Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять
Ступичный подшипник — это деталь, предназначенная для обеспечения вращения колеса. Входит в состав ступичного узла. Современные исполнения представляют собой необслуживаемую сборку из двух подшипников — так называемые HUB-подшипники или HUB-ступицы.
Где находится ступичный подшипник
Деталь (или детали, если подшипника два) находится в районе колеса, внутри корпуса, который называется ступичный узел или просто ступица. Устройство передних и задних ступиц отличается, но общий принцип одинаков. Подробно данный узел и его функции мы обсуждали в отдельной статье. А сегодня в подробностях рассмотрим, как устроен сам подшипник и чем отличаются основные его виды.
Устройство ступичного подшипника
Ступичные подшипники можно разделить на две группы: классические (обслуживаемые) и HUB-подшипники. Рассмотрим устройство обоих типов.
Классические однорядные (обслуживаемые)
Как понятно из названия, подвижные элементы (шарики или ролики) расположены в один ряд. Но так как ступица — крайне нагруженный узел, одной детали будет недостаточно. Поэтому однорядные подшипники устанавливаются парами, на некотором расстоянии друг от друга — так на них равномернее распределяется нагрузка. Ниже приведена иллюстрация типичного ступичного узла с двумя однорядными подшипниками.
Темно-зеленым цветом показан поворотный кулак, сиреневым — ступица, желтым — ШРУС. Интересующие нас детали выделены синим — это внешние корпуса двух ступичных подшипников с красными роликами внутри. Такие подшипники, в которых ролики расположены под углом (для лучшего сопротивления нагрузкам), называются радиально-упорными.
Однорядные подшипники при необходимости могут быть извлечены, обслужены и установлены обратно. Также возможна их отдельная замена. Поэтому разборные ступицы с классическими подшипниками дешевле и ремонтопригоднее.
HUB-подшипники (необслуживаемые)
Более современное исполнение подразумевает наличие единого неразборного корпуса, уже содержащего внутри себя два ряда шариков или роликов. Такая конструкция называется HUB — hub unit bearings — «подшипники в единой сборке». Ступичные HUB-подшипники делятся на поколения (HUB-I, HUB-II, HUB-III) и различаются нюансами конструктива, но общая идея одна: неразборный необслуживаемый корпус, заполненный заводской смазкой.
Плюсы HUB-подшипников заключаются в простоте монтажа и демонтажа (вместо нескольких деталей — единый узел), а также в высокой точности посадки и меньших биениях. Обратной стороной является высокая стоимость и невозможность обслужить узел за скромный бюджет.
Признаки неисправности ступичного подшипника — как проверить
- Гул или вой во время движения. Может проявляться по-разному: после прогрева или, наоборот, на холодную; в поворотах, в сухую погоду и т.д.
- Вибрация со стороны колеса с изношенным подшипником.
- Нагрев ступицы. Распознается по температуре колесного диска, которая будет выше, чем у остальных. Главное, не перепутать нагрев из-за подшипника с нагревом из-за подклинивающего тормоза.
- Люфт, ощущаемый руками при покачивании вывешенного колеса.
- Посторонние звуки — хруст, шум и т.п.
- Увод машины с курса. Подобный симптом, как и описанные выше акустические эффекты, проявляется при крайней изношенности деталей.
Замена ступичного подшипника
Как и всегда, приоритетом должна являться последовательность, описанная в руководстве по ремонту к конкретному автомобилю. А в общем случае алгоритм замены ступичных подшипников выглядит следующим образом.
- Снять декоративный колпак колесного диска для доступа к ступичной гайке/болту. Пока машина на земле, сорвать ступичную гайку/болт (не откручивать).
- Поднять машину на домкрате, снять колесо и демонтировать элементы тормозной системы: суппорт с диском или тормозной барабан.
- Полностью открутить ступичную гайку/болт. Далее открутить (при наличии) контрящую шайбу, контргайку и прочие элементы, фиксирующие ступицу в подвеске.
- Снять ступицу в сборе. В ряде случаев для этого также необходимо открутить ее корпус от элемента подвески с внутренней стороны.
Далее для отдельной выпрессовки и замены подшипников может понадобиться специальный съемник. Если же речь идет о HUB-подшипнике, узел меняется целиком.
При обратной сборке необходимо строго соблюдать предписанные руководством алгоритмы, а также контролировать работу с резьбовыми соединениями динамометрическим ключом. В противном случае высока вероятность недотяжки или, напротив, перетяжки ступичных подшипников, что приведет к их быстрому износу и выходу из строя.
Как продлить срок службы ступичного подшипника
При правильной установке современные HUB-подшипники (а их сегодня большинство) не требуют какого-либо контроля или обслуживания на протяжении всего строка службы. Что касается «классики», здесь следует соблюдать предписания руководства по эксплуатации. Если ступичный узел требует регулярного внимания, такие процедуры и их частота обязательно будут указаны в документации. Обычно это периодическая проверка затяжки, а также разборка ступицы для проверки и смазки подшипников.
Рейтинг ступичных подшипников
Приведем список наиболее зарекомендовавших себя марок, выпускающих ступичные подшипники.
- SKF. Известнейший шведский бренд, специализирующийся на подшипниках.
- Koyo. Японская фирма, занимающаяся подшипниками всех видов.
- SNR. Французский поставщик подшипников, в том числе на конвейеры различных автопроизводителей.
- NSK. Еще один японский производитель, поставляющий подшипники прямиком на заводы.
- FAG. Известный немецкий производитель подшипников.