Пробка на 7 суток: повышение утильсбора вызвало коллапс на границе с КНР
На крупнейших погранпереходах с КНР «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ» возник затор автомобильных грузов, сообщили «Известия» со ссылкой на логистические компании.
Так, сразу несколько логистических компаний заявили о крупных заторах на данном направлении. Из-за образовавшихся пробок время ожидания на границе увеличилось до пяти-семи суток, в то время как в обычных условиях этот процесс занимает от 12 до 24 часов, рассказали изданию в транспортной компании Delko.
Руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic Евгений Дятлов добавил, что заторы на пограничных переходах связаны с увеличением поставок техники из Китая перед ожидаемым повышением ставок утилизационного сбора.
Руководитель отдела логистики компании Shuttle Logistic Владимир Гамазков, в свою очередь, отметил, что рост заторов может привести к нехватке свободного транспорта для перевозок, оборачиваемость которого в районе МАПП увеличилась с одного-двух дней до семи-десяти.
По данным президента Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс») Вадима Филатова, среднее время ожидания в электронной очереди на МАПП «Забайкальск» за месяц возросло до 11 дней.
По информации пресс-службы ФТС, большая часть транспорта скопилась на стороне Китая, тогда как с российского направления пробок нет.
В июле Минпромторг опубликовал для общественного обсуждения проект постановления правительства об увеличении утилизационного сбора. В основу документа легли предложения, представленные отраслевым сообществом, комитетом Госдумы по промышленности и торговле и комитетом Совфеда по экономической политике, говорилось в проекте. Экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы возглавляет глава АвтоВАЗа Максим Соколов, ранее неоднократно выступавший за повышение утильсбора.
В случае принятия документ вступит в силу с 1 октября 2024 года. Согласно проекту постановления, ставка утильсбора для ввозимых нелокализованных в России автомобилей с двигателями от 1 до 2 литров вырастет с нынешних 300 600 руб. до примерно 556 000 руб. В 2025 году ставка составит около 667 000 руб. Итоговый рост составит 70-85% в 2024 году.
Основным лоббистом повышения утилизационного сбора на машины выступает российский АвтоВАЗ. Соколов отмечал, что «китайцы», предлагая российским покупателям большие скидки, «выдавливают» «АвтоВАЗ» в низкомаржинальный сегмент. «Китайцы работают в наиболее маржинальном сегменте рынка, то есть меньшим количеством автомобилей они собирают больше денег. Нас выдавливают вот в этот низкомаржинальный сегмент. <...> Разработок, инноваций в этом сегменте меньше, потому что его надо дешевле продавать — и вот нас туда давят», — заявлял он.
Против роста утильсбора высказалась ассоциация РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры»). Она обратилась с письмом к главе Минпромторга Антону Алиханову, в котором попросила перенести повышение утилизационного сбора на 2025 год.
Утилизационный сбор — единовременный платеж при покупке автомобиля из-за границы за утилизацию транспорта в будущем. Утильсбор ввели в России в сентябре 2012 года. Размер платы определяется исходя из базовой ставки, умноженной на коэффициент, который определяется по виду транспорта с разными массой, возрастом и объемом двигателя. Российским производителям данный сбор полностью возвращается.