Конспекты, 28 ноя, 09:13

Как включить обогрев заднего стекла и что делать, если он не работает

Если электрообогрев лобового стекла еще не стал общепринятым стандартом, то обогрев заднего входит в базовую комплектацию практически всех современных легковых автомобилей, даже в странах с умеренно холодным климатом
Читать в полной версии
Фото: Dmitry Galaganov / Shutterstock / FOTODOM

Как работает обогрев заднего стекла

Обогрев заднего стекла — это функция, которая позволяет удалить капли влаги, снег и наледь и тем самым обеспечить водителю приемлемый обзор зоны за кормой легкового автомобиля или фургона (при наличии застекленных створок грузового отсека). Таким образом, обогрев заднего стекла повышает безопасность движения.

Как правило, для очистки заднего стекла используется и «дворник». В случае образования наледи обогрев, устраняющий неровный, абразивный слой льда, также способствует продлению срока службы щеток заднего стеклоочистителя. Обогрев заднего стекла может использоваться и в теплое время года для удаления конденсата. Для этого помимо обогрева потребуется включить кондиционер в режиме рециркуляции воздуха в салоне.

Для нагрева стекла до необходимой температуры (порядка 70 градусов Цельсия) используются нанесенные на его поверхность со стороны салона токопроводящие нити (их число зависит от размеров стекла), на которые подается напряжение от бортовой сети. В зависимости от производителя такие нити различаются по химическому составу. В них могут присутствовать вольфрам, графит, медь, никель, хром.

Обогрев заднего стекла потребляет большое количество энергии, поэтому включать его следует только при работающем ДВС, чтобы не разрядить аккумулятор. Часто для предотвращения растрескивания заднего стекла от перегрева устанавливается таймер, по сигналу которого обогрев автоматически отключается. Как правило, это происходит примерно через 15 минут после активации функции.

Как включить обогрев заднего стекла

На некоторых моделях обогрев заднего стекла может включаться автоматически по сигналу датчика температуры за бортом. Чаще функция активируется нажатием кнопки или клавиши. Их вид и расположение зависят от модели автомобиля. Такие выключатели нередко имеют оранжевый индикатор, который загорается при включении обогрева и гаснет при отключении.

Чаще всего функция обогрева заднего стекла активируется нажатием кнопки или клавиши (Фото: Petr Smagin / Shutterstock / FOTODOM)

Значок обогрева заднего стекла

О включении обогрева заднего стекла сигнализирует и пиктограмма на приборном щитке. Этот символ представляет собой оранжевый прямоугольник, в который снизу входят три изогнутые стрелки.

Обогрев заднего стекла не работает

Причин, по которым может не работать обогрев заднего стекла, несколько.

  • Разрыв токопроводящей нити. Особенно этому подвержены автомобили с кузовами хэтчбек и универсал, поскольку при перевозке в них длинномеров легко повредить нити на заднем стекле.
  • Повреждение проводки. Вновь в зоне особого риска — автомобили с кузовами хэтчбек и универсал, поскольку проводка, идущая к системе обогрева заднего стекла, у них сгибается при открывании/закрывании кормовой двери.
  • Перегорел предохранитель, оберегающий систему от скачков напряжения.
  • Перегорело реле, обеспечивающее включение системы при подаче напряжения.
  • Износ выключателей обогрева заднего стекла.

Как проверить обогрев заднего стекла

Проверить работоспособность обогрева заднего стекла можно и в сухую теплую погоду. Достаточно, поставив автомобиль в тень, побрызгать на наружную поверхность стекла водой и включить его обогрев. Если примерно через пять минут стекло целиком или его отдельные участки останутся покрыты каплями, работа обогрева нарушена. Зимой на непрогретых участках стекла останутся полосы снега, льда. Если причина неисправности — обрыв одной или нескольких токопроводящих нитей (не всех), остальные части системы продолжат нормально работать, поскольку нити подсоединены не последовательно, а параллельно.

Ремонт обогрева заднего стекла

Начинать стоит с самого простого способа решения возникшей проблемы. В данном случае — это замена предохранителя и/или реле (их расположение указано в инструкции по эксплуатации автомобиля), отвечающих за работу обогрева заднего стекла.

Если дело не в предохранителе/реле, а обогрев полностью не работает, имеет смысл проверить состояние выключателя, особенно когда на нем не загорается оранжевый индикатор при активации системы. Возможно, причина в окислившихся клеммах выключателя. Их чистка не помогла? Тогда при включенном зажигании надо проверить мультиметром наличие напряжения на клеммах. Если прибор его не фиксирует, потребуется заменить выключатель на новый. Для этого:

  1. Обесточить бортовую электрическую сеть, сняв минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Демонтировать выключатель обогрева заднего стекла, следуя рекомендациям инструкции по ремонту автомобиля.
  3. Подключить новый выключатель, соблюдая правильность соединения его клемм с разъемами.
  4. Установить новый выключатель на его штатное место.
  5. Подключить минусовую клемму к аккумулятору.
  6. Включить двигатель.
  7. Проверить работоспособность системы.

Поиск места повреждения проводки и ее ремонт лучше доверить профессиональному электрику.

Своими силами можно отремонтировать поврежденные токопроводящие нити. Но сначала необходимо точно определить место разрыва с помощью:

  • лупы, в том числе используя специальное приложение для смартфонов;
  • мультиметра. Для этого:
  1. Включить двигатель автомобиля и обогрев заднего стекла.
  2. Перевести мультиметр в режим вольтметра для измерения напряжения постоянного тока до 20 В.
  3. Один щуп мультиметра замкнуть на массу (металлическую часть кузова автомобиля).
  4. Вторым щупом медленно вести по токопроводящей нити. Напряжение будет расти с 0 до 12 В или убывать.
  5. Резкий скачок напряжения укажет на место разрыва.

Включать двигатель не придется, если использовать мультиметр в режиме омметра для измерения напряжения. В остальном порядок действий тот же, только на место разрыва укажет резкое отклонение величины сопротивления от стандартных примерно 10 Ом.

Для устранения разрыва нитей можно использовать имеющиеся в продаже токопроводящие клеи проверенных производителей или специальные ремонтные наборы, в которых помимо тюбика с токопроводящей полимерной смолой имеются салфетки для обезжиривания стекла и специальные шаблоны. Работу следует выполнять при температуре не ниже плюс 10 градусов.

Алгоритм действий в обоих случаях следующий:

  1. Изучить инструкцию по использованию клея/набора.
  2. Выключить зажигание.
  3. Зачистить место разрыва нити растворителем. Использовать наждачку для удаления нагара не рекомендуется, поскольку так легко еще сильнее повредить тонкую токопроводящую нить.
  4. По границам проблемного участка наклеить на стекло скотч/шаблон так, чтобы он максимально близко находился от нитей обогрева, но не перекрывал их.
  5. Нанести указанное в инструкции количество слоев клея / полимерной смолы на место разрыва с помощью кисточки или шприца так, чтобы появился нахлест на неповрежденные участки токопроводящей дорожки.
  6. Аккуратно удалить скотч/шаблон до полного высыхания клея / полимерной смолы.
  7. Выдержать указанное в инструкции время высыхания клея / полимерной смолы и проверить работоспособность обогрева заднего стекла.
В случае образования наледи обогрев, устраняющий неровный, абразивный слой льда, также способствует продлению срока службы щеток заднего стеклоочистителя (Фото: ERIK Miheyeu / Shutterstock / FOTODOM)
  • Применить пайку. Это рискованный способ, поскольку неумелые действия могут усугубить проблему. В качестве флюса следует использовать хлористый цинк, а припой должен быть с низким содержанием олова.

Самодельные токопроводящие составы на основе металлической стружки или графита в сочетании с клеем применять не рекомендуется, поскольку восстановленные таким способом участки нити будут очень сильно нагреваться. При резком контрасте с температурой воздуха стекло может треснуть.

Читайте также: