Стартер не крутит: в чем причины и как завести машину
Почему стартер не крутит
Причин для отказа множество, но не все они связаны непосредственно со стартером. Перечислим основные.
- Неконтакт между щетками и коллектором электродвигателя. Такое обычно происходит из-за сильного загрязнения пылью и грязью внутри узла. Что, в свою очередь, может быть как следствием естественного износа (стартеру много лет), так и результатом брака. Альтернативой потере контакта может служить «плавание» этого самого контакта в щетках. В этом случае стартер будет схватывать от раза к разу.
- Поломка электромотора. Типичные ситуации: обрыв или замыкание обмоток.
- Неисправности реле. Чаще всего — втягивающего. Такое обычно происходит из-за обрыва обмоток реле.
- Проблема с электрикой к стартеру. Окисление, подгорание или физический обрыв проводов, выгорание предохранителя, банально недотянутая клемма на АКБ — все это приводит к проблемам с заводкой.
Далее раскроем наиболее распространенные симптомы нештатного поведения стартера при попытках запуска.
Стартер крутит, но двигатель не заводится
Классика жанра. И здесь надо обратить внимание именно на то, как «крутит». Если звук вращения маховика обычный, но мотор просто не хочет оживать — виноват точно не стартер. А вот когда в процессе раскрутки коленвала в салон долетают нетипичные звуки, это повод насторожиться. Сломанный стартер может издавать характерный хруст, хрип, сипение. На словах описать всю возможную гамму звуков непросто, но даже не самый опытный владелец однозначно распознает неладное.
Рассмотрение всех причин затрудненного пуска не входит в тему сегодняшней статьи, поэтому просто перечислим, на что стоит обратить внимание помимо стартера:
- система питания (как топливного, так и воздушного);
- система зажигания;
- система управления двигателем и электрика.
Стартер не крутит на горячую
Отдельный подвид «стартерной» неисправности, характеризующийся проблемами именно на прогретом двигателе. Мотор здесь ни при чем, а все дело в нагреве узлов в подкапотном пространстве. При высокой степени износа деталей и повышенной температуре зазор в парах трения стартера увеличивается. Особенно часто страдает втулка ротора, расположенная на задней крышке. Когда люфт достигает критической степени, при нагреве (и расширении металла) ротор касается магнитов внутри корпуса — происходит замыкание и стартер не срабатывает. Как только температура понизится (и зазоры снова увеличатся), вновь появляется минимальный зазор и стартер крутит.
В некоторых моделях втулка ротора меняется отдельно. Но если износ достиг таких величин, разумно поменять стартер в сборе.
Что делать, если не крутит стартер
Кратко опишем базовые действия при неисправностях узла. Перечисленные пункты во многом будут являться решениями проблем, описанных в начале статьи.
- Проверить заряд аккумулятора. Как бы ни надуманно звучало, убедиться в работоспособности батареи следует в первую очередь. Часто бывает так, что все приборы исправно работают, а вот на старт тока не хватает.
- Проверить предохранители. Обычно к стартеру «плюс» идет напрямую, и все же бывают врезанные в провод силовые предохранители. Также, в зависимости от конкретной схемы, в цепи замка зажигания может присутствовать обычный слаботочный предохранитель.
- Осмотреть силовые провода. Особенно если недавно проводились какие-то работы в подкапотном пространстве. Внимание стоит уделить клеммам АКБ, а также проводам, приходящим на стартер.
- Прислушаться во время попытки завести мотор. Если стартер издает характерный щелчок при повороте ключа на старт, но дальше ничего не происходит — с высокой степенью вероятности неисправно втягивающее реле.
- Постучать по стартеру тяжелым ключом или иным металлическим предметом (главное — не замкнуть провода). Часто это помогает при плохом контакте щеток с коллектором.
Как завести машину, если не крутит стартер
С годами данный вопрос становится все менее актуальным. «С толкача» машину с автоматической трансмиссией (любой), коих становится все больше, не заведешь. А классический способ замыкания контактов на современном капризном автомобиле с обилием электроники может и не сработать. Тем не менее указанные два способа все еще стоит иметь в виду на большинстве представителей автопарка нашей страны.
- «С толкача». Водитель садится за руль, включает зажигание, передачу (вторую или третью) и выжимает сцепление. А сочувствующие силой рук и ног разгоняют машину до максимально возможной скорости. После чего сцепление отпускается и, при благоприятном раскладе, двигатель начинает работать.
- Замыканием стартера. Выставляется нейтральная передача (или режим «P» на автомате), включается зажигание, затем ключом или иным металлическим предметом замыкаются два контакта на стартере. Первый — силовой «плюс» с АКБ. Второй — шпилька с гайкой, куда приходит тонкий провод «минуса». Отметим, что данный способ не сработает, если неисправность находится внутри самого стартера.
Как понять, что стартер умирает
Основные признаки «подходящего» стартера будут следующие.
- Шум или иные нетипичные звуки при заводке двигателя.
- Работа «вхолостую», когда звук работы электродвигателя стартера есть, а маховик двигателя не крутится.
- Регулярно выбиваемые предохранители или запах проводки при запуске.
- Несвоевременное отключение стартера после отпускания ключа с позиции «старт».