Место за деньги
В центре Москвы практически нет альтернативы платным парковкам, однако платное предложение существует на грани абсурда (стоимость близлежащих платных парковок может разниться в десятки раз) и уж точно не гарантирует сохранность автомобилей. Ведь большинство парковок работают по нелегальным тарифам.
Столичные власти никак не могут расстаться с идеей взимать с автовладельцев деньги за парковку. Еще бы, ведь только ГУП "Городская служба платных парковок", в ведение которого перешло 30% городского паркинга (около 500 парковок) приносит в столичный бюджет около 1,1 млн долл. различных платежей. При том, что официальные тарифы на парковку в центре составляют 9, 10 или 11 рублей за час парковки в зависимости от зон, которые ограничиваются тремя транспортными кольцами.
Первые попытки вновь реанимировать парковочный бизнес московские власти предприняли в начале года при поддержке законодательной власти. Законопроект, предписывающий увеличение штрафов владельцев машин за парковку с нарушением правил на 1-1,5 тыс. рублей, а владельцев, мешающих движению пешеходов и машин — 2-2,5 тыс. рублей, был спешно передан на рассмотрение Госдумы. По словам автора поправок к действующему КоАП Веры Степаненко, необходимость увеличения штрафов мотивировано заботой об экологическом состоянии города. Напомним, за неправильную парковку гаишники сейчас берут от 50 до 200 рублей, а эвакуировать неправильно припаркованную машину можно только в крайних случаях, когда она мешает движению.
Тем не менее, большая часть доходов от парковки проходит мимо столичной казны. Впрочем, ничего странного в этом нет. Официальная зарплата парковщиков-муниципалов, не превышающая 2 тыс. рублей, часто толкает их на махинации. По словам замгендиректора ГСПП Владимира Клушина, за прошлый год его предприятием было выявлено 13 случаев завышения тарифов, а сейчас озабоченность вызывают еще 18 парковок, которые, скорее всего, будут ликвидированы. Кроме того, в ГУП сетуют, что из-за низкой собираемости платежей, платы за аренду земли и налогов высокодоходным парковочный бизнес не назовешь, поэтому из действовавших в 1999 году 17 тысяч платных машиномест сейчас функционируют лишь 4654.
Этим пользуются нелегалы. Там, где раньше из-за дорожных знаков машину парковать запрещалось (например, на ул. Петровка), сейчас это можно сделать за плату парковщикам. Пятачок в центре Москвы на 50 машиномест при стоимости парковки 100 рублей час и 12-часовом рабочем дне приносит нелегалам по меньшей мере 1,5 млн. долларов в год. Если учесть, что нелегальных парковок в столице, по оценкам ГСПП около половины, то годовой доход нелегалов близок к 150 млн. долларов.
Борьба же с криминальным бизнесом идет вяло. Комментировать в ГСПП действия правоохранительных органов в этой связи отказались, охарактеризовав их лишь как "недостаточные". В результате, по словам Клушина, на Тверской улице можно столкнуться с ситуацией, когда на соседствующих парковках цены разнятся в 10 раз.
Характерно, что, несмотря на несколько поражений парковщиков в различных судебных инстанциях (парковка за деньги не может существовать ни как налог, ни как услуга), собиратели дани с автовладельцев с московских улиц не исчезли. А получившая в октябре прошлого года право самостоятельно устанавливать тарифы ГСПП предложила взимать с москвичей вместо действующих 9-11 рублей за час парковки 20-40 рублей.
Чтобы хоть как-то упорядочить прибордюрный бизнес, московские власти распорядились для начала зафиксировать на жилетах парковщиков тарифы, по которым они оказывают услуги населению. Вторым шагом, как ожидается, станет введение электронной безналичной системы оплаты, а контролем за автостоянками займется парковочная инспекция.
Однако инспекция здесь вряд ли поможет. "На наши письма в различные территориальные органы внутренних дел реакции мало", — сетуетВ.Клушин. Поэтому, если у нелегалов хватило сил и средств действовать в открытую средь бела дня, не обращая внимания на органы правопорядка, то и нововведения вряд ли нарушат баланс сил. Ведь за долгие годы никаких серьезных шагов по искоренению незаконных парковок не было сделано, при том, что передача всего рынка в управление городского предприятия могла как минимум вдвое увеличить парковочные сборы столицы.
Пока никакие директивные меры властей ничем не угрожают нелегалам. Видимо, устав от борьбы, московское правительство пригрозило крайними мерами. "Если на парковках не удастся навести порядок, то городские власти могут поставить вопрос о ликвидации муниципальных парковок", - заявил вчера спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Впрочем, от такого сладкого куска, как деньги за парковку, скорее всего, не смогут отказаться сами московские власти.
Артур Саруханов
Столичные власти никак не могут расстаться с идеей взимать с автовладельцев деньги за парковку. Еще бы, ведь только ГУП "Городская служба платных парковок", в ведение которого перешло 30% городского паркинга (около 500 парковок) приносит в столичный бюджет около 1,1 млн долл. различных платежей. При том, что официальные тарифы на парковку в центре составляют 9, 10 или 11 рублей за час парковки в зависимости от зон, которые ограничиваются тремя транспортными кольцами.
Первые попытки вновь реанимировать парковочный бизнес московские власти предприняли в начале года при поддержке законодательной власти. Законопроект, предписывающий увеличение штрафов владельцев машин за парковку с нарушением правил на 1-1,5 тыс. рублей, а владельцев, мешающих движению пешеходов и машин — 2-2,5 тыс. рублей, был спешно передан на рассмотрение Госдумы. По словам автора поправок к действующему КоАП Веры Степаненко, необходимость увеличения штрафов мотивировано заботой об экологическом состоянии города. Напомним, за неправильную парковку гаишники сейчас берут от 50 до 200 рублей, а эвакуировать неправильно припаркованную машину можно только в крайних случаях, когда она мешает движению.
Тем не менее, большая часть доходов от парковки проходит мимо столичной казны. Впрочем, ничего странного в этом нет. Официальная зарплата парковщиков-муниципалов, не превышающая 2 тыс. рублей, часто толкает их на махинации. По словам замгендиректора ГСПП Владимира Клушина, за прошлый год его предприятием было выявлено 13 случаев завышения тарифов, а сейчас озабоченность вызывают еще 18 парковок, которые, скорее всего, будут ликвидированы. Кроме того, в ГУП сетуют, что из-за низкой собираемости платежей, платы за аренду земли и налогов высокодоходным парковочный бизнес не назовешь, поэтому из действовавших в 1999 году 17 тысяч платных машиномест сейчас функционируют лишь 4654.
Этим пользуются нелегалы. Там, где раньше из-за дорожных знаков машину парковать запрещалось (например, на ул. Петровка), сейчас это можно сделать за плату парковщикам. Пятачок в центре Москвы на 50 машиномест при стоимости парковки 100 рублей час и 12-часовом рабочем дне приносит нелегалам по меньшей мере 1,5 млн. долларов в год. Если учесть, что нелегальных парковок в столице, по оценкам ГСПП около половины, то годовой доход нелегалов близок к 150 млн. долларов.
Борьба же с криминальным бизнесом идет вяло. Комментировать в ГСПП действия правоохранительных органов в этой связи отказались, охарактеризовав их лишь как "недостаточные". В результате, по словам Клушина, на Тверской улице можно столкнуться с ситуацией, когда на соседствующих парковках цены разнятся в 10 раз.
Характерно, что, несмотря на несколько поражений парковщиков в различных судебных инстанциях (парковка за деньги не может существовать ни как налог, ни как услуга), собиратели дани с автовладельцев с московских улиц не исчезли. А получившая в октябре прошлого года право самостоятельно устанавливать тарифы ГСПП предложила взимать с москвичей вместо действующих 9-11 рублей за час парковки 20-40 рублей.
Чтобы хоть как-то упорядочить прибордюрный бизнес, московские власти распорядились для начала зафиксировать на жилетах парковщиков тарифы, по которым они оказывают услуги населению. Вторым шагом, как ожидается, станет введение электронной безналичной системы оплаты, а контролем за автостоянками займется парковочная инспекция.
Однако инспекция здесь вряд ли поможет. "На наши письма в различные территориальные органы внутренних дел реакции мало", — сетуетВ.Клушин. Поэтому, если у нелегалов хватило сил и средств действовать в открытую средь бела дня, не обращая внимания на органы правопорядка, то и нововведения вряд ли нарушат баланс сил. Ведь за долгие годы никаких серьезных шагов по искоренению незаконных парковок не было сделано, при том, что передача всего рынка в управление городского предприятия могла как минимум вдвое увеличить парковочные сборы столицы.
Пока никакие директивные меры властей ничем не угрожают нелегалам. Видимо, устав от борьбы, московское правительство пригрозило крайними мерами. "Если на парковках не удастся навести порядок, то городские власти могут поставить вопрос о ликвидации муниципальных парковок", - заявил вчера спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Впрочем, от такого сладкого куска, как деньги за парковку, скорее всего, не смогут отказаться сами московские власти.
Артур Саруханов