АВТОВАЗ шокировал Европу
Надеясь стать достойным игроком на международной арене, новое руководство ОАО "АВТОВАЗ" анонсировало грандиозные планы. Следующим этапом развития завода должно стать создание в кратчайшие сроки принципиально новой модельной линейки из 12 моделей на базе одной из европейских платформ (какой - пока не решено). А пока на автосалонах компания показывает лишь свои раритетные разработки времен "перестройки".
Прошлый год стал рекордным по количеству проданных иномарок в России. С активным насыщением рынка иномарок, доля отечественных автомобилей уменьшается. Большинство российских заводов перешли на совместное производство с иностранными партнерами. Позиции одного из крупнейших российских автопроизводителей, ОАО "АВТОВАЗ", уже давно серьезно пошатнулись. Стремясь сохранить хоть какие-то позиции на международной арене, завод продолжает путешествовать по мировым автошоу с экспозицией десятилетней давности.
Основная идея любого международного автошоу - презентация идей, демонстрация творческого потенциала и технологического прогресса - именно такая задача лежит на ежегодных прототипах ведущих мировых автопроизводителей. Кроме того, выставляются новинки, которые автопроизводители хотят заявить как серийные модели ближайших лет, ими компании могут "застолбить" новые ниши на автомобильном рынке.
В течение последних лет АВТОВАЗ - постоянный участник международных автосалонов. Завод рассматривает для себя участие в международных шоу как часть имиджевой политики. Однако, у этого имиджа весьма сомнительные перспективы. На международной арене он позиционируется наряду с Румынией и Индией, которые худо-бедно развивают экспорт. Отсутствие современной модельной линейки не дает заводу шансов увеличить потребительскую аудиторию. За последние десять лет не появилось ни одной новой модели, исключая Калину. Вот уже третий год, начиная с 2004-го, как экспозицию АВТОВАЗа в Женеве составляет "десятое семейство", задуманное еще в 80-х гг. прошлого века, Лада Калина, десятком помоложе, успевшая тем не менее безнадежно устареть, и легендарная "Нива", которая пользуется популярностью в странах "третьего мира".
Модельный ряд АВТОВАЗа давно уже катастрофически устарел. Единственное, чем пытается оперировать завод последние годы - это различные модификации своих старых моделей - иногда он позиционирует их как "новинки". В 2006 году "новой" разработкой, участвовавшей на Женевском автосалоне, была названа Lada 112 в комплектации ''суперлюкс'' (новый дизайн интерьера). На Женевском автосалоне 2006 в очередной раз были представлены Калина хэтчбек и седан, а также Lada Kalina Sport, подготовленный для участия в автогонках.
Калина была последней надеждой АВТОВАЗа. Завод до сих пор, как может, лелеет ее имидж "новинки" и "перспективного европейского городского автомобиля", несмотря на то, что машина была задумана еще в 1995 году. Прошло 8 лет, прежде чем автомобиль был построен, и еще три, пока он был запущен в серийное производство. Когда Калина была представлена публике в 2004-м году как концепт, она была достаточно актуальна на европейском рынке, поскольку появилась в период расцвета интереса к автомобилям класса B в Европе. Однако дальше грандиозных планов дело не пошло. Серийное производство седана только-только началось, а производство хетчбэка планируют начать в этом году. Возникает ощущение, что завод намеренно откладывает запуск, чтобы оставить себе пути к отступлению, а пока, вот уже в течение трех лет, кормит европейцев обещаниями о скором начале экспорта. Омологация семейства для европейских рынков должна была быть завершена еще в 2005 году.
Нельзя сказать, что на ВАЗе совсем не существует концептов. Но лишь некоторым проектам повезло воплотиться в жизнь в экспериментальном производстве. Единственными яркими разработками последних лет можно назвать, пожалуй, прототипы 2002-го года Lada Roadster и Lada Сarat на базе "Оки". Как первая модель, так и последняя, принадлежащая к перспективному классу А, показались достаточно интересными в Европе. Руководство АВТОВАЗа даже объявило о том, что готово к сборке в случае, если будут заказы от европейских партнеров. К сожалению, их так и не последовало. Еще одной яркой звездой, сверкнувшей на вазовском стенде в 2004 году, стал спортивный прототип Lada Revolution. Прототип "Лада-Антел", работающий на водороде, также вызвал интерес у публики.
Тем не менее, вазовцы изо всех сил пытаются бодриться. Как сообщает пресс-служба АВТОВАЗа, "уже сегодня можно уверенно сказать, что автомобили Лада сохраняют высокий потенциал на европейском рынке". Пока АВТОВАЗ решал производственные проблемы, на рынке появилось достаточное количество конкурентов, в том числе в ценовой нише до $9 тыс. и чуть выше (Daewoo Nexia, Renault Logan, Chevrolet Lanos, Chevrolet Aveo, Hyundai Getz).
Новое руководство АВТОВАЗа принялось срочно решать проблему. Для того чтобы стать конкурентоспособными на рынке, оно приняло решение, прежде всего, обновить модельную линейку. В феврале совет директоров АВТОВАЗа утвердил стратегию развития предприятия на период до 2020г., которая предполагает строительство в Тольятти нового завода мощностью 450 тыс. автомобилей в год. Кроме того, она предполагает создание 10-12 новых моделей автомобилей на принципиально новых платформах. В настоящее время руководство автозавода ведет переговоры на этот счет с несколькими ведущими европейскими производителями автомобилей, среди которых Renault, Fiat и DaimlerChrysler.
Эксперты сомневаются, что заводу удастся воплотить амбициозные планы в жизнь. Многие считают, что за столь короткий срок это просто нереально. По мнению генерального директора "Автотор Холдинг" Александра Сорокина, который также является заведующим кафедрой автомобильного дизайна в МАМИ, скорее всего, речь пойдет о производстве трех-четырех моделей в разных модификациях. Однако даже такая задача считается очень сложной. Полный цикл создания автомобиля "с нуля" и до вывода в серийное производство, по оценке Сорокина, составляет не менее $20 млн. "Никто не обновляет весь модельный ряд сразу. Вести производство даже трех моделей параллельно – это едва ли возможно, - говорит Сорокин. - Это очень затратный и трудоемкий процесс. Причем основные затраты приходятся не столько на разработку, сколько на подготовку производства, на оснастку и т.д.". К тому же, по мнению Сорокина, несмотря на хороший творческий потенциал завода, у него просто нет физических возможностей вести производство сразу нескольких моделей, недостаточно оборудования и людей. "Заказ будет отдан на сторону, это единственный способ воплотить эту идею, - считает Сорокин. - Хотя финансовых вопросов остается очень много". Своими силами АВТОВАЗ вытянуть проект не сможет и рассчитывает на участие банков и иных инвестиционных групп. По мнению Сорокина, это может составить коммерческую привлекательность для инвесторов, поскольку ниша до $10 тыс. на авторынке до сих пор не насыщена.
Елена Костякова
Прошлый год стал рекордным по количеству проданных иномарок в России. С активным насыщением рынка иномарок, доля отечественных автомобилей уменьшается. Большинство российских заводов перешли на совместное производство с иностранными партнерами. Позиции одного из крупнейших российских автопроизводителей, ОАО "АВТОВАЗ", уже давно серьезно пошатнулись. Стремясь сохранить хоть какие-то позиции на международной арене, завод продолжает путешествовать по мировым автошоу с экспозицией десятилетней давности.
Основная идея любого международного автошоу - презентация идей, демонстрация творческого потенциала и технологического прогресса - именно такая задача лежит на ежегодных прототипах ведущих мировых автопроизводителей. Кроме того, выставляются новинки, которые автопроизводители хотят заявить как серийные модели ближайших лет, ими компании могут "застолбить" новые ниши на автомобильном рынке.
В течение последних лет АВТОВАЗ - постоянный участник международных автосалонов. Завод рассматривает для себя участие в международных шоу как часть имиджевой политики. Однако, у этого имиджа весьма сомнительные перспективы. На международной арене он позиционируется наряду с Румынией и Индией, которые худо-бедно развивают экспорт. Отсутствие современной модельной линейки не дает заводу шансов увеличить потребительскую аудиторию. За последние десять лет не появилось ни одной новой модели, исключая Калину. Вот уже третий год, начиная с 2004-го, как экспозицию АВТОВАЗа в Женеве составляет "десятое семейство", задуманное еще в 80-х гг. прошлого века, Лада Калина, десятком помоложе, успевшая тем не менее безнадежно устареть, и легендарная "Нива", которая пользуется популярностью в странах "третьего мира".
Модельный ряд АВТОВАЗа давно уже катастрофически устарел. Единственное, чем пытается оперировать завод последние годы - это различные модификации своих старых моделей - иногда он позиционирует их как "новинки". В 2006 году "новой" разработкой, участвовавшей на Женевском автосалоне, была названа Lada 112 в комплектации ''суперлюкс'' (новый дизайн интерьера). На Женевском автосалоне 2006 в очередной раз были представлены Калина хэтчбек и седан, а также Lada Kalina Sport, подготовленный для участия в автогонках.
Калина была последней надеждой АВТОВАЗа. Завод до сих пор, как может, лелеет ее имидж "новинки" и "перспективного европейского городского автомобиля", несмотря на то, что машина была задумана еще в 1995 году. Прошло 8 лет, прежде чем автомобиль был построен, и еще три, пока он был запущен в серийное производство. Когда Калина была представлена публике в 2004-м году как концепт, она была достаточно актуальна на европейском рынке, поскольку появилась в период расцвета интереса к автомобилям класса B в Европе. Однако дальше грандиозных планов дело не пошло. Серийное производство седана только-только началось, а производство хетчбэка планируют начать в этом году. Возникает ощущение, что завод намеренно откладывает запуск, чтобы оставить себе пути к отступлению, а пока, вот уже в течение трех лет, кормит европейцев обещаниями о скором начале экспорта. Омологация семейства для европейских рынков должна была быть завершена еще в 2005 году.
Нельзя сказать, что на ВАЗе совсем не существует концептов. Но лишь некоторым проектам повезло воплотиться в жизнь в экспериментальном производстве. Единственными яркими разработками последних лет можно назвать, пожалуй, прототипы 2002-го года Lada Roadster и Lada Сarat на базе "Оки". Как первая модель, так и последняя, принадлежащая к перспективному классу А, показались достаточно интересными в Европе. Руководство АВТОВАЗа даже объявило о том, что готово к сборке в случае, если будут заказы от европейских партнеров. К сожалению, их так и не последовало. Еще одной яркой звездой, сверкнувшей на вазовском стенде в 2004 году, стал спортивный прототип Lada Revolution. Прототип "Лада-Антел", работающий на водороде, также вызвал интерес у публики.
Тем не менее, вазовцы изо всех сил пытаются бодриться. Как сообщает пресс-служба АВТОВАЗа, "уже сегодня можно уверенно сказать, что автомобили Лада сохраняют высокий потенциал на европейском рынке". Пока АВТОВАЗ решал производственные проблемы, на рынке появилось достаточное количество конкурентов, в том числе в ценовой нише до $9 тыс. и чуть выше (Daewoo Nexia, Renault Logan, Chevrolet Lanos, Chevrolet Aveo, Hyundai Getz).
Новое руководство АВТОВАЗа принялось срочно решать проблему. Для того чтобы стать конкурентоспособными на рынке, оно приняло решение, прежде всего, обновить модельную линейку. В феврале совет директоров АВТОВАЗа утвердил стратегию развития предприятия на период до 2020г., которая предполагает строительство в Тольятти нового завода мощностью 450 тыс. автомобилей в год. Кроме того, она предполагает создание 10-12 новых моделей автомобилей на принципиально новых платформах. В настоящее время руководство автозавода ведет переговоры на этот счет с несколькими ведущими европейскими производителями автомобилей, среди которых Renault, Fiat и DaimlerChrysler.
Эксперты сомневаются, что заводу удастся воплотить амбициозные планы в жизнь. Многие считают, что за столь короткий срок это просто нереально. По мнению генерального директора "Автотор Холдинг" Александра Сорокина, который также является заведующим кафедрой автомобильного дизайна в МАМИ, скорее всего, речь пойдет о производстве трех-четырех моделей в разных модификациях. Однако даже такая задача считается очень сложной. Полный цикл создания автомобиля "с нуля" и до вывода в серийное производство, по оценке Сорокина, составляет не менее $20 млн. "Никто не обновляет весь модельный ряд сразу. Вести производство даже трех моделей параллельно – это едва ли возможно, - говорит Сорокин. - Это очень затратный и трудоемкий процесс. Причем основные затраты приходятся не столько на разработку, сколько на подготовку производства, на оснастку и т.д.". К тому же, по мнению Сорокина, несмотря на хороший творческий потенциал завода, у него просто нет физических возможностей вести производство сразу нескольких моделей, недостаточно оборудования и людей. "Заказ будет отдан на сторону, это единственный способ воплотить эту идею, - считает Сорокин. - Хотя финансовых вопросов остается очень много". Своими силами АВТОВАЗ вытянуть проект не сможет и рассчитывает на участие банков и иных инвестиционных групп. По мнению Сорокина, это может составить коммерческую привлекательность для инвесторов, поскольку ниша до $10 тыс. на авторынке до сих пор не насыщена.
Елена Костякова