Статьи, 22 янв, 07:58

Машины пылятся, дилеры на грани банкротства. Как это отразится на ценах

К концу января 2025 года автомобильный рынок России вернулся к росту, однако этот тренд может оказаться недолгосрочным. Эксперты считают, что уже в феврале возможно снижение спроса. Пойдут ли дилеры на уступки?
Читать в полной версии
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

2025 год может оказаться весьма сложным с точки зрения автомобильных продаж. Непредсказуемость настолько высока, что опрошенные Autonews.ru профильные эксперты затруднились дать конкретные прогнозы. Однако кое в чем представители отрасли оказались единодушны: дешеветь машины не будут — предпосылок для этого нет.

Продажи растут, чтобы упасть

В 2024 году в стране было реализовано практически вдвое больше новых легковых автомобилей, нежели годом ранее: по подсчетам аналитиков агентства «Автостат», удалось продать 1 571 272 новые легковые машины — на 48,4% больше, чем в 2023 году. За третью неделю января (с 13-го по 19-е число, это была первая полноценная рабочая неделя), согласно подсчетам «Автостата», удалось продать 21,7 тыс. новых легковых машин и перебить показатель аналогичного периода прошлого года на 13%.

Между тем представители дилерского сообщества не скрывают, что не распроданных с прошлого года машин очень много. К примеру, глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский заявил, что накопленных запасов хватит еще как минимум на четыре месяца: продавцы не успели отреагировать на декабрьское снижение спроса и продолжали пополнять склады.

При этом эксперты считают, что рост спроса на автомобили может быстро замедлиться и даже обернуться падением. На такую возможность указывает ряд факторов.

Дилеры бьют тревогу

На высокую вероятность проблем в 2025 году указал глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. В интервью Autonews.ru он прямо заявил о том, что ряду ретейлеров весной 2025 года грозит банкротство. Выяснилось, что по итогам 2024 года почти 60% из 4 тыс. дилеров сработали в убыток. Для осуществления бизнеса приходится прибегать к привлечению кредитных средств, но при марже 1,5–2% высокая ставка съедает всю прибыль.

«Кого-то хватит на два-три месяца, кто-то продержится до полугода. Уже в марте—апреле мы увидим банкротство дилеров — и крупных, и мелких. Ситуация на рынке не щадит никого», — заявил президент РОАД.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев предположил, что пессимистичные прогнозы РОАД строятся на влиянии сразу нескольких факторов. Это:

  • переизбыток машин от импортеров;
  • резко выросшая конкуренция вследствие большого числа открытых новых центров;
  • высокие затраты на финансирование стоков.

Специалист подчеркнул, что все это происходит на фоне ровного покупательского спроса. Ситуация тревожна в первую очередь для дилеров «малого калибра», у которых степень кредитной нагрузки выше заработка от продажи машин. Крупные холдинги, присутствующие повсеместно, обладают высокой финансовой устойчивостью, вероятность сворачивания ими деятельности минимальна, считает Тюктеев.

Спрос рухнет, цены взлетят

По оценке Тюктеева, в 2025 году спрос на новые автомобили упадет на 20–25%. Негативное влияние окажут индексация утилизационного сбора и повышение ключевой ставки: «Стоимость автомобилей вырастет, а условия кредитования станут менее привлекательными для покупателей».

Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша считает, что с серьезными вызовами автомобильный рынок России столкнется ближе к концу текущего года. Это проявит себя в том числе изменениями в дилерском сегменте, который при высокой ключевой ставке больше не сможет прибегать к привлечению заемных средств.

По словам специалиста, с точки зрения покупателей, ситуация нерадужная. Продажам автомобилей мешают три фактора:

  • высокая ключевая ставка (21% с возможным повышением) в первом полугодии 2025 года неизбежно приведет к снижению спроса на новые автомобили;
  • существенное повышение утилизационного сбора с 1 января 2025 года уже обеспечило удорожание автомобилей для потребителей;
  • нестабильность курса рубля создает дополнительные риски для бизнеса.

«В 2025 году российский авторынок может сократиться на 15% по сравнению с 2024 годом, составив около 1,4 млн автомобилей. Хотя это превышает показатели 2022–2023 годов, объем рынка останется ниже уровня 2016 года», — спрогнозировала Байбароша.

Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов выразил уверенность, что рынок отрегулирует себя сам и в случае снижения спроса на машины дилерские центры начнут перепрофилировать свою деятельность.

«По итогам ноября и декабря виден тренд на снижение реализации автомобилей по сравнению с серединой 2024 года. Основные причины: увеличение утильсбора и, как следствие, увеличение стоимости автомобилей; высокая кредитная ставка для потребителей и бизнеса, падение реальных доходов покупателей, высокая конкуренция на рынке и нежелание потребителей пересаживаться на автомобили китайских брендов», — пояснил эксперт.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр не видит никаких предпосылок для снижения цен на автомобили. По словам эксперта, в последний месяц 2024 года реализация замедлилась, а склады оказались переполненными, произошло затоваривание, которое продолжается и сейчас. Вместе с тем рассчитывать на скидки и бонусы россиянам не стоит.

«Мы не видим прецедентов снижения цен на отечественные автомобили: чем выше таможенные пошлины и утильсбор, тем выше идут вверх прайсы на российские машины. Касаемо импортируемых автомобилей, здесь все в руках представительств», — отметил специалист.

Он добавил, что постепенно формируется отложенный спрос, который проявит себя через несколько месяцев. К нему дилеры окажутся готовы, но часть мелких игроков рынка к тому моменту уже уйдут: не исключено банкротство некоторых дилеров, которые живут на кредитах. Уйдут из России, по мнению Хайцеэра, и ряд мелких китайских брендов, спрос на продукцию которых оказался минимальным.

Читайте также: