В январе цены на бензин снова пойдут вверх
Последний месяц ознаменовался настоящей истерией, связанной с ростом цен на бензин. В некоторых регионах цены на топливо самых ходовых марок Аи-92 и Аи-95 росли по 40-50 копеек в день, вынуждая автолюбителей с каждым днем тратить все больше и больше. Казалось, рост цен не остановить, и скоро они достигнут среднеевропейского уровня в 1 евро за литр топлива. Правда, в Европе бензин немного другого качества, но наших нефтяников это не смущало. Представители Госдумы, народные избранники, тут же начали выступать с громкими заявлениями
о необходимости государственного регулирования цен на бензин.
Фактически государство, в лице исполнительной власти, уже было поставлено в известность представителями нефтяных компаний о том, до какого предела будут расти цены на товарный бензин. Источник в нефтяной компании сообщил Autonews.ru, что было проведено координационное совещание, на котором нефтяники и договорились о том, когда прекратить рост цен на бензин. Теперь уже всем известно о том, что датой «заморозки» цен стало 19 сентября, когда представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и ТНК-ВР провели совещание под руководством главы Минпромэнерго Виктора Христенко. Таким образом, и власть показала, что «работает для народа», и нефтяные компании пошли навстречу людям, которые еще не обзавелись собственными нефтяными скважинами.
Впрочем, сегодня цена на бензин достигла таких высот, что все равно находится за той гранью, когда нефтяники начинают получать сверхприбыли. Шутка ли, в Москве стоимость литра Аи-95, которым заправляют большинство иномарок, вплотную приблизилась к 19 рублям. А что говорить о Дальнем Востоке, где стоимость бензина уже перевалила за 20 рублей за литр? При этом не стоит забывать и о том, что «благодетели» заморозили цены лишь до конца этого года. Вряд ли кто сомневается в том, что с 1 января следующего года цены на топливо вновь начнут расти, при этом, наверняка, гигантскими шагами. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов накануне заявил буквально следующее: "Гарантии - это уже хорошо, но совершенно очевидно, что через три месяца, с 1 января будущего года, мы можем ожидать скачка цен на бензин на 25-30%, и к весенним полевым работам мы подойдем с заоблачными ценами". По мнению спикера верхней палаты, уповать только на добрую волю нефтяных компаний нельзя, и государство вправе регулировать эту ситуацию. Таким образом, цена за литр бензина в начале января может легко перевалить за отметку в 25 рублей за литр.
С тем, что государство имеет право контролировать ценообразование в области продаж бензина, согласен спикер Госдумы Борис Грызлов. «Вопрос с ценами на бензин находится под контролем Госдумы, и мы считаем, что правительство может держать ситуацию в руках", - уверен он. И добавляет, что депутаты устроят допрос с пристрастием министру финансов Алексею Кудрину и министру экономразвития Герману Грефу на тему цен на топливо. Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, правда, отметил, что решение о замораживании цен на топливо может быть и отменено, ведь нефтяные компании «подчиняются законам рынка», а стимулировать участников рынка может только создание налогового механизма, который бы стабилизировал стоимость нефтепродуктов. А вот другой вице-спикер Госдумы - Георгий Боос - открыто говорит, что рост цен на бензин является результатом картельного сговора.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, в свою очередь, заявляет, что никакого сговора не было. При этом ведомство ожидает, что рост цен на нефтепродукты по итогам 2005г. составит 12-15% (т.е. больше роста не будет – по итогам 9 месяцев цены выросли как раз на 12-15%) по сравнению с началом года. Заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин заявил, что с 1 января следующего года цены на бензин будут «формироваться исходя из рыночных условий». При этом, по его словам, в 2006 году сезонные скачки цен на топливо продолжаться, однако правительство РФ будет принимать меры по сдерживанию этих цен, в частности за счет изменения действующих экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, использования системы госрезерва, вступления в действие нового закона о конкуренции и поправок в Кодекс об административных правонарушениях.
Правда, ФАС «погрозила пальчиком», заявив, что намерена применять санкции в отношении нефтяных компаний, которые "заморозили" розничные цены на бензин, но при этом попытаются повысить оптовые цены. Действующее законодательство позволяет выносить предписание о прекращении нарушений и взимать штраф в размере 5 тыс. МРОТ. Кроме того, ФАС будет изымать в федеральный бюджет необоснованно полученные доходы нефтяных компаний, которые попытаются сохранить баланс (отпустив оптовые цены на нефтепродукты) за счет независимых АЗС. Правда, необходимо будет еще и доказать «необоснованность доходов».
Однако, разговоры о том, что государство вступится за частного автовладельца, пока не имеют под собой никакой основы. Несмотря на грядущее изменение экспортной пошлины и возможное снижение налога на добычу полезных ископаемых, нефтяные компании наверняка захотят стать еще более прибыльными, чтобы сделать богаче своих акционеров. И не стоит забывать, что в ряде нефтяных компаний так или иначе участвует государство. Поэтому пока автовладельцам стоит лишь пожелать набраться долготерпения и подумать о переоборудовании автомобиля на питание на сжиженном газе, а собирающимся покупать автомобиль – рассмотреть варианты с дизельными двигателями и другими альтернативными видами топлива.
Матвей Дышло
Фактически государство, в лице исполнительной власти, уже было поставлено в известность представителями нефтяных компаний о том, до какого предела будут расти цены на товарный бензин. Источник в нефтяной компании сообщил Autonews.ru, что было проведено координационное совещание, на котором нефтяники и договорились о том, когда прекратить рост цен на бензин. Теперь уже всем известно о том, что датой «заморозки» цен стало 19 сентября, когда представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и ТНК-ВР провели совещание под руководством главы Минпромэнерго Виктора Христенко. Таким образом, и власть показала, что «работает для народа», и нефтяные компании пошли навстречу людям, которые еще не обзавелись собственными нефтяными скважинами.
Впрочем, сегодня цена на бензин достигла таких высот, что все равно находится за той гранью, когда нефтяники начинают получать сверхприбыли. Шутка ли, в Москве стоимость литра Аи-95, которым заправляют большинство иномарок, вплотную приблизилась к 19 рублям. А что говорить о Дальнем Востоке, где стоимость бензина уже перевалила за 20 рублей за литр? При этом не стоит забывать и о том, что «благодетели» заморозили цены лишь до конца этого года. Вряд ли кто сомневается в том, что с 1 января следующего года цены на топливо вновь начнут расти, при этом, наверняка, гигантскими шагами. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов накануне заявил буквально следующее: "Гарантии - это уже хорошо, но совершенно очевидно, что через три месяца, с 1 января будущего года, мы можем ожидать скачка цен на бензин на 25-30%, и к весенним полевым работам мы подойдем с заоблачными ценами". По мнению спикера верхней палаты, уповать только на добрую волю нефтяных компаний нельзя, и государство вправе регулировать эту ситуацию. Таким образом, цена за литр бензина в начале января может легко перевалить за отметку в 25 рублей за литр.
С тем, что государство имеет право контролировать ценообразование в области продаж бензина, согласен спикер Госдумы Борис Грызлов. «Вопрос с ценами на бензин находится под контролем Госдумы, и мы считаем, что правительство может держать ситуацию в руках", - уверен он. И добавляет, что депутаты устроят допрос с пристрастием министру финансов Алексею Кудрину и министру экономразвития Герману Грефу на тему цен на топливо. Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, правда, отметил, что решение о замораживании цен на топливо может быть и отменено, ведь нефтяные компании «подчиняются законам рынка», а стимулировать участников рынка может только создание налогового механизма, который бы стабилизировал стоимость нефтепродуктов. А вот другой вице-спикер Госдумы - Георгий Боос - открыто говорит, что рост цен на бензин является результатом картельного сговора.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, в свою очередь, заявляет, что никакого сговора не было. При этом ведомство ожидает, что рост цен на нефтепродукты по итогам 2005г. составит 12-15% (т.е. больше роста не будет – по итогам 9 месяцев цены выросли как раз на 12-15%) по сравнению с началом года. Заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин заявил, что с 1 января следующего года цены на бензин будут «формироваться исходя из рыночных условий». При этом, по его словам, в 2006 году сезонные скачки цен на топливо продолжаться, однако правительство РФ будет принимать меры по сдерживанию этих цен, в частности за счет изменения действующих экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, использования системы госрезерва, вступления в действие нового закона о конкуренции и поправок в Кодекс об административных правонарушениях.
Правда, ФАС «погрозила пальчиком», заявив, что намерена применять санкции в отношении нефтяных компаний, которые "заморозили" розничные цены на бензин, но при этом попытаются повысить оптовые цены. Действующее законодательство позволяет выносить предписание о прекращении нарушений и взимать штраф в размере 5 тыс. МРОТ. Кроме того, ФАС будет изымать в федеральный бюджет необоснованно полученные доходы нефтяных компаний, которые попытаются сохранить баланс (отпустив оптовые цены на нефтепродукты) за счет независимых АЗС. Правда, необходимо будет еще и доказать «необоснованность доходов».
Однако, разговоры о том, что государство вступится за частного автовладельца, пока не имеют под собой никакой основы. Несмотря на грядущее изменение экспортной пошлины и возможное снижение налога на добычу полезных ископаемых, нефтяные компании наверняка захотят стать еще более прибыльными, чтобы сделать богаче своих акционеров. И не стоит забывать, что в ряде нефтяных компаний так или иначе участвует государство. Поэтому пока автовладельцам стоит лишь пожелать набраться долготерпения и подумать о переоборудовании автомобиля на питание на сжиженном газе, а собирающимся покупать автомобиль – рассмотреть варианты с дизельными двигателями и другими альтернативными видами топлива.
Матвей Дышло