Автомобильный премиум-сегмент стал китайским на 80%. Причины и прогнозы
Продажи премиальных автомобилей вернулись к доле рынка в 10%, которую они занимали до 2022 года. При этом структура премиум-сегмента претерпела фундаментальные изменения. В пятерку самых популярных брендов в 2024 году вошли Exeed, Tank, Li Auto, BMW, Нongqi, в то время как в 2021 году топ-5 выглядел следующим образом: BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Volvo. Такие результаты исследования Autonews.ru предоставил ГК «Автодом».
Единственный китайский премиальный бренд, представленный на российском рынке в 2021 году, Exeed, тогда реализовал 3756 автомобилей. Это примерно столько, сколько сегодня продается машин Exeed за месяц.
Кроме того, если в 2021 году китайские бренды были представлены в первую очередь бюджетными моделями, то в 2024 году картина изменилась: их доля в массовом сегменте составляет около 60%, в то время как в премиальном достигла 80%.
Эксперты выяснили, какие факторы привели к тому, что покупатели автомобилей премиум-класса доверяют китайскому автопрому больше, чем россияне, приобретающие бюджетные автомобили, и насколько долго сохранится существующее положение на рынке.
Trade-in: западные бренды как инструмент покупки китайского премиум-класса
45% клиентов ГК «Автодом» при приобретении нового авто используют программу Trade-in. Обобщив статистику за 2023-2024 годы, аналитики дилерской сети определили, что среди купивших китайский премиальный автомобиль с помощью Trade-in 44% ранее владели немецкими авто, 32% — японскими, 12% — корейскими, 6% — американскими, 4% — французскими, 2% — шведскими.
Цифры отражают, с одной стороны, распространенность марок той или иной страны в российском автопарке. С другой, можно определить тенденцию, насколько владельцы западных автомобилей премиум-класса готовы пересаживаться на новые для них бренды, отметили аналитики.
Оказалось, 73% сданных в Trade-in авто относятся к моделям премиального сегмента, 27% — массового. Из уже владевших автомобилями премиум-класса чаще других приобретали китайские премиальные авто с помощью Trade-in владельцы Mercedes-Benz (14%), BMW (12%), Lexus (11%). Из массового сегмента в премиальный наиболее активно переходили владельцы Volkswagen (17%), Toyota (15%) и Nissan (11%).
- Среди купивших Exeed с использованием Trade-in доля бывших владельцев Mercedes-Benz — 14%, BMW — 12%, Toyota — 11%;
- Обладатели Li Auto ранее владели Toyota — 12%, Audi — 10%, Infiniti — 9%;
- До приобретения Tank предпочитали Mercedes-Benz — 12%, Nissan — 11%, Jeep — 7%;
- Пересели на BYD с BMW — 17%, Mercedes-Benz — 13%, Volkswagen — 9%;
- Покупатели Hongqi ранее владели Mercedes-Benz — 11%, Lexus — 9%, Audi — 8%;
- До покупки Zeekr обладали BMW — 16%, Audi — 12%, Volkswagen — 10%.
Скептики в массовом сегменте
Несмотря на доминирующее положение в продажах новых автомобилей, общая доля «китайцев» в российском автопарке составляет чуть более 4%, что дает скептикам основание считать, что отечественные автовладельцы не торопятся пересаживаться на китайские автомобили, пояснили аналитики. В подтверждение можно привести опрос аналитического агентства «Автостат», показавший, что 27,6% отечественных автовладельцев не готовы приобретать китайские авто и еще 27,5% вынуждены, так как нет других альтернатив. На первом месте причин отказа от покупки стоит высокая цена.
Анализ цифр показывают, что они передают отношение покупателя массового сегмента. Потребители, отказывающиеся от покупки премиальных китайских машин из-за их стоимости, изначально ориентированы на бюджетные модели, представленные в основном отечественным автопромом. 27,5% заявляющих о покупке китайских автомобилей из-за отсутствия выбора, действуют в среднем и верхнем ценовом диапазоне массового сегмента, где китайские машины действительно безальтернативны. То есть большинство скептиков сосредоточено среди покупателей массового сегмента, пояснили аналитики.
В премиум-сегменте, где финансовые возможности покупателей, выше, цена не всегда становится решающим аргументом. Например, текущая стоимость нового Audi Q6 сопоставима с ценой нового Hongqi E-HS9, но в топ-10 Audi сейчас на десятом месте, а Hongqi на четвертом.
Ключевая ставка помогает китайскому автопрому
Дилерские центры предоставляют большой выбор моделей и комплектаций премиальных авто западных брендов, свои гарантии на них, качественный сервис и обеспечение запчастями. Однако официальное присутствие подразумевает меры поддержки, в том числе субсидирование автокредитов. Резкое повышение стоимости автомобилей в 2022-2023 году повлекло и рост кредитования. За первые девять месяцев 2024 года количество выданных автокредитов увеличилось на 92% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Когда большинство сделок заключается с использованием заемных средств, а ключевая ставка постоянно растет, субсидирование процентов со стороны производителя становится важнейшим конкурентным преимуществом. Таким же важным, как и предоставление официальной гарантии. Обеспечение дилерскими центрами своих гарантийных обязательств на авто западных брендов не может сравнится с условиями китайских концернов, такими как, например, семилетняя гарантия на Exeed или восьмилетняя на Avatr, о которой заявил производитель при выходе на рынок.
Интеграция в мировой автопром
Финансовые преимущества важный, но не единственный фактор. Так, например, Zeekr занимает первое место по продажам в сегменте электрокаров и шестую позицию в сегменте премиальных автомобилей.
При этом бренд официально в России не представлен, соответственно на автомобили не распространяются ни меры поддержки, ни официальная гарантия, а производитель не инвестирует в маркетинг и продвижение. Это яркий пример того, как китайский бренд завоевал место под солнцем исключительно благодаря своему качеству и инновациям, пояснили аналитики.
Этот фактор может быть связан с развитием китайского автопрома и увеличении его роли в мировом. Можно, например, вспомнить примеры, когда западные производители уже напрямую заявляют о том, что часть их важных компонентов будут китайского производства. Например, это сделал Volkswagen, который намерен производить новые электрокары на китайской платформе. А Mercedes-Benz заявил, что будет оснащать новое поколение компакта CLA мотором от компании Geely.
Кроме того, Китай уже сейчас имеет существенную долю на рынке электромобилей в мире. В частности, компания BYD спорит с американской Tesla за лидерство на рынке, то уступая, то опережая компанию Илона Маска.
Перспективы определит остаточная стоимость
Плоды, которые пожинают китайские производители, стали результатом осознанной государственной политики, нашедшей баланс между протекционизмом и открытостью, позволившей с нуля за несколько десятилетий создать продукт мирового уровня. Однако их доля в 80% премиум-сегмента на сегодня возможна лишь в отдельно взятой стране, добавили аналитики.
Ключевой вопрос, как изменится картина в случае возвращения западных брендов. Согласно статистике ГК «Автодом», средний срок владения премиальным авто в России составляет около 5 лет. То есть в 2028 году на вторичный рынок массово начнут выходить премиальные китайские автомобили, которые покупались в 2023-м. В этот момент определится такой важный параметр, как остаточная стоимость автомобиля. Бренды, у которых потеря стоимости будет минимальна, останутся в топе продаж, учитывая, что 70% владельцев китайских автомобилей готовы к повторной покупке.