарантии, чтобы в случае чего было, куда прийти и с кого спросить. В российском варианте покупка автомобиля обязательно заканчивается посещением автосалона".
Все дилеры дружно заявляют о том, что на данном этапе есть одна существенная преграда для дальнейшего развития виртуального сегмента по продаже автомобилей – это менталитет российского потребителя. Впрочем, несмотря на то, что российскому интернету еще очень далеко до западного уровня, многие дилеры уверены в его безусловной перспективности.
Елена Костякова
Активные исследования электронного автомобильного рынка начались в 2000 году – именно тогда стал наблюдаться рост продаж в этом сегменте. С каждым годом количество автомобилей, проданных через интернет, растет. По итогам последних исследований, проведенных в США компанией Jupiter Research, оказалось, что при сохранении нынешних тенденций роста, количество автомобилей, продаваемых через мировую компьютерную сеть, к 2007 году может составить около 7% от общей массы реализуемых в этой стране машин. Результаты исследования говорят о том, что 38% потребителей называют интернет важным источником информации по техническим характеристикам и ценам на автомобили, а 79% опрошенных производителей автомобилей считают, что интернет – это хорошая возможность для развития бизнеса.
В течение последних пяти лет почти все крупные автопроизводители обзавелись своими электронными магазинами, а некоторые из них занялись строительством своих электронных дилерских сетей наравне с сетями “живыми”. Мощный толчок для развития сегмента задали японцы. 1998 году Toyota Motor начала развивать сеть по продаже своих автомобилей – Gazoo.com. За Toyota последовали все остальные. Постепенно и европейские автопроизводители также приходят к решению об открытии онлайн магазинов. В 2000 году компания Ford анонсирует службу покупки автомобилей через интернет – Ford Journey. В это же время Renault открывает виртуальные магазины в 3 странах – Англии, Франции и Германии. По мнению автопроизводителей, такой способ покупки наиболее удобен и выгоден для покупателя. Заказывая автомобиль по интернету в официальном онлайн представительстве, он получает обычную заводскую гарантию, может в спокойной обстановке изучить модельный ряд компании и выбрать именно свой автомобиль.
Следует отметить, что официальные онлайн представительства доступны не каждому потребителю. Например, российские покупатели лишены возможности приобретать автомобиль в официальных онлайн магазинах автопроизводителей, если те не анонсировали свой выход на российский виртуальный рынок (на сегодняшний день не анонсирован пока ни один автопроизводитель). Тем не менее, в России также наблюдается очень активное развитие этого сегмента, только происходит оно по своим законам.
В настоящее время на электронном автомобильном рынке России работает два вида игроков. Первый – это непосредственно продавцы, которые делятся на крупных и мелких официальных дилеров, имеющих свой сайт, также сюда относятся дилеры, не имеющие своего автосалона (только сайт) и ввозящие автомобили под заказ – это единичные ресурсы, где предлагается приобрести машину, что называется, "по картинке", не глядя. Второе – это крупные автопорталы, которые сотрудничают с автосалонами. Они сосредотачивают в себе максимум информации о наличии того или иного автомобиля на площадках дилеров и исполняют роль информационного посредника. В этом случае во время визита в автосалон, вас будет сопровождать представитель сетевого ресурса. Мотивацией для того, чтобы воспользоваться услугами сетевого посредника, должна стать возможность сэкономить. Реклама обещает, что скидка может составить до 5 тыс. долларов. Как объяснил владелец ресурса carbroker.ru Александр Алексеев, сетевой дилер получает скидки от официального, благодаря оптовым продажам и поставке клиентов – поток пользователей достаточно велик. Это способствует общему объему продаж марки, и официальный дилер также остается в выигрыше, получая бонусы от производителя. При этом деньги вносятся только в кассу официального дилера, или перечисляются на его счет, а виртуальный дилер получает от официального вознаграждение на основании заключенного между ними агентского договора.
В настоящее время в России идет формирование виртуальных дилерских сетей как отдельного сегмента рынка, и конкуренция между сетевиками весьма высока. По оценкам руководителя autonet.ru Всеволода Брусничкина, за этот срок количество автомобильных ресурсов выросло более чем на 70%: "Во многих автопорталах площади забиты более чем на полгода вперед, дилеров уже не приходится агитировать размещать информацию в Интернете. Ведь это позволяет существенно увеличить поток клиентов".
Интернет в данном случае в первую очередь выполняет информативную функцию. Например, местными участниками рынка были признаны абсолютно бесперспективными real-time и on-line-аукционы (они позволяют покупателю самому, без брокера назначать цену покупки конкретного автомобиля), которые весьма активно практикуются в Америке. "Несмотря на рекламу аукционов, появившуюся в последнее время, они слабо востребованы, – говорит коммерческий директор проекта Japan Car Land Игорь Стародубов. – Покупка автомобиля через аукцион – это огромный риск. Как правило, там продаются автомобили старше 8 лет и в ужасном состоянии. Это едва ли получит распространение в России". Сергей Осипов также настроен категорично. "Аукционы не приживутся в России, – говорит он. – Во-первых, вторичный автопарк у нас гораздо меньше, чем в Америке, где низкие цены обусловлены настоящей затоваркой. Во-вторых, это очень рискованно".
Наибольшей популярностью в России пользуется приобретение автомобиля со стоянки аукционов либо автосалонов, то есть вы ищете машину по фиксированной цене. Совсем не работает пока заказ новых автомобилей через интернет, хотя это довольно активно начинает внедряться в Америке, Европе и Японии. Считается, что это очень удобно и экономит время – новенькую машину доставят вам прямо к подъезду. Участники российского рынка в один голос заявили о том, что в России до развития этого сегмента еще очень далеко: "живой" рынок на том этапе насыщения, когда у покупателя есть желание и все возможности пробовать любой автомобиль. Тест-драйв в своих вариациях является ос-новным маркетинговым инструментом для привлечения клиента. Идет активное знаком-ство с рынком. "Для заказа машин онлайн в России не существует законодательной базы, – говорит Александр Алексеев. – Это очень рискованно, российскому потребителю очень важно иметь гарантии, чтобы в случае чего было, куда прийти и с кого спросить. В российском варианте покупка автомобиля обязательно заканчивается посещением автосалона".
Все дилеры дружно заявляют о том, что на данном этапе есть одна существенная преграда для дальнейшего развития виртуального сегмента по продаже автомобилей – это менталитет российского потребителя. Впрочем, несмотря на то, что российскому интернету еще очень далеко до западного уровня, многие дилеры уверены в его безусловной перспективности.
Елена Костякова