Главное опасение водителей при покупке автомобиля на вторичном рынке — приобретение угнанной машины или экземпляра с «серой» историей. Самые ответственные проверяют историю автомобилей с автоподборщиками, а покупку оплачивают только при успешной постановке на учет в ГИБДД. Однако оказалось, что даже этих предосторожностей может не хватить, если продавец оказывается банкротом. Именно в такую ситуацию попал добросовестный покупатель автомобиля Audi TT Александр Иванов (имя изменено) — он купил, полностью оплатил и перерегистрировал автомобиль на себя в 2018 году. А спустя год к нему пришли приставы и отобрали машину.
Как рассказал Autonews.ru адвокат автомобилиста, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников, неприятная история произошла летом 2018 года. Иванов подбирал себе Audi TT и обратил внимание на интересный вариант на одном из популярных сайтов по продаже машин на вторичном рынке. На фоне других предложение казалось чуть более заманчивым. После встречи с продавцом и некоторого торга цена Audi TT 2008 года выпуска черного цвета составила 700 тыс. рублей — немного ниже рыночных цен на тот момент. Вместе с продавцом, физлицом, они быстро заключили договор купли-продажи. Иванов оплатил покупку и вскоре без проблем поставил машину на учет в ГИБДД.
Машиной Иванов спокойно пользовался меньше года. В начале 2019 года к нему пришли судебные приставы и конфисковали иномарку. Так он узнал, что спустя неделю после продажи автомобиля Audi продавец — директор нишевого туроператора — объявил банкротом и свою компанию, и себя. После прохождения процедуры банкротства все его имущество должно было быть продано за долги. А сделку по купле-продаже автомобиля, совершенную незадолго до банкротства, назначенный финансовый управляющий посчитал подозрительной и наносящий вред кредиторам. Он посчитал, что банкрот продал машину по слишком низкой цене. И тем самым причинил вред кредиторам, поскольку те в результате могли рассчитывать на меньший размер выплаты. Такие известия стали для покупателя настоящим шоком — о том, что машины можно лишиться подобным образом, он даже не догадывался.
В большинстве случаев при оформлении кредитных линий банки требуют поручительства конечных бенефициаров — владельцев бизнесов, гендиректоров, объяснил в беседе с Autonews.ru защитник автомобилиста Гусятников.
«И в нашем случае владелец бизнеса поручился по всем долгам, — уточнил адвокат. — Поэтому, когда дела пошли совсем плохо, он начал процедуру собственного банкротства. Сейчас сложно понять мотивы его поступков при продаже машины. Некоторые с помощью таких схем выводят средства, некоторые просто пытаются закрыть долги. Покупателя же могла привлечь цена автомобиля, но с юридической точки зрения машина была чистой. Да, владелец может сказать, что ему срочно нужны деньги, но в этом в целом нет ничего подозрительного. Это была честная сделка. Единственное, человек не знал, что продавец по сути уже банкрот».
«Важно, что закон о банкротстве позволяет оспорить все сделки за три года до подачи кем-либо из кредиторов заявления в суд о признании должника банкротом, — предостерег Гусятников. — Это для многих шокирующий и неочевидный факт, но это так. Новый владелец машины до некоторых пор может не подозревать, что он в беде».
Сначала невезучему покупателю, как и в этом случае, предъявят иск в рамках дела о банкротстве. Откроют так называемый обособленный спор — мини судебный процесс о признании сделки недействительной. Далее последует аннуляция сделки, а имущество — в нашем случае автомобиль — возвратят в так называемую конкурсную массу. Это означает, что имущество должника продадут на торгах. Взамен у покупателя появится право требования к должнику.
«Арбитражные суды, где слушаются такие дела, обязаны извещать граждан о процессах. Но многие не проверяют почту и уж тем более не мониторят судебные решения. Может оказаться так, что покупатель до последнего не будет знать о том, что судебный процесс состоялся, а его договор купли-продажи там уже признали недействительным, — с сожалением признает адвокат Гусятников. — Но даже если и узнает — таких требований к должнику к тому моменту накапливается вагон и маленькая тележка. Ведь если бы имущества хватало для покрытия всех долгов, то и процедура банкротства не состоялась бы».
По словам эксперта, в суде есть шанс доказать, что сделка купли-продажи состоялась на правомерных условиях, и отстоять свое имущество. Например, можно представить отчет об оценке автомобиля, исходя из цен на такие модели аналогичного года выпуска. То есть не голословно сослаться на цены на сайтах по продаже, а именно заказать отчет об оценке. Но при этом важно, чтобы и средства продавец расходовал на решение проблем в бизнесе, а не пытался их скрыть.
«В нашем же случае автомобилист, сначала действовавший самостоятельно, представил в суде данные по другой модели, TTS. И в его доводы суд не поверил», — рассказал адвокат.
В итоге водитель лишился реального актива, а взамен получил виртуальное право требования к банкроту. Как объяснил эксперт, нет никаких шансов на то, что покупателю автомобиля в таком случае вернут полную сумму: «В России получается так, что, когда человек или компания уходят в банкротство, там уже и ловить нечего. Поэтому шансы на получение хоть какой-то компенсации — 30–40%, но это будет более чем скромная сумма».
Получается, что купить автомобиль можно даже при вполне удачных текущих условиях для обеих сторон. Но проблемы могут возникнуть даже через три года, а в некоторых исключительных случаях и через десять лет. Продавца за это время могут признать банкротом и в суде оспорят сделку.
«В России сейчас миллионы потенциальных банкротов, — предупредил адвокат. — Люди набрали кредиты в банках, которые в дальнейшем могут не вернуть. Сделку вы заключаете сейчас, а кредиторы могут появиться только через три года. А если отчуждение произошло по рыночной цене, но с целью вывести актив из конкурсной массы, тогда сроки предъявления претензий могут растянуть порой на десять лет».
Кстати, покупателю такого «опасного» автомобиля вовсе не поможет его перепродажа. В таком случае с автомобилиста просто взыщут стоимость автомобиля. И разбираться все равно придется с банкротом вместе с другими кредиторами.
Чтобы не купить машину у потенциального или состоявшегося банкрота, Гусятников рекомендует водителям на первом этапе самостоятельно проверять данные вписанных ранее в ПТС владельцев. Это можно сделать через открытые базы судов по их фамилиям, базе судебных приставов, на Федресурсе. «В ПТС указаны все предыдущие владельцы, лучше всех их проверить, уточнить, нет ли у кого-то собственных организаций. Потому что нередко вопросов к частному лицу нет, а вот над его бизнесом уже давно сгущаются тучи», — советует адвокат.
В случае если возникают вопросы или изначально стоимость автомобиля пропорциональна неплохой квартире, эксперт рекомендует обратиться к юристам для проверки автомобиля. Точную стоимость услуги Гусятников назвать затруднился, но по трудозатратам сравнил ее с проверкой квартиры — это порядка 10 тыс. рублей.
В свою очередь эксперт по подбору подержанных автомобилей Павел рассказал, что в своей работе пользуется информацией Национального бюро автомобильных историй.
«Там мы проверяем автомобили на юридическую чистоту, рекомендую эту процедуру при покупке машины любого уровня, особенно если машина продается ниже рынка, — объяснил собеседник. — Это все возможно, ведь есть паспортные данные владельца, все его судебные тяжбы, возможные наложенные ограничения, это все сразу можно обнаружить. У близких к банкротству людей история уже не такая чистая».
Он отметил, что ситуация с банкротством и последующим изъятием автомобиля может произойти, только если машину продали по цене ниже рыночной. Он также назвал формулу, по которой можно высчитать допустимую пониженную цену автомобиля на вторичке.
«Те, кому нужно срочно продать, просто идут к дилерам, — объяснил эксперт. — Да, дилер обычно покупает автомобили на 15% ниже рыночной цены. Но ты приезжаешь, ждешь на кожаном диване, и тебе приносят деньги. Это удобно, быстро и тебя не будут терзать недоверчивые покупатели».
По его словам, спешащий человек не пойдет к дилеру только тогда, когда может хоть немного получить сверху того, что выручит в салоне. К примеру, средняя цена машины — 1 млн рублей. Дилер купит ее за 850 тыс. руб., а за 900 тыс. продавец занялся бы этим сам. Поэтому 10% от цены автомобиля — это тот порог, на котором пора насторожиться.
Операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаил Ерцев в свою очередь посоветовал всегда указывать полную стоимость машины в договоре купли-продажи и особенно приглядываться к автомобилю, который был оформлен на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.