У владельцев иномарок из параллельного импорта массово аннулируют ЭПТС
Реальный случай
С проблемой аннулирования электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) столкнулся владелец ввезенного в страну по параллельному импорту в 2023 году из Киргизии Kia Stinger. Подробности об этом инциденте и о вскрывшейся схеме мошенничества, из-за которой могут пострадать тысячи автовладельцев, рассказал Autonews.ru автокриминалист Максим Шелков.
«Человек недавно приобрел Kia Stinger за более чем 4 млн руб. Машину ввезли в августе 2023 года, на нее было оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и тем же днем оформлен ЭПТС. По состоянию на 25 августа имелся ПТС в статусе «действующий». У первого собственника нынешний владелец купил машину за 4,7 млн. Автомобиль поставили на учет в ГАИ, и никаких вопросов не возникло», — рассказал Шелков.
Проблемы вскрылись, когда новый владелец решил проверить ЭПТС на предмет того, изменился ли там собственник: 1 сентября выяснилось, что ПТС находится в статусе «аннулирован» по непонятным причинам.
Почему аннулировали ЭПТС
Чтобы разобраться в причинах аннулирования ЭПТС, владелец Kia Stinger стал изучать всю информацию по поставке в Россию своей машины и по документам, с ней связанным. Выяснилось, что организация, которая оформляла СБКТС, находится на стадии ликвидации. В ПТС все характеристики на автомобиль были указаны верно. На сайте Росстандарта информация по автомобилю также оказалась корректной, что еще больше запутало автовладельца.
Свет на причины аннулирования ЭПТС пролила таможня, куда направили запрос: там ответили, что при оформлении автомобиля были предоставлены неправильные сведения о технических характеристиках и объему двигателя. Человек, оформлявший транспортное средство 24 августа, подал информацию, что объем двигателя не 3,3 л, а всего 2,0 л. Исходя из этих данных был рассчитан утилизационный сбор в размере 3400 руб.
Внутренняя проверка на таможне показала, что машина была оформлена неправильно: нынешнему автовладельцу нужно доплатить еще 966 600 руб. к ранее уплаченным 3400 руб.
Суть схемы
Пикантность ситуации, по словам автокриминалиста Шелкова, заключается в том, что сам по себе автомобиль абсолютно чист и прозрачен: все документы по нему были оформлены правильно. В Киргизию он ввозился «в белую»: указан объем двигателя 3,3 л (369 л. с.). Но СБКТС оформили 24 августа и ПТС тоже, притом что автовоз с машиной пересек границу с Казахстаном лишь 27 августа. На тот момент лабораторией уже было выдано заключение о безопасности — без фактического осмотра машины. Тогда же был списан утиль.
По словам Шелкова, мошенники подделали СБКТС и договор купли-продажи, чтобы совершить подлог документов: в них уменьшили объем двигателя и изменили связанные с ним характеристики. «Любой PDF-файл правится в любом редакторе», — добавил эксперт.
«Все документы, СБКТС, ПТС были оформлены правильно. Изначально заявлялась корректная информация по объему мотора, но для списания утиля подавались документы поддельные, с заниженным объемом двигателя. То есть СБКТС брали базово оригинальный, в редакторе меняли двигатель 3,3 л на 2,0 л и делали такой же договор купли-продажи, где был занижен объем. Подают эти документы, и здесь вся несостыковка заключается в том, что СБКТС добавляется на сайт Росстандарта. Туда, как правило, информация приходит сразу, но она появляется в свободном доступе до двух недель. И сотрудник таможни имеет техническую возможность зайти, посмотреть и сравнить, какие документы подавались фактически и какие заводились в систему. В истории по «Стингеру» был оформлен утильсбор на основании исключительно тех документов, которые подали, а документы были сфальсифицированы, и таможенники, не дожидаясь появления информации в Росстандарте, списали утиль. По закону они могут это сделать, не дожидаясь официальной информации. Но они обычно тщательно проверяют во избежание подобных ситуаций. А то, что подают люди в бумажном виде, — это все непроверяемо», — прокомментировал ситуацию автокриминалист.
Кто может столкнуться с аннулированием ЭПТС
Шелков подчеркнул, что таких историй сейчас — шквал. Это подтвердили ему источники на таможне. К примеру, Toyota Sequoia с мотором 5,7 л провели как машину с двигателем 2,9 л. Многие обладатели «параллельных» автомобилей еще не догадываются, что ЭПТС на них уже аннулированы либо могут быть аннулированы по результатам проверки таможни.
Эксперт пояснил, что пока таможня не начнет внутреннюю проверку и не поднимет все документы, автовладельцы также не могут их проверить. Они в данном случае абсолютно беззащитны.
«У меня нет статистики, но этот случай — далеко не единичный. Такие проблемы возникают в основном по автомобилям, которые были завезены частными лицами, в том числе по схемам через Киргизию, когда завозили машины и начали повышать утилизационный сбор. Некоторые игроки рынка, чтобы успеть до повышения либо если они не успели после повышения, предоставляли для занижения утильсбора фальсифицированные данные по объему двигателя. За счет этого рассчитывался заниженный утильсбор. Далее автомобиль уходил в свободное обращение: машина была дешевле рынка, более конкурентное предложение могли делать дилеры, и на таможне в настоящий момент проходят массовые проверки именно для того, чтобы выявить заниженную стоимость автомобиля», — конкретизировал Шелков.
Эксперт подчеркнул, что таможня уже разобралась в вопросе и научилась выявлять мошенников: «Если мы говорим про машины до трех лет, которые таможатся исходя из стоимости по ставке, то таможенники активно вычисляют занижения инвойсов. А если речь идет именно по «утилю», то выискивают автомобили, по которым были занижены объемы двигателя».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в беседе с Autonews подтвердил, что данная проблема актуальна и может коснуться многих владельцев «серых» машин. По словам собеседника, тонкость в том, что Росстандарт не контролирует СБКТС: «Это значит, что можно писать все что угодно, уплачивать утильсбор и выпускать потом новый СБКТС».
Autonews.ru обратился за комментариями в ФТС и Росстандарт.
Как обезопасить себя при покупке машины
Во избежание аннулирования ЭПТС эксперт Шапарин посоветовал не связываться с машинами, ввезенными в Россию через третьи страны: «Лучше просто избегать всех автомобилей, которые выпущены с киргизскими, казахскими и другими документами, которые проехали через эти страны. Потому что вероятность столкнуться с махинациями растет от этого очень сильно».
Если автомобиль уже куплен, владельцам таких машин придется решать проблемы самостоятельно. В беседе с Autonews.ru заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов посоветовал таким гражданам взыскивать недоимку по утильсбору с продавцов.
«Вполне можно с продавца потребовать доплату и в суде ее пытаться получить. Получается, что покупатель был введен в заблуждение, что автомобиль полностью прошел таможенную очистку», — конкретизировал специалист.
Ситуация с проблемным Kia Stinger пока так до сих пор и не разрешилась. Хозяин машины обратился к продавцу с просьбой доплатить утильсбор, и тот согласился оплатить 50% недостающей суммы. Средства по утилю были доплачены до 1 октября — даты, с которой начали действовать новые, еще более высокие ставки (23 сентября автовладелец пришел в таможню и написал заявление на доплату утильсбора). Однако по состоянию на 21 октября ЭПТС так и значился аннулированным.
«Расхлебывает это в полной мере конечный покупатель», — резюмировал Шелков.