Статьи, 02 дек, 08:54

Колесо попало на обочину на скорости — чем это опасно

С приходом зимы традиционно растет и аварийность на дорогах. Autonews.ru разбирался, чем опасен частичный выезд с дороги на обочину и как вести себя в такой ситуации
Читать в полной версии
Фото: Mr.1 / Shutterstock / FOTODOM
  1. Опасен ли заезд на обочину на скорости?
  2. Последствия
  3. Что делать, если зацепил обочину правыми колесами

Опасен ли заезд на обочину правыми колесами на скорости?

Да, опасен. В этом случае возникает неравномерность сцепления правых и левых колес и, как следствие, риск потери управления. И даже когда поверхность обочины кажется идеальной, она в любом случае более «вязкая», чем асфальт. На скорости 20–40 км/ч этого можно и не заметить, а вот при трассовых скоростях (90 км/ч и выше) любая разница в «зацепе» сразу становится очевидной. Кроме того, наши обочины даже на магистралях нередко изобилуют ямами и буграми, что усугубляет ситуацию.

Что будет, если «зацепить» обочину

Рассмотрим несколько типовых случаев, когда машина вылетает правой стороной на грунт.

  • Заезд на сухую ровную обочину. Самый благоприятный расклад, при котором последствия наименее опасные, а выход из положения не требует каких-то особых навыков. Траектория просто плавно корректируется рулем, а увеличить или уменьшить скорость можно вполне безопасно.
  • Заезд на сухую, но неровную обочину. От предыдущего варианта отличается тем, что существует риск не только повредить подвеску, но и потерять управление. При определенном сочетании рельефа и скорости правые колеса теряют сцепление, после чего машину может «завернуть» в сторону кювета или встречки.

  • Заезд на скользкую ровную обочину. Несмотря на отсутствие ям и кочек коэффициент сцепления между правыми и левыми колесами будет различаться слишком сильно. Это также провоцирует занос. Безаварийный возврат к прежней траектории (или прогнозируемое замедление до безопасной скорости) может потребовать не только навыков, но и наличия электронных ассистентов. К счастью, сегодня даже дешевые модели оснащены как минимум АБС, да и система стабилизации ESP почти везде стала базовым оборудованием.
  • Заезд на скользкую неровную обочину. Как уже понятно, это самый сложный сценарий. Чтобы без последствий выйти из такой ситуации, может потребоваться немало выдержки и опыта.

Главное, что нужно понимать, — точно угадать развитие событий практически невозможно. Особенно если за рулем человек без должного опыта, а машина не оборудована электронными помощниками. Плюс, в отличие от стройной теории, в реале всегда накладывается слишком много плавающих факторов. От погоды и массы автомобиля до типа привода и действий водителя.

Что делать, если зацепил обочину правой стороной

Нижеприведенные рекомендации являются общими. В каждом конкретном случае реакция машины может отличаться — это зависит от типа привода, массы, настроек подвески и т.д. Тем не менее указанные действия могут помочь сохранить контроль хотя бы частично.

  1. Если машина незапланированно выехала на скорости на обочину, нельзя совершать резкие действия. Любая паническая реакция однозначно усугубит положение — вне зависимости от состояния покрытия и типа автомобиля.
  2. Скорее всего, в момент съезда машина двигалась с ускорением или под ровным газом (с постоянной скоростью). Первое, что стоит сделать, — плавно отпустить газ. Именно плавно: когда под правыми колесами скользко, мгновенная потеря тяги может спровоцировать занос.
  3. Руль необходимо удерживать согласно текущей траектории, не допуская резких движений. Панические попытки мгновенно исправить ситуацию (вернуться на асфальт рывком руля влево) могут выбросить машину на встречную полосу или в кювет. Если автомобиль при заезде на обочину начинает «плыть», то есть пытаться изменить траекторию, корректировать направление рулем следует максимально плавно.
  4. Нажимать педаль тормоза или возвращаться на асфальт следует только в двух ситуациях: когда обочина ровная и сухая или когда машина достаточно сбросит скорость. И конечно, как уже было сказано, никаких резких манипуляций с органами управления.

Понятно, что такие рекомендации едва ли помогут человеку без практики. Поэтому неопытным водителям рекомендуется потренироваться в удержании автомобиля на неоднородных покрытиях. На дорогах, по очевидным причинам, делать этого точно не следует, а вот пройти базовый курс экстремального вождения всегда полезно.

Читайте также: