Перегорел предохранитель в автомобиле: как это понять и как заменить
Предохранитель — это элемент защиты электрической цепи, разрывающий ее при превышении заданного тока (нагрузки). В автомобильной проводке используются одноразовые плавкие предохранители. Как следует из названия, при критическом превышении тока металл внутри предохранителя плавится и цепь размыкается. Без предохранителей значительно повышается как риск выхода из строя потребителей, так и возгорания электропроводки.
Почему предохранители перегорают
Выбивать предохранители может по нескольким причинам.
- Долговременное и значительное превышение расчетного тока. Например, когда электроприбору что-то мешает работать, а команда на срабатывание продолжает приходить. Пример: вода в бачке омывателя замерзла вместе с крыльчаткой помпы. А водитель продолжает нажимать на рычаг подачи. Электромотор не может провернуть вал, нагрузка (а значит, и ток с нагревом) увеличивается — предохранитель перегорает.
Вообще, на современных автомобилях в потребители встроен самовосстанавливающийся предохранитель — как раз для подобных случаев. Но на практике обычный плавкий может сгореть быстрее, чем сработает многоразовый. А на старых машинах самовосстанавливающегося может не быть вовсе.
- Неисправность потребителя, ввиду чего он начинает потреблять большой ток даже при штатном использовании.
- Проблемы с проводкой: плохие контакты, замыкания и т. д.
- Установка в цепь предохранителя меньшего номинала.
Как понять, что сгорел предохранитель
- Фактический выход из строя той или иной функции. Первым признаком выбитого предохранителя будет отказ цепи. Причем плохая работа или перебои — не тот случай. Если устройство хоть как-то работает, значит, предохранитель цел. Когда он сгорает, работа прерывается сразу и до момента восстановления цепи.
- Визуальные признаки: сгоревший предохранитель видно невооруженным глазом. Для этого его нужно извлечь и посмотреть на просвет. Тонкая металлическая перемычка между ножками будет отсутствовать.
- Оплавление корпуса. При форс-мажорных обстоятельствах предохранитель не сгорает, как задумано, а просто плавится снаружи. При этом цепь не рвется и проводка продолжает опасно нагреваться. После таких инцидентов место оплавления в распределительной коробке заметно сразу. И что самое плохое, при таком сценарии вероятно повреждение не только «больного» предохранителя, но и соседних, а также близлежащей проводки. Обычно оплавление предохранителя является следствием его низкого качества, когда дешевый «ноунейм» не соответствует указанному номиналу тока. Второй вариант — установка в цепь предохранителя большего номинала. В этом случае сменный элемент «терпит» высокие токи до последнего, пока не начинает плавиться вместе с проводкой, которую призван защищать.
- Проверка цепи мультиметром на обрыв.
Как выглядит сгоревший предохранитель
На фотографиях ниже представлены два предохранителя. Один из них перегорел штатно (отсутствие перемычки между ножками), второй значительно оплавился. Такого быть не должно. Как обсудили выше, чрезмерный нагрев говорит о фактическом отсутствии защиты цепи, что чревато замыканиями и пожаром.
Примечательно, что классические предохранители называются плавкими. Но подразумевается, что плавиться должен не корпус, а металлическая перемычка внутри.
Как поменять сгоревший предохранитель в машине
Процедура замены плавких предохранителей элементарна. Некоторые затруднения может вызвать разве что поиск распределительной коробки. Обычно таковых две: одна в салоне, другая под капотом. Добраться до подкапотного бокса не составляет проблемы. А вот коробка предохранителей в салоне иногда скрывается в весьма неудобных «закоулках». Для доступа к ней нередко требуется снимать пластиковые панели, отвинчивать элементы или совершать прочие подобные манипуляции.
Почти всегда на крышке бокса есть наклейка с пояснениями, какой предохранитель отвечает за ту или иную цепь. Здесь же указан их номинал в амперах (его необходимо строго соблюдать) и закреплен пластиковый пинцет, упрощающий съем и установку. Единственный нюанс в процессе замены, которым не стоит пренебрегать, — перед установкой нового предохранителя нужно обесточить цепь, за которую он отвечает.
Читайте также: