Министерство финансов резко против реформы акцизов на бензин, которую руководители крупнейших нефтяных компаний предложили Владимиру Путину. Это увеличит нелегальный оборот топлива, предупреждает ведомство.
В марте руководители «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Башнефти» Александр Корсик и другие крупнейшие нефтяники попросили президента Владимира Путина перенести уплату акцизов на бензин и дизтопливо с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на автозаправочные станции (АЗС), сообщал «Интерфакс». Это обращение было связано с повышением ставки акцизов с 1 апреля: на бензин она выросла на 2 руб. в расчете на 1 л, на дизтопливо — на 1 руб. По расчетам Минфина, фискальная нагрузка на нефтяников увеличилась только в этом году примерно на 90 млрд руб.
Акциз — косвенный налог, который НПЗ фактически перекладывают на покупателей топлива на заправках. Его уплата отвлекает у добросовестных производителей качественного моторного топлива значительные средства из оборота, жаловались нефтяники. Перенос уплаты акцизов с НПЗ на АЗС поставит владельцев заводов и заправок в равные условия, а сейчас НПЗ, платящие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет, пояснял представитель «Роснефти». Вице-президент ЛУКОЙЛа Геннадий Федотов предупреждал, что после роста акцизов производители почти вдвое сократят прибыль от продажи бензина — до 5%.
Путин расписал письмо премьеру Дмитрию Медведеву, а он запросил мнение профильных ведомств. Решение должен был подготовить Минфин, сообщало «РИА Новости» и подтвердил РБК сотрудник одного из профильных ведомств.
Минфин выступил резко против переноса уплаты акцизов с НПЗ на АЗС, следует из отзыва замминистра финансов Юрия Зубарева, направленного 12 апреля руководителям нефтяных компаний (у РБК есть копия). Он указывает, что аналогичные предложения неоднократно обсуждались до 2003 года и не были поддержаны правительством. Главная причина: не менее 30% нефтепродуктов (например, для армии и сельского хозяйства) через розничную сеть не реализуется, а значит, не будет облагаться акцизом. Согласно данным ФНС, поступления акцизов на автомобильный и прямогонный бензины, дизтопливо и моторные масла в 2015 году составили 980,7 млрд руб., то есть под угрозой выплаты на общую сумму около 300 млрд руб. (или около 3% всех поступлений в региональные бюджеты).
Отсутствие контроля над движением нефтепродуктов, реализуемых без акцизов в опте, неизбежно приведет к увеличению нелегального оборота данных нефтепродуктов, предупреждает Зубарев. Еще один аргумент: при переносе выплаты акцизов на АЗС теряет смысл дифференциация ставок между различными видами нефтепродуктов, поскольку она стимулирует более глубокий уровень переработки топлива.
Отрицательная позиция Минфина окончательная и пересмотрена не будет, сказал РБК источник в Минфине. По его словам, письмо отправлено главам нефтяных компаний и в аппарат правительства (представитель правительства отказалась от комментариев). Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что пока никаких решений по обращению нефтяников не принималось.
Подобная система уплаты акцизов, в том числе на АЗС, действовала в 2003–2006 годах, когда «успешно практиковались схемы уклонения от уплаты налогов», сообщал ранее «Интерфакс» со ссылкой на отзыв Минэкономразвития. В итоге, по данным ведомства, сумма недоимки по акцизам на нефтепродукты за 2004 год выросла с 1 млрд до 4,7 млрд руб. В итоге было принято решение о возврате с 1 января 2007 года к ранее действовавшему порядку уплаты акцизов, то есть к уплате производителями. Минэнерго ранее указывало, что перенос уплаты акцизов на заправки может привести не только к выпадению доходов бюджета, но и и к увеличению оборота некачественного топлива.
Представитель «Газпром нефти» подтвердил получение письма Минфина, не уточнив деталей. Представители ЛУКОЙЛа и «Башнефти» отказались от комментариев, пресс-служба «Роснефти» не ответил на запрос РБК.
Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова / РБК
Фото: Global Look Press
В марте руководители «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Башнефти» Александр Корсик и другие крупнейшие нефтяники попросили президента Владимира Путина перенести уплату акцизов на бензин и дизтопливо с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на автозаправочные станции (АЗС), сообщал «Интерфакс». Это обращение было связано с повышением ставки акцизов с 1 апреля: на бензин она выросла на 2 руб. в расчете на 1 л, на дизтопливо — на 1 руб. По расчетам Минфина, фискальная нагрузка на нефтяников увеличилась только в этом году примерно на 90 млрд руб.
Акциз — косвенный налог, который НПЗ фактически перекладывают на покупателей топлива на заправках. Его уплата отвлекает у добросовестных производителей качественного моторного топлива значительные средства из оборота, жаловались нефтяники. Перенос уплаты акцизов с НПЗ на АЗС поставит владельцев заводов и заправок в равные условия, а сейчас НПЗ, платящие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет, пояснял представитель «Роснефти». Вице-президент ЛУКОЙЛа Геннадий Федотов предупреждал, что после роста акцизов производители почти вдвое сократят прибыль от продажи бензина — до 5%.
Путин расписал письмо премьеру Дмитрию Медведеву, а он запросил мнение профильных ведомств. Решение должен был подготовить Минфин, сообщало «РИА Новости» и подтвердил РБК сотрудник одного из профильных ведомств.
Минфин выступил резко против переноса уплаты акцизов с НПЗ на АЗС, следует из отзыва замминистра финансов Юрия Зубарева, направленного 12 апреля руководителям нефтяных компаний (у РБК есть копия). Он указывает, что аналогичные предложения неоднократно обсуждались до 2003 года и не были поддержаны правительством. Главная причина: не менее 30% нефтепродуктов (например, для армии и сельского хозяйства) через розничную сеть не реализуется, а значит, не будет облагаться акцизом. Согласно данным ФНС, поступления акцизов на автомобильный и прямогонный бензины, дизтопливо и моторные масла в 2015 году составили 980,7 млрд руб., то есть под угрозой выплаты на общую сумму около 300 млрд руб. (или около 3% всех поступлений в региональные бюджеты).
Отсутствие контроля над движением нефтепродуктов, реализуемых без акцизов в опте, неизбежно приведет к увеличению нелегального оборота данных нефтепродуктов, предупреждает Зубарев. Еще один аргумент: при переносе выплаты акцизов на АЗС теряет смысл дифференциация ставок между различными видами нефтепродуктов, поскольку она стимулирует более глубокий уровень переработки топлива.
Отрицательная позиция Минфина окончательная и пересмотрена не будет, сказал РБК источник в Минфине. По его словам, письмо отправлено главам нефтяных компаний и в аппарат правительства (представитель правительства отказалась от комментариев). Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что пока никаких решений по обращению нефтяников не принималось.
Подобная система уплаты акцизов, в том числе на АЗС, действовала в 2003–2006 годах, когда «успешно практиковались схемы уклонения от уплаты налогов», сообщал ранее «Интерфакс» со ссылкой на отзыв Минэкономразвития. В итоге, по данным ведомства, сумма недоимки по акцизам на нефтепродукты за 2004 год выросла с 1 млрд до 4,7 млрд руб. В итоге было принято решение о возврате с 1 января 2007 года к ранее действовавшему порядку уплаты акцизов, то есть к уплате производителями. Минэнерго ранее указывало, что перенос уплаты акцизов на заправки может привести не только к выпадению доходов бюджета, но и и к увеличению оборота некачественного топлива.
Представитель «Газпром нефти» подтвердил получение письма Минфина, не уточнив деталей. Представители ЛУКОЙЛа и «Башнефти» отказались от комментариев, пресс-служба «Роснефти» не ответил на запрос РБК.
Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова / РБК
Фото: Global Look Press