branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Toyota завоюет весь мир

Японцам опять помогли американцы. Имперские амбиции Toyota к мировому господству на автомобильном рынке как никогда близки к исполнению…
Toyota завоюет весь мир
Toyota завоюет весь мир
Японский концерн Toyota долгое время вынашивал планы по установлению мирового господства на автомобильном рынке. Планомерно концерн наращивал производство, выводил новые модели, удивлял конкурентов маркетинговыми акциями и радовал публику непревзойденным качеством.

В течение последних семидесяти лет крупнейшим автомобилестроителем в мире был американский концерн General Motors. Имея большие достаточные финансовые ресурсы, он скупал заводы по всему миру, а большая часть американцев всегда отдавала предпочтение автомобилям именно этого концерна. Однако несколько финансовых проколов, убытки в Европе и потери от отзывов заставили General Motors прибегнуть к непопулярным мерам - реструктуризации деятельности с целью сокращения расходов. Недавно устами исполнительного директора Рика Вагонера концерн объявил, что к 2008 году в Канаде и США будут закрыты 8 заводов концерна, а еще на 4 сокращены смены. Таким образом, эти страны не досчитаются 1 миллиона произведенных автомобилей в год, а мощности концерна сократятся до 4,2 млн. машин (GM уже сократила производство на 1 млн. с 2002 по 2005 гг.). В связи с закрытием заводов будут уволены 30 000 работников, т. е. общий штат GM, который составляет сейчас 325 000 сотрудников, сократится на 9,2%. С помощью таких мер уже к концу 2006 г. компания планирует сэкономить 7 млрд долларов. Если в прошлом году крупнейший мировой автопроизводитель выпустил 9,1 млн. машин, получив при этом 3,7 млрд. чистой прибыли, то первые 9 месяцев текущего года GM окончила с 3-миллиардными убытками. При этом доля концерна на родном американском рынке сократилась до 26,2% против трети десятилетней давности.

Концерну Toyota неудачи американских конкурентов только на руку. Осторожные в инвестициях и расчетливые японцы избежали потерь от автомобильной глобализации, а выгодный курс японской иены только повышает конкурентоспособность продукции концерна. При этом в Toyota не забывают о том, что Северная Америка – крупнейший автомобильный рынок. По данным маркетинговой компании J. D. Power and Associates, только за первые две недели ноября доля Toyota на рынке США выросла до 17,9% против 15,4% за тот же период 2004 г. Японская компания обогнала по продажам Ford, доля которого снизилась на 30% и почти догнала GM, доля рынка которой снизилась до 18,8%. Toyota уже имеет несколько заводов в США и в Канаде и готовится к строительству еще одного - по производству двигателей и коробок передач.

Амбициям японцев на следующий год благоволит и начало производства пикапов в Сан-Антонио (штат Техас), которое прибавит к годовым продажам 200 000 автомобилей. Кроме того, к 2008 году на подходе 100 000 внедорожников RAV4, которые будут собираться в Канаде. Наконец, японцы планируют выпускать автомобили под собственными брэндами на сборочном заводе производителя Subaru — компании Fuji Heavy Industries. По данным газеты Asahi, не ссылающейся, впрочем, на источники, Toyota обратилась к руководству Fuji Heavy Industries с просьбой организовать сборку своих автомобилей на заводе принадлежащей Fuji марки Subaru в Индиане. Ранее сообщалось, что ими могут стать гибридные машины марки. Сейчас на этом заводе собирается около 120 000 Subaru в год.

Напомним, Fuji объявила о своем партнерстве с Toyota в октябре после окончания пятилетней связи с GM, продавшей 20% своей доли в японской компании. При этом Toyota приобрела 8,7% акций Fuji за 315 млн. долларов, став, таким образом, крупнейшим акционером.

Помешать Toyota вскарабкаться на «автомобильный олимп» может только значительное укрепление позиций General Motors в Азии. «Дело в том, что сейчас GM не отражает в своей отчетности автомобили, произведенные на ее предприятиях в Южной Корее и Китае, а в 2006г. она собирается это делать», — говорит аналитик CNW Research Арт Спинелла. Самым ярким пятном в палитре финансовой деятельности американцев стал, пожалуй, Китай, где продажи GM за первые 9 месяцев увеличились на 27,8% до 472 468 автомобилей. Характерно, что этот рост подпитывался в основном за счет деятельности совместного предприятия GM, шанхайской корпорации SAIC и Wuling Automotive. Как бы там ни было, тенденция налицо: в то время как американские концерны озадачены экономией, азиатские (в первую очередь, японские Toyota, Nissan и Honda) производители наступают на пятки своим соперникам.

Оправляется от краха даже скандально известная Mitsubishi Motors. При сохранении нынешней динамики на рынке уже через несколько лет верхние строчки в глобальных продажах займут автомобили с Востока. А это означает, что в скором будущем на глобальном автомобильном рынке возможен новый «передел» - неповоротливые автогиганты с негибкой политикой будут стараться избавляться от активов, а быстрорастущие – приобретать их.

Артур Саруханов