Что такое омологация шин и для чего она нужна
Что такое омологация
Омологация шин — это процесс адаптации той или иной модели покрышек к конкретной модели автомобиля. Происходит от греческого homologeo — «договориться». В данном случае подразумевается технический «симбиоз» машины и покрышек, которые будут работать на ней максимально эффективно.
Отметим, что термин обычно используется в автоспорте или применительно к «заряженным» автомобилям. Где производители часто хвалятся не только омологированными шинами, но и в целом гоночными технологиями, ставшими доступными «простым смертным». За нескромную плату, разумеется.
Понять, что резина омологирована для использования на конкретной модели, можно по специальной маркировке на боковине — об этом подробно будет сказано далее.
Как происходит омологация
Разработка омологированных шин выполняется по заказу автомобильного бренда и специально для отдельной модели (или моделей), на которую они будут установлены уже с конвейера. Для этого между производителем транспортного средства и резины заключается договор о сотрудничестве, включающий техзадание на разработку специализированных покрышек. В нем прописываются основные требования к резине — в соответствии с характеристиками автомобиля и его целевым назначением. К таковым относятся предельные скорости, типы покрытия, расчетные нагрузки, эксплуатационные температуры и другие ключевые параметры, предполагаемые для той или иной модели. Так, омологация может выполняться под машины для кольцевых соревнований, дрэг-рейсинга или дрифта. Также существуют процедуры омологации и для «грязных» дисциплин: ралли, песчаные гонки, рок-кроулинг (езда по камням и скалам) и т.п. В соответствии с этим инженеры шинной компании производят омологацию своей наиболее подходящей модели резины под условия техзадания.
Важно отметить, что омологация — это процесс доработки уже существующей модели покрышки, а не разработка новой с чистого листа. Для очень редких автомобилей (типа суперкаров) возможно и штучное производство индивидуальной резины, но к омологации это не относится.
Процесс разработки высокоэффективных омологированных покрышек — процесс небыстрый. Нестандартные условия эксплуатации предъявляют повышенные требования как к качеству продукции, так и процедуре испытаний. Нередко случается так, что омологированная модель для заряженного спорткара встает на конвейер тогда, когда фирма-разработчик уже запустила новое поколение данной покрышки. Тем не менее специальная резина — вещь отчасти имиджевая, поэтому на подобные издержки идут.
Омологация шин: маркировка
Так как мы выяснили, что обсуждаемый процесс является доработкой базовой модели, то и обозначение омологированных шин — это особые отметки к уже имеющимся названиям. На сегодняшний день сформирован устоявшийся список сокращений, которыми обозначают свои модели те или иные автобренды. Таблица с некоторыми индексами омологированных шин приведена ниже.
Бренд | Обозначение омологированных шин |
Alfa Romeo | AR, ARR |
Alpina | ALP |
Aston Martin | A6A, A7A, A8A, AM4, AM8, AM9, AMP, AMS, AMV |
Audi | AO, AO1, AOE, RO1, RO2 |
Bentley | B, B1, BC, BL |
BMW | * |
Dallara | ME2 |
Ferrari | F, F01, F02, F03, F04 |
Ford | FP |
Hyundai | HN, GOE |
Honda | H0 |
Jaguar | J, RS |
Jeep | JP |
Lamborghini | L, L1 |
Land Rover | LR, LR1, LR2, LR3, LR4, LR5 |
Lotus | LS |
Lucid | LM1 |
Maserati | MGT, MGT1 |
McLaren | MC, MC1, MC2, MC-C |
Mercedes | MO, MO1, MOE, MOE-S, MO-P, MO-S, MO-V |
Mini | * |
Nio | I |
Pagani | HP |
Porsche | N0, N1, N2, N3, N4, N5, NA0, NA1, ND0, NE0, NF0 |
Rivian | RIV |
Tesla | T0, T1 |
Volkswagen | + |
Volvo | VOL |
Указанные индексы обычно наносятся после названия модели покрышки. Например, для шин Pirelli P Zero небольшой оттиск «MO» в кружочке после названия будет обозначать омологацию для «заряженного» Mercedes-AMG. При этом базой служит совершенно обычная P Zero, существующая во множестве типоразмеров.
Можно ли использовать неомологированные шины
Да, можно. Даже самая эффективная модель спортивно-гоночной омологированной покрышки, устанавливаемая на конвейере, — лишь заводская рекомендация, а не техническое требование. Другое дело, что, так как разработка велась целенаправленно, с учетом особенностей машины, подобрать замену будет непросто.
Впрочем, стоит учитывать и фактор узкой специализации омологированных шин. В подавляющем большинстве случаев фокус направлен на максимальную эффективность в достижении результата на треке. Действительно, в условиях предельных режимов чисто спортивная модель продемонстрирует отличное время. Но это совсем не значит, что резина окажется верхом совершенства в плане экономичности, уровня шума или устойчивости к истиранию. Более того, скорее всего, в сравнении с обычными универсальными шоссейными покрышками «ненужные» для гонок параметры будут весьма посредственными. Поэтому к вопросу выбора и замены омологированных шин стоит подходить взвешенно, четко понимая, что хочется получить от резины и автомобиля на выходе.
Читайте также: