В больших городах возникла новая мода на номера без триколора — такие знаки якобы выделяют автомобиль из потока, сотрудники ГИББД его не останавливают, а камеры не могут распознать при нарушениях. Разбираем, откуда вообще взялись эти знаки, как их можно легально получить и дают ли они какой-нибудь иммунитет на дороге.
Главное отличие номеров без триколора — иной внешний вид: помимо отсутствия флага надпись RUS на них немного смещена и сделана выпуклой. Такой вид может привлекать тех, кто действительно ищет способ выделиться на дороге. Кроме того, табличка, выполненная исключительно в черном и белом цветах, выглядит строже и может лучше подходить к машинам с некоторыми видами тюнинга — например, если владелец предпочитает однотонную окраску без дополнительных украшательств.
Принято считать, что номера без флага дают владельцу некоторые преимущества на дорогах. Во-первых, они якобы определяют принадлежность к спецслужбам, поскольку еще в девяностых таблички без триколора ставили на машины сотрудников ФСБ и ФСО, а также аппарата президента. Сегодня флагов нет на номерах автомобилей полиции, дипломатов, военных и даже таксистов. Изготовители знаков и сегодня поддерживают миф о том, что сотрудники ГИБДД не останавливают машины без триколора.
Второе утверждение касается дорожных камер, которые якобы не могут распознать табличку при отсутствии флага. И то и другое не соответствует действительности. Сотрудники ГИБДД останавливают машины, не обращая внимания на наличие или отсутствие флага, а камеры идентифицируют знаки по буквам и цифрам точно так же, как и в случае со стандартными номерами.
Формат номерных знаков в России описывает ГОСТ Р 50577-93, который действует с 1993 года и предусматривает целый ряд вариантов исполнения табличек, включая номера с флагом и без него. Изначально таблички без флага выдавали только организациям и ведомствам, а с 1997 года в распоряжении ГИБДД остался единственный вариант с триколором на алюминиевой основе со светоотражающим покрытием. При этом ГОСТ остался прежним, поэтому в России и сегодня могут использоваться регистрационные знаки как с флагом, так и без него.
В соответствии со стандартом номер должен иметь черные символы на белом фоне. Знак делится на две части: буквенно-цифровой код и цифровой код региона в отдельном окошке. Используются только буквы, имеющие аналоги по начертанию в латинском алфавите. Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД, диппредставительств, военных и такси.
Фирмы, специализирующиеся на изготовлении знаков, предлагают также номерные таблички с цифрами и буквами более жирным шрифтом. Такие номера также могут быть как с флагом, так и без него. Идея та же — получить номера, которые визуально будут отличаться от других. Стоят такие таблички немного дороже.
Изготовители утверждают, что толщина шрифта полностью укладывается в российские ГОСТы, но на практике у конкретных экземпляров могут быть некоторые отклонения. Стандарт устанавливает толщину букв и цифр на уровне 11 мм, а более широкие буквы получаются, как правило, в результате заливки всей выпуклой поверхности символа, а не только его верхней части. А вот менять сам шрифт букв и цифр нельзя, так как он строго регламентируется теми же ГОСТами.
Некоторые компании также предлагают напечатать номер без окантовки, где на белой табличке остаются только черные коды знака и региона, не обрамленные черными рамками. При этом сами окантовки на табличке остаются, но окрашиваются в цвет фона, поэтому изготовители утверждают, что требования ГОСТа выполняются. На самом деле стандарт требует не только наличия выдавленных окантовок определенной высоты, но и регламентирует их цвет, который должен соответствовать цвету цифр и букв.
Поэтому номера без окантовок являются незаконными, за использование таких табличек владельца могут оштрафовать на 500 рублей. Кроме того, к владельцу могут применить статью о видоизменении регистрационного знака, что грозит уже штрафом 5000 руб. и лишением прав на срок до трех месяцев. Вот почему многие фирмы позиционируют такие знаки как сувенирную продукцию.
При первичной или повторной регистрации автомобиля в ГИБДД с 1997 года выдают только привычные знаки с флагом. Получить номера без флага таким путем невозможно, но их можно изготовить самостоятельно, обратившись в специализированную фирму. С 2013 года такие компании получили право на изготовление номерных знаков в соответствии с ГОСТом просто по заявлению автовладельца. Более того, с августа 2020 года штамповать номер водитель сможет только в сторонней организации, где будет сам принимать решение, какие именно таблички заказать для своей машины.
За изготовление комплекта номерных знаков без флага специализированные компании просят от 2 до 3 тыс. рублей. Один знак обойдется вдвое дешевле. Стандартный знак обычно обходится дешевле на несколько сотен рублей — это связано с тем, что на табличках без триколора приходится дополнительно выдавливать надпись RUS. Сделать заказ на изготовление знаков можно дистанционно, а доставка готовых, например по Москве, обойдется еще в 400–500 рублей.
Стоимость знаков с жирными символами обычно выше и оценивается в 3000–3500 рублей. За жирный номер без флага просят до 4000 руб., а вот таблички без окантовок чаще всего выпускают по цене обычных стандартных номеров.