Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят
Что такое фура
Словом «фура» в разговорной речи называют большие грузовики. Оно заимствовано из немецкого, так в Германии называли крытые повозки и телеги. С развитием автомобильной промышленности функции телеги перешли к прицепам разных видов. К концу XX века слово «фура» в русском языке стало ассоциироваться с полуприцепами для тягачей. Особенно часто его начали использовать во второй половине XX века, когда Советский Союз установил тесные экономические связи с Восточной Германией и между странами активно курсировали грузовики.
Сегодня под «фурой» понимают как полуприцеп, так и транспортирующий его тягач без разделения на отдельные части автопоезда. Также этим словом описываются все виды полуприцепов (существует более десяти разновидностей). В отличие от прицепов, где масса груза приходится на раму и колеса, полуприцеп одной стороной опирается на тягач. Это позволяет выгоднее распределять вес, перекладывая часть его на колеса автомобиля.
Какими бывают фуры
Фуры бывают разных типов. Каждая из них создана для конкретных задач. Они различаются по размерам, грузоподъемности, типу кузова и другим параметрам.
Грузоподъемность фуры
Грузоподъемность фур варьируется в зависимости от вида транспортного средства и перевозимого груза. Например, для доставки грузов массой от 15 до 100 т используются тяжеловозы. Их основное предназначение — транспортировка строительной техники и частей промышленных конструкций. Грузоподъемность фур-тяжеловозов напрямую зависит от количества осей полуприцепа — их может быть от двух до десяти.
Самый популярный грузовик, еврофура, может перевозить в среднем 20–25 т. Она имеет габариты полуприцепа 13,6х2,45 м. Такие размеры обусловлены оптимальным размещением в кузове стандартных европалет: 11 рядов по три штуки. Обычно на них перевозят бревна, пиломатериалы, технику, оборудование.
Для доставки больших объемов скоропортящейся продукции используются изотермические фуры. Средняя грузоподъемность таких грузовиков 20 т. А для более требовательных продуктов (например, мяса или молока) разработаны специальные фуры-рефрижераторы грузоподъемностью 3–5 т. От предыдущей разновидности грузовиков отличаются тем, что внутри дополнительно установлен климат-контроль.
Иногда для перевозки негабаритных грузов используются специальные прицепы, длина которых может достигать внушительных значений. Как правило, в ход идут сцепки из нескольких прицепов. Грузоподъемность таких автопоездов может составлять сотни тонн, а общая длина — более 100 м.
Размеры фур
Автопоезд
- Длина: 16–20 м (в зависимости от комбинации прицепов)
- Ширина: 2,45–2,5 м
- Высота: до 4 м
Еврофура
- Стандартная длина: 13,6 м
- Ширина: 2,45–2,5 м
- Высота: 2,6–2,7 м
Фура с полуприцепом
- Длина полуприцепа: 12–13,6 м
- Ширина: 2,45 м
- Высота: 2,6–3 м
Фура с рефрижератором
- Длина: 13,4–13,6 м
- Ширина: 2,45 м
- Высота: 2,6–2,7 м
Контейнеровоз
- Длина:12,5–12,7 м
- Ширина: 2,5 м
- Высота: 2,6 м
Автоцистерна
- Длина: 10–12 м
- Ширина: 2,5–2,55 м
- Высота: 3–3,8 м
Лесовоз
- Длина: 7–14 м
- Ширина: 2,5–2,55 м
- Высота: 3–4 м
Кузов фуры
Тентовые
Самая распространенная разновидность кузова. Состоит из платформы, которая крепится на рамную конструкцию, и евротента, натягивающегося поверх кузова (изготавливается из брезента либо ПВХ). Последняя деталь может сниматься, отодвигаться в сторону сзади или сбоку по принципу занавеса.
Шторные
Один из подвидов тентованных полуприцепов. Обычно тент состоит из трех частей: двух боковых и одной потолочной. Это обеспечивает удобство и скорость проведения погрузки и разгрузки. Также этот вид фур для перевозки грузов оснащен задними запорными порталами.
Бортовые
Представляют собой платформу без крыши с откидными или съемными бортами по бокам. Обычно такие автомобили применяются для транспортировки стройматериалов, труб, металлических конструкций. При необходимости дополнительно можно установить евротент.
Шторно-бортовые
Эта разновидность похожа на предыдущий вариант, но оснащена раздвижными стенками, что облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Благодаря жестким ограничителям груз защищен от падения при крутых поворотах, но крепление тентами все-таки не помешает.
Самосвальные
Отличие этих фур в том, что они имеют наклонный механизм. Благодаря ему происходит наклон платформы и можно провести более быструю разгрузку. Бывают одно-, двух- и трехсторонними. Первые считаются наиболее простыми и бюджетными в техобслуживании.
Сколько стоит фура
Средняя стоимость фуры зависит от назначения и комплектации транспортного средства. Ориентировочные цены для различных типов фур:
- еврофура — 6–10 млн руб.;
- рефрижератор — 7–12 млн руб.;
- автоцистерна — 5–9 млн руб.;
- лесовоз — 4–8 млн руб.;
- самосвал — 4,5–9 млн руб.
Производители фур
Volvo
Компания Volvo Trucks — один из мировых лидеров по производству тяжелых грузовиков. Она специализируется на создании комфортных и технологически оснащенных фур для долгих маршрутов. В 1928 году с конвейера завода сошел первый 1,5-тонный грузовик Volvo. Грузовые автомобили этой марки сразу прославились высоким качеством сборки и надежностью, что выгодно их отличало от моделей конкурентов. Самая популярная модель Volvo FH впервые появилась в 1993 году и до сих пор остается флагманом компании. Большинство моделей этой серий, кроме Швеции, собирают филиалы Volvo в Канаде, Австралии и Бразилии.
Mercedes-Benz
Mercedes-Benz выпускает грузовики с 1926 года. Компания фокусируется на создании современных тягачей с высокоэффективными двигателями и системами помощи водителю. Постоянная модернизация по обновлению технических характеристик модели вывела компанию в лидирующие европейские производители по выпуску тягачей магистрального типа. Одна из самых популярных моделей Mercedes-Benz Actros появилась в 1996 году и с тех пор остается эталоном среди дальнемагистральных фур.
Scania
Компания была основана в 1891 году в Швеции. Scania разрабатывает свои грузовики с акцентом на топливную эффективность и экологичность, предлагая модели, работающие на биодизеле и природном газе. Одной из самых популярных моделей является Scania R-серия. Этот тягач премиум-класса оснащен инновационными системами, такими как адаптивный круиз-контроль и системы мониторинга слепых зон, что делает его идеальным для сложных и длительных маршрутов.
КамАЗ
КамАЗ — крупнейший российский производитель грузовых автомобилей, выпускающий технику для коммерческого и военного использования с 1976 года. Самая известная модель — КамАЗ-5490, которая подходит как для внутрироссийских, так и для международных перевозок. КамАЗ специализируется на тягачах для тяжелых условий эксплуатации, предлагая прочные и выносливые машины.
Американские фуры
В США грузовики называют траками (truck в переводе с английского — «грузовик»). Американский тягач — это, по сути, однокомнатная квартира на колесах. В нем есть все необходимое для полноценного отдыха. Среди производителей грузовиков лидируют такие производители, как Freightliner, Kenworth и Peterbilt. Эти фуры известны своими мощными двигателями и длинными капотами, что отличает их от европейских аналогов. Визитной карточкой американских траков является Freightliner FLD. Он выпускается с 2007 года. Этот грузовик с характерным длинным «носом» и вертикальной решеткой радиатора получил известность благодаря своему каноничному дизайну.
Китайские фуры
Китайские грузовые автомобили ценят за хорошие технические характеристики и привлекательную стоимость. Плюсом является и то, что в них используются агрегаты и системы мировых производителей. Номером один по экспорту грузовиков по всему миру является компания Sinotruk. Грузовики Sinotruk используются более чем в 100 странах. Они отличаются высоким уровнем качества и комфортабельностью. Высоким спросом пользуются грузовые автомобили и самосвалы HOWO. Они представляют собой новое поколение техники. Дополнительный плюс — недорогая эксплуатация.
Какая категория прав нужна на фуру
Чтобы водить грузовой автомобиль, необходимы права категории С. Они позволяют управлять грузовиками тяжелее 3,5 т, без прицепа или с прицепом до 750 кг. Однако, для того чтобы управлять тягачом с прицепом тяжелее 750 кг, потребуется категория СЕ. Для ее получения сначала нужно открыть категорию С, отработать год по этой категории, и только после этого можно переходить к обучению на СЕ.
Просто заявить о стаже недостаточно. Необходима запись в трудовой книжке. Обучение на вождение грузовика, как и на легковой автомобиль, можно пройти в автошколе. Срок обучения на категорию С составляет около шести месяцев, а на категорию СЕ можно доучиться за месяц при наличии категории С или D.
После завершения курса обучения необходимо сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД. При подаче документов нужно предоставить паспорт, медицинское заключение, свидетельство о прохождении обучения и квитанцию об оплате госпошлины.
Читайте также:
- Типы кузовов легковых и грузовых автомобилей
- Виды и типы мотоциклов: какие бывают и как называются
- Что такое негабаритный груз: размеры, правила и штрафы
- Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать
- День дальнобойщика в России: когда и как отмечают в 2024 году
- Категории транспортных средств по техническому регламенту. Список