В июле 2015 года в России продано 131087 автомобилей, говорится в пресс-релизе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это на 27,5% меньше, чем в этом же месяце годом ранее – но всего на 9 тыс. (6,5%) меньше, чем в июне, самом успешном месяце 2015 г. для российского авторынка. По отношению к маю июльский рынок вырос на 4,3 тыс. автомобилей, что эквивалентно 4,2%.
«После суммарной потери 36% объема в первой половине года результат июля с минусом 27,5% выглядит почти как хорошая новость. На самом деле то, что мы видим, – это результат низкой базы в соответствующий период прошлого года. Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то, что это происходит в условиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей. Стимулирование продаж, осуществляемое через инструменты государственной поддержки, а также самими участниками рынка, доказало свою действенность для предотвращения еще большего падения. Однако оно должно быть существенно усилено для того, чтобы развернуть тренд в противоположную сторону», – прокомментировал июльский отчет председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Причиной удержания спроса оказались программы по утилизации, кредитам и лизингу, считает эксперт аналитического агентства «Автостат-инфо» Александр Климнов. При этом в ближайшей перспективе рынок вряд ли сохранит позитивную динамику. «Очередной обвал рубля в сочетании со снижением нефтяных цен может ухудшить ситуацию уже в августе», – рассказал корреспонденту Autonews.ru Климнов.
Впервые с начала года Lada Granta не смогла занять ни первую, ни вторую строчку в рейтинге самых продаваемых моделей месяца. В июле Волжский автозавод реализовал всего 9105 машин против 14031 штуки месяцем ранее – падение достигло 31,5%. Из-за этого модель опустилась на третью строчку в рейтинге: вперед вышел не только Hyundai Solaris, но и Kia Rio.
«Падение продаж марки Lada можно объяснить сезонными колебаниями спроса», – заявил в беседе с корреспондентом Autonews.ru представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский. Альтернативные причины озвучил Александр Климнов: «Модельный ряд старый, при стабилизации рубля интерес переключается на более современные модели. Кризис идет в регионы, отсюда общая низкая активность».
Лидером рейтинга АЕБ стал Hyundai Solaris: на счету корейцев 10251 проданный автомобиль. Там, где Granta потеряла 31,5%, Solaris прибавил 11% по отношению к июню 2015 года. Еще больше впечатляет динамика продаж по отношению к 2014 году: при общем падении рынка в 27,5% самая востребованная модель Hyundai продемонстрировала рост в 4,8%. В июле 2014 г. в России продали 9778 Solaris.
У Kia дела обстоят не хуже – в июле продажи Rio поставили рекорд. Число проданных машин достигло 9151 автомобиля – на 117 штук больше, чем в июне, и на 2,3 тыс. больше, чем в мае. Для наиболее ходовой модели Kia прирост составил 33,5%: это наилучший показатель среди первой двадцатки самых продаваемых моделей российского авторынка. Ближе всего по темпам роста продаж к Rio приблизился хэтчбек Renault Sandero, чьи продажи в июле 2015 г. выросли на 29,9%.
«Самое сильное влияние на популярность Rio оказали обновления – на рынок вышли модернизированные седан и хэтчбек, что подстегнуло спрос, – сказала представительница PR-службы Kia Евгения Тетерина. – Кроме того, хорошо помогли госпрограммы и собственные программы стимуляции, в числе которых trade in. Помимо Rio позитивную динамику показал Quoris, который прибавил 12% благодаря маркетинговым активностям».
По сравнению с июнем российский авторынок сократился на 9074 автомобиля. При этом, если бы в рейтинге не было Lada и Nissan, входящих в альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ, за отчетный месяц рынок бы вырос: обеспеченное двумя этими марками падение в 9181 штуку перекрыло позитивный тренд. Аналитики рынка говорят о том, что покупателей Lada переманили корейские бренды – в первую очередь за счет больших скидок и готовности работать себе в убыток. «У конкурентов, прежде всего у Kia и Hyundai, более интересные предложения по флит-продажам», - пояснил Александр Климнов.
В случае с Nissan причиной обвала стала не активность конкурентов, а внутренние процессы самой компании. В общей сложности Nissan продал всего 5207 автомобилей против 8916 в июне: падение достигло 41,6%. В июле 2014 г. японский производитель смог реализовать более 9 тыс. машин. «Июль был сложным для нас из-за остановки производства и нехватки основных моделей X-Trail и Qashqai, – объяснил PR-директор российского представительства Nissan Роман Скольский. – Завод был отправлен на плановые каникулы, во время которых на предприятии шла модернизация и подготовка к производству модели Qashqai. В преддверии запуска производства поставки Qashqai из Англии были остановлены».
Каникулы идут и на АвтоВАЗе, однако в Тольятти убеждены, что это не скажется на розничных продажах автомобилей. «В настоящий момент рабочие завода ушли в корпоративный отпуск, но на продажи это не влияет, – заверил Сергей Ильинский. – График отпуска формировался с учетом рыночной ситуации; на складах есть запас автомобилей для того, чтобы обеспечить бесперебойные поставки дилерам и клиентам».
Сопоставимый темп падения продаж продемонстрировал и Datsun – еще один бренд альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ. За весь год продажи Datsun ни разу не опускались ниже 2,9 тыс. штук в месяц, а с марта 2015 г. результаты марки стабильно превышали 3 тыс. На таком фоне 2288 машин в июле стали худшим результатом в «новой» истории Datsun: за месяц продажи упали на 29,5%. В ответ на запрос Autonews.ru представители бренда сослались на сезонное снижение спроса. Примечательно, что на важность этого фактора указывали только в альянсе Renault-Nissan-АвтоВАЗ.
Среди автомобильных марок наиболее значительный процентный рост показал УАЗ: в июле 2015 г. Ульяновский автозавод продал на 71% больше машин, чем в июле прошлого года. Продажи UAZ растут с апреля, но никогда прежде марка не прибавляла столь значительно: в мае продажи выросли всего на 8%, в июне – на 13%. В абсолютных цифрах в июле УАЗ продал на 1222 машины больше, чем в июне – итог в 5129 автомобилей позволил компании впервые занять девятое место в месячном рейтинге АЕБ. Причиной прорыва стал UAZ Patriot: рестайлинговая версия ульяновского внедорожника вышла в продажу в декабре прошлого года, но настоящий рывок случился только сейчас. Одной из причин могла стать ценовая политика УАЗа: компания поднимала цены на машины не так активно, как это делали ее конкуренты.
На втором месте среди тех, кто пошел в рост, оказалась марка Smart: но продано всего 43 автомобиля против 30 штук в июле 2014 г., чего хватило для роста в 43%. На противоположном конце рейтинга рекордное падение продаж зафиксировали Ssang Yong, Great Wall и Jeep: минус 76, 79 и 74% соответственно. Антирекорд установила китайская марка JAC: семь проданных автомобилей против 58 годом ранее обрушили результаты компании на 88%.
А вот падение Ford, напротив, приостановилось. Марка, которая в начале года теряла по 70 с лишним процентов месяц, в июле проиграла всего 21% – лучший результат с начала года. В абсолютных цифрах Ford и вовсе вышел в плюс: впервые в этом году компания реализовала более 3,5 тыс. машин в месяц. Прибавка по отношению к июню достигла 17,1%.
«Доля Ford растет благодаря выводу ряда новых моделей и повышению степени локализации, –рассказала вице-президент по коммуникациям Ford-Sollers Елизавета Новикова. – Например, новый Mondeo после запуска производства модели в России увеличил долю рынка в своем сегменте в три раза. В B-сегмент вышла Fiesta локальной сборки. Наконец, началось производство нового Focus – еще одной важной для рынка модели».
В премиум-сегменте ситуация оказалась стабильной. Если в эконом-классе производители активно конкурируют между собой с помощью скидок или выпуска новых моделей, рынок более дорогих автомобилей держится в стороне от масштабных потрясений. Показателен пример BMW: 2180 проданных автомобилей в июле приблизительно равны 2151 проданной машине в июне. Год назад этот показатель составил 2178 штук.
«Зная о наступающем кризисе, мы стали делать акцент не на объемы продаж, а на стабильность, а потому достигли нужного результата, – объяснил феномен нулевой динамики представитель марки BMW в России Василий Мельников. – То, что в июле не было падения продаж – это эффект низкой базы, июль 2014 г. был довольно слабым».
Такую же стабильность показывает Audi: 2003 автомобиля в июле против 2007 в июне. Лидером российского премиум-сегмента остался Mercedes-Benz: в июле немецкий производитель продал 2912 автомобилей. Наилучшую динамику среди элитных автомобилей показал Porsche: 460 реализованных автомобилей позволили компании говорить о 19%-й прибавке по отношению к июлю 2014 года. В июне, для сравнения, россияне купили 479 Porsche.
Антон Погорельский
Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори, KIA, UAZ, circlebmw.com
«После суммарной потери 36% объема в первой половине года результат июля с минусом 27,5% выглядит почти как хорошая новость. На самом деле то, что мы видим, – это результат низкой базы в соответствующий период прошлого года. Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то, что это происходит в условиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей. Стимулирование продаж, осуществляемое через инструменты государственной поддержки, а также самими участниками рынка, доказало свою действенность для предотвращения еще большего падения. Однако оно должно быть существенно усилено для того, чтобы развернуть тренд в противоположную сторону», – прокомментировал июльский отчет председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Причиной удержания спроса оказались программы по утилизации, кредитам и лизингу, считает эксперт аналитического агентства «Автостат-инфо» Александр Климнов. При этом в ближайшей перспективе рынок вряд ли сохранит позитивную динамику. «Очередной обвал рубля в сочетании со снижением нефтяных цен может ухудшить ситуацию уже в августе», – рассказал корреспонденту Autonews.ru Климнов.
Рекорд Kia Rio, отступление Lada Granta
Впервые с начала года Lada Granta не смогла занять ни первую, ни вторую строчку в рейтинге самых продаваемых моделей месяца. В июле Волжский автозавод реализовал всего 9105 машин против 14031 штуки месяцем ранее – падение достигло 31,5%. Из-за этого модель опустилась на третью строчку в рейтинге: вперед вышел не только Hyundai Solaris, но и Kia Rio.
«Падение продаж марки Lada можно объяснить сезонными колебаниями спроса», – заявил в беседе с корреспондентом Autonews.ru представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский. Альтернативные причины озвучил Александр Климнов: «Модельный ряд старый, при стабилизации рубля интерес переключается на более современные модели. Кризис идет в регионы, отсюда общая низкая активность».
Лидером рейтинга АЕБ стал Hyundai Solaris: на счету корейцев 10251 проданный автомобиль. Там, где Granta потеряла 31,5%, Solaris прибавил 11% по отношению к июню 2015 года. Еще больше впечатляет динамика продаж по отношению к 2014 году: при общем падении рынка в 27,5% самая востребованная модель Hyundai продемонстрировала рост в 4,8%. В июле 2014 г. в России продали 9778 Solaris.
У Kia дела обстоят не хуже – в июле продажи Rio поставили рекорд. Число проданных машин достигло 9151 автомобиля – на 117 штук больше, чем в июне, и на 2,3 тыс. больше, чем в мае. Для наиболее ходовой модели Kia прирост составил 33,5%: это наилучший показатель среди первой двадцатки самых продаваемых моделей российского авторынка. Ближе всего по темпам роста продаж к Rio приблизился хэтчбек Renault Sandero, чьи продажи в июле 2015 г. выросли на 29,9%.
«Самое сильное влияние на популярность Rio оказали обновления – на рынок вышли модернизированные седан и хэтчбек, что подстегнуло спрос, – сказала представительница PR-службы Kia Евгения Тетерина. – Кроме того, хорошо помогли госпрограммы и собственные программы стимуляции, в числе которых trade in. Помимо Rio позитивную динамику показал Quoris, который прибавил 12% благодаря маркетинговым активностям».
Падение альянса
По сравнению с июнем российский авторынок сократился на 9074 автомобиля. При этом, если бы в рейтинге не было Lada и Nissan, входящих в альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ, за отчетный месяц рынок бы вырос: обеспеченное двумя этими марками падение в 9181 штуку перекрыло позитивный тренд. Аналитики рынка говорят о том, что покупателей Lada переманили корейские бренды – в первую очередь за счет больших скидок и готовности работать себе в убыток. «У конкурентов, прежде всего у Kia и Hyundai, более интересные предложения по флит-продажам», - пояснил Александр Климнов.
В случае с Nissan причиной обвала стала не активность конкурентов, а внутренние процессы самой компании. В общей сложности Nissan продал всего 5207 автомобилей против 8916 в июне: падение достигло 41,6%. В июле 2014 г. японский производитель смог реализовать более 9 тыс. машин. «Июль был сложным для нас из-за остановки производства и нехватки основных моделей X-Trail и Qashqai, – объяснил PR-директор российского представительства Nissan Роман Скольский. – Завод был отправлен на плановые каникулы, во время которых на предприятии шла модернизация и подготовка к производству модели Qashqai. В преддверии запуска производства поставки Qashqai из Англии были остановлены».
Каникулы идут и на АвтоВАЗе, однако в Тольятти убеждены, что это не скажется на розничных продажах автомобилей. «В настоящий момент рабочие завода ушли в корпоративный отпуск, но на продажи это не влияет, – заверил Сергей Ильинский. – График отпуска формировался с учетом рыночной ситуации; на складах есть запас автомобилей для того, чтобы обеспечить бесперебойные поставки дилерам и клиентам».
Сопоставимый темп падения продаж продемонстрировал и Datsun – еще один бренд альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ. За весь год продажи Datsun ни разу не опускались ниже 2,9 тыс. штук в месяц, а с марта 2015 г. результаты марки стабильно превышали 3 тыс. На таком фоне 2288 машин в июле стали худшим результатом в «новой» истории Datsun: за месяц продажи упали на 29,5%. В ответ на запрос Autonews.ru представители бренда сослались на сезонное снижение спроса. Примечательно, что на важность этого фактора указывали только в альянсе Renault-Nissan-АвтоВАЗ.
Для тех, кому за 70
Среди автомобильных марок наиболее значительный процентный рост показал УАЗ: в июле 2015 г. Ульяновский автозавод продал на 71% больше машин, чем в июле прошлого года. Продажи UAZ растут с апреля, но никогда прежде марка не прибавляла столь значительно: в мае продажи выросли всего на 8%, в июне – на 13%. В абсолютных цифрах в июле УАЗ продал на 1222 машины больше, чем в июне – итог в 5129 автомобилей позволил компании впервые занять девятое место в месячном рейтинге АЕБ. Причиной прорыва стал UAZ Patriot: рестайлинговая версия ульяновского внедорожника вышла в продажу в декабре прошлого года, но настоящий рывок случился только сейчас. Одной из причин могла стать ценовая политика УАЗа: компания поднимала цены на машины не так активно, как это делали ее конкуренты.
На втором месте среди тех, кто пошел в рост, оказалась марка Smart: но продано всего 43 автомобиля против 30 штук в июле 2014 г., чего хватило для роста в 43%. На противоположном конце рейтинга рекордное падение продаж зафиксировали Ssang Yong, Great Wall и Jeep: минус 76, 79 и 74% соответственно. Антирекорд установила китайская марка JAC: семь проданных автомобилей против 58 годом ранее обрушили результаты компании на 88%.
А вот падение Ford, напротив, приостановилось. Марка, которая в начале года теряла по 70 с лишним процентов месяц, в июле проиграла всего 21% – лучший результат с начала года. В абсолютных цифрах Ford и вовсе вышел в плюс: впервые в этом году компания реализовала более 3,5 тыс. машин в месяц. Прибавка по отношению к июню достигла 17,1%.
«Доля Ford растет благодаря выводу ряда новых моделей и повышению степени локализации, –рассказала вице-президент по коммуникациям Ford-Sollers Елизавета Новикова. – Например, новый Mondeo после запуска производства модели в России увеличил долю рынка в своем сегменте в три раза. В B-сегмент вышла Fiesta локальной сборки. Наконец, началось производство нового Focus – еще одной важной для рынка модели».
Премиум держит планку
В премиум-сегменте ситуация оказалась стабильной. Если в эконом-классе производители активно конкурируют между собой с помощью скидок или выпуска новых моделей, рынок более дорогих автомобилей держится в стороне от масштабных потрясений. Показателен пример BMW: 2180 проданных автомобилей в июле приблизительно равны 2151 проданной машине в июне. Год назад этот показатель составил 2178 штук.
«Зная о наступающем кризисе, мы стали делать акцент не на объемы продаж, а на стабильность, а потому достигли нужного результата, – объяснил феномен нулевой динамики представитель марки BMW в России Василий Мельников. – То, что в июле не было падения продаж – это эффект низкой базы, июль 2014 г. был довольно слабым».
Такую же стабильность показывает Audi: 2003 автомобиля в июле против 2007 в июне. Лидером российского премиум-сегмента остался Mercedes-Benz: в июле немецкий производитель продал 2912 автомобилей. Наилучшую динамику среди элитных автомобилей показал Porsche: 460 реализованных автомобилей позволили компании говорить о 19%-й прибавке по отношению к июлю 2014 года. В июне, для сравнения, россияне купили 479 Porsche.
Антон Погорельский
Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори, KIA, UAZ, circlebmw.com