branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Страховщики выпустили почти 1 млн "липовых" полисов ОСАГО

За два года действия закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», похоже, никак не станет популярным в российском обществе. Лишь 59% автовладельцев приобрели в этом году полисы ОСАГО, а еще 38% делать этого не собираются. Причем в недоверии россиян к «автогражданке» виноваты в первую очередь сами страховщики. По некоторым данным, на рынке сегодня находится до 1 млн. неконтролируемых или неучтенных полисов ОСАГО...
Страховщики выпустили почти 1 млн "липовых" полисов ОСАГО
За два года действия закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», похоже, никак не войдет в массы. Лишь 59% автовладельцев приобрели в этом году полисы ОСАГО, а еще 38% делать этого не собираются. Причем в недоверии россиян к «автогражданке» виноваты в первую очередь сами страховщики.

Согласно проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследованию, полис ОСАГО среди автовладельцев приобрели лишь 59% опрошенных, еще 38% респондентов не покупали и не собираются его покупать . Среди нелояльных автовладельцев оказались люди в возрасте 18-30 лет и более 60 лет, чаще всего лишь со средним специальным образованием и средним доходом на семью в 8 900 рублей.

При этом, при выборе страховщика россияне, как правило, обращают внимание на репутацию его как крупного и устойчивого игрока (47% опрошенных), еще 37% россиян волнует цена полиса, и 28% респондентов отметили длительность и опыт работы страховщика на рынке.

Характерно, что если цена полиса в России - это прерогатива правительства, устанавливающего своими постановлениями коэффициенты и ставки, то в остальном успешность страховых компаний зависит от них самих.

Впрочем, похоже, что страховщики лишь сейчас стали понимать ту поспешность, с которой принимался закон об ОСАГО, и последствия чрезмерного давления страхового лобби на думцев. По словам генерального директора страховой компании «Стандарт-Резерв» Виктора Юна, когда «автогражданка» была только в разработке, страховое сообщество посчитало, что основная доля продаж полисов придется на офисы, агентства и квалифицированных агентов. Однако, когда в конце 2003 года, перед самым вступлением в силу поправок к КоАП, карающих автовладельцев за отсутствие полисов ОСАГО, россияне ринулись покупать полисы, оказалось, что страховщики попросту не в силах "обработать" всех желающих. «Компании физически не успевали продавать полисы в офисах, поэтому решено было прибегнуть к услугам неподготовленных людей», — сетует В.Юн.

Вскоре обнаружилось, что продажа полисов превратилась в большой и слабо контролируемый рынок. В результате на долю продаж полисов агентами сегодня, по данным ВЦИОМ, приходится около 34%, а еще 12% — продаются прямо на подступах к МРЭО ГИБДД. Ведь при оценках экспертов в 1,5-2 млрд. долларов в год лишь разрешенная по закону комиссия агентам и брокерам составляет 150-200 млн. долларов ежегодно.

Особую комичность продажа полисов ОСАГО приобретает у дверей МРЭО ГИБДД. К покупке полиса «автогражданки» любого автовладельца подстегивает действующее законодательство —постановка машины на учет без него запрещена. Решить задачу предлагают агенты, снующие тут и там перед зданиями МРЭО рядом с обклеенными вывесками различных страховых компаний «Газелями». Характерно, что при обращении к услугам таких «агентов», любой автовладелец услышит в первую очередь хвалебные оды в адрес незнакомой для себя страховой компании. На деле же оказывается, что агент, получающий от этого страховщика наибольшую премию, мягко говоря, лукавит, ведь, исходя из здравой логики, становится понятно, что выплачивающая такие премиальные компания сегодня-завтра разорится и не сможет возместить ущерб в случае ДТП.

Первые компании-однодневки, готовые и на более высокое вознаграждение своим агентам, лишь бы урвать кусок побольше (обслуживать пострадавших при этом никто из них не собирался), уже покинули рынок. Речь идет в частности об обанкротившихся пяти компаниях — «Авест», Западно-Сибирская транспортная компания, «Доверие», Евро-Азиатская страховая компания, Страховое общество Содружества Независимых Государств — и еще трех — «Промэнергоресурс», ФСО «Cтоличное» и «Урал-Рецепт», лицензии на проведение страховой деятельности которых пока лишь отозваны.

Страховщики не без сожаления вспоминают о том, что в 2003 году при принятии новых членов в Российский союз автостраховщиков (РСА), некоторые из них могли подтвердить свой опыт работы на рынке разве что выданными некогда лицензиями. Но точку в этой эпопее ставить еще рано. По оценкам В.Юна, на сегодняшний день по различным причинам на рынке ОСАГО находится от 300 тыс. до 1 млн. неконтролируемых или неучтенных полисов, владельцы которых, случись какая беда, уже завтра будут околачиваться в кулуарах РСА с требованиями выплатить причитающееся.

Кроме того, по словам заместителя генерального директора по региональному бизнесу страховой группы «АльфаСтрахование» Владимира Сорокина, при стабилизировавшемся спросе на рынке ОСАГО беспокойство страховщиков вызывает рост страховых выплат. Помимо растущей инфляции сам эксперт объясняет этот факт сменой отечественного автопарка и его постепенным креном в сторону более дорогих машин иностранного производства. Напомним, при достижении убыточности по «автогражданке» среди предлагающих полисы ОСАГО компаний 77% этот рынок для последних станет безынтересным — предполагается, что на ведение дел страховщикам требуется около 23% от собираемых ими премий. Впрочем, в некоторых регионах убыточность уже перешагнула этот порог, поэтому в ближайшее время стоит ожидать новых банкротов и оставшихся без лицензий игроков. Причем компенсационного фонда РСА, насчитывавшего на 1 сентября 1,1 млрд. рублей, может уже не хватить.

Артур Саруханов