Одиннадцатого августа в России вступил в силу приказ Минобрнауки, который утвердил новые программы профессионального обучения водителей. Согласно нововведениям, автошколам нужны будут новые площадки размером не менее 2,4 тысячи квадратных метров с пешеходными переходами, светофорами и дорожными знаками. Кроме того, значительно увеличилось время обучения в учебных центрах из-за появления новых дисциплин. Подавляющее большинство автошкол из-за этих нововведений может закрыться, считают эксперты.
«Информация о том, что 80% автошкол потеряют лицензии, не совсем верна. У всех работающих школ есть действующая лицензия, оформленная по всем правилам. Ее никто не отнимет. Однако ГИБДД и Минобрнауки заняли такую позицию, что пока мы не приведем все в школах в соответствие с новыми программами, мы не имеем права работать. По сути, работать мы можем только после того, как найдем площадку нужного размера. Только после этого мы должны будем подать заявление в ГИБДД. И если они дадут положительное заключение, мы сможем работать. Подготовка - это не недельный цикл. Требуется переходный период», - сообщила корреспонденту Autonews.ru исполнительный директор Ассоциации автошкол Москвы Елена Зайцева.
По мнению Зайцевой, многие автошколы все же закроются навсегда: «Судите сами, учебным заведениям придется перестать работать на несколько месяцев, пока они будут приводить в порядок все свои дела. При этом они все равно будут нести определенные расходы по аренде площадок, выплате зарплат сотрудникам и так далее».
Несмотря на то, что новые программы обучения обсуждали в течение нескольких месяцев, в окончательном варианте есть определенные отличия. «Менялись требования, менялись часы, менялись предметы. Поэтому к чему готовиться заранее, было неизвестно. Даже когда 9 июля минюст зарегистрировал эти программы, мы долго не могли найти официальный текст. Только 1 августа он был опубликован в прессе. По сути, прошло всего несколько рабочих дней. Что касается отличий, то в первую очередь это материальное оборудование. Прописана, например, минимальная площадь учебной площадки, а это почти четверть гектара. Еще программа психофизиологии предусматривает либо покупку дорогого автоматизированного комплекса, который все это тестирует и стоит более 100 тысяч рублей, либо поиск специалистов. И то и другое не делается за один день», - отметил исполнительный директор Ассоциации автошкол Москвы.
Работникам автошкол уже сообщили о грядущих изменениях. «Наше руководство говорит, что зарплата инструкторов останется прежней, но теперь будет 55 часов обучения на каждого. Цена на теорию, думаю, поднимется в 2-3 раза. Плюс новые дисциплины», - сообщил представитель одной из столичных автошкол.
Главной причиной введения новых программ Зайцева видит заинтересованность в новых площадках ГИБДД: «На мой взгляд, такие строгие требования ГИБДД по поводу площадок выдвигаются только потому, что у них нет своих площадок - экзамены негде принимать. И в новом проекте сдачи предполагается, что сотрудники ГИБДД будут приезжать на площадки в школы. Этим все и продиктовано».
«Информация о том, что 80% автошкол потеряют лицензии, не совсем верна. У всех работающих школ есть действующая лицензия, оформленная по всем правилам. Ее никто не отнимет. Однако ГИБДД и Минобрнауки заняли такую позицию, что пока мы не приведем все в школах в соответствие с новыми программами, мы не имеем права работать. По сути, работать мы можем только после того, как найдем площадку нужного размера. Только после этого мы должны будем подать заявление в ГИБДД. И если они дадут положительное заключение, мы сможем работать. Подготовка - это не недельный цикл. Требуется переходный период», - сообщила корреспонденту Autonews.ru исполнительный директор Ассоциации автошкол Москвы Елена Зайцева.
«Сейчас в нашей школе остановили набор. Когда он начнется – непонятно».
В некоторых автошколах приостановили набор, и когда он возобновится – пока непонятно. «Общее собрание для всех представителей этого бизнеса будет в среду. Вероятно, после этого что-то станет понятно. Пока будем учить тех, кто уже занимается. Закрываться не собираемся», - прокомментировали ситуацию в одной из крупных автошкол.По мнению Зайцевой, многие автошколы все же закроются навсегда: «Судите сами, учебным заведениям придется перестать работать на несколько месяцев, пока они будут приводить в порядок все свои дела. При этом они все равно будут нести определенные расходы по аренде площадок, выплате зарплат сотрудникам и так далее».
Несмотря на то, что новые программы обучения обсуждали в течение нескольких месяцев, в окончательном варианте есть определенные отличия. «Менялись требования, менялись часы, менялись предметы. Поэтому к чему готовиться заранее, было неизвестно. Даже когда 9 июля минюст зарегистрировал эти программы, мы долго не могли найти официальный текст. Только 1 августа он был опубликован в прессе. По сути, прошло всего несколько рабочих дней. Что касается отличий, то в первую очередь это материальное оборудование. Прописана, например, минимальная площадь учебной площадки, а это почти четверть гектара. Еще программа психофизиологии предусматривает либо покупку дорогого автоматизированного комплекса, который все это тестирует и стоит более 100 тысяч рублей, либо поиск специалистов. И то и другое не делается за один день», - отметил исполнительный директор Ассоциации автошкол Москвы.
«Обучение в автошколе будет стоить около 100 тысяч рублей».
На текущий момент наиболее актуален вопрос об увеличения стоимости обучения в автошколах. Эксперты не сомневается в том, что подорожание неизбежно. «Аренда участка земли, отвечающего требованиям, в Москве стоит около 350 тысяч рублей в месяц. Естественно, это будет перекладываться на плечи учащихся. Больше брать деньги неоткуда. Если посмотреть на новые требования, думаю, обучение в автошколе будет стоить около 100 тысяч рублей», - считает Зайцева. Работникам автошкол уже сообщили о грядущих изменениях. «Наше руководство говорит, что зарплата инструкторов останется прежней, но теперь будет 55 часов обучения на каждого. Цена на теорию, думаю, поднимется в 2-3 раза. Плюс новые дисциплины», - сообщил представитель одной из столичных автошкол.
«Аренда участка земли, отвечающего требованиям, стоит около 350 тыс. рублей».
Главная цель новых программ, по заявлениям представителей Минобрнауки, заключается в повышении квалификации водителей. И, соответственно, в снижении количества нарушений и ДТП. Однако эксперты к таким мерам относятся со скепсисом. «В этих программах предполагается учить 24 часа на площадке. Это маневрирование и прочие начальные навыки. Сильно ли это повлияет на то, как человек потом будет вести себя на реальной дороге? Думаю, нет», - сказала в беседе с корреспондентом Autonews.ru исполнительный директор Ассоциации автошкол Москвы. Главной причиной введения новых программ Зайцева видит заинтересованность в новых площадках ГИБДД: «На мой взгляд, такие строгие требования ГИБДД по поводу площадок выдвигаются только потому, что у них нет своих площадок - экзамены негде принимать. И в новом проекте сдачи предполагается, что сотрудники ГИБДД будут приезжать на площадки в школы. Этим все и продиктовано».