Почему руль скрипит при повороте и что с этим делать
Скрип руля при повороте на месте
Для начала рассмотрим происхождение неприятных звуков при вращении руля на месте. Также подобные симптомы возникают на парковке или при движении на узких улицах с минимальными скоростями. Причины могут быть следующие.
Скрипит опорный подшипник при повороте руля
Опорный подшипник — это деталь, выполняющая роль посредника между амортизационной стойкой и кузовом. Именно в «опорник» упирается амортизатор, вращаясь при работе рулем вместе с поворотным кулаком. При износе этой детали может появляться как специфическое «кряхтение», так и ощущаемые на руле подклинивания.
Важно отметить, что если автомобиль имеет двухрычажную переднюю подвеску, то данного «подозреваемого» можно сразу исключить. В таких схемах поворотный кулак не связан с амортизатором. Соответственно, амортизатор не вращается и не нуждается в подшипнике — вместо него установлен обычный упругий буфер. То же самое относится и к задней подвеске любого типа. Одним словом, опорный подшипник может издавать звуки только в случае его наличия: в передней подвеске типа «МакФерсон».
Скрипит рулевая рейка при повороте руля
Здесь причина и вероятные последствия куда более серьезны — как минимум в финансовом плане. Сам по себе скрип рейки на начальной стадии не является чем-то фатальным. Но, как и в случае с любой неисправностью, затягивание с ремонтом обернется ощутимыми тратами.
Если решение проблемы инициировано на ранней стадии, скорее всего, обойдется малой кровью. К большинству популярных конструкций можно найти ремкомплекты (пусть даже неоригинальные), что значительно экономит средства. Правда, вопрос еще стоит в плоскости грамотного ремонта, от которого напрямую зависит дальнейший срок службы. Если же посторонние звуки со стороны рейки упорно игнорировать, износ достигнет критической стадии. После чего узел придется менять в сборе.
Скрип рулевых наконечников или шаровых опор
Неприятные звуки при повороте на месте могут издавать изношенные шаровые соединения. Это рулевые наконечники и опоры рычагов подвески.
Одним из косвенных признаков, указывающих на эти детали, будет снижение интенсивности проявления в сырую погоду. В дождь или после проезда по глубокой луже скрипы могут становиться меньше, а то и вовсе полностью исчезнуть — до момента, пока детали не просохнут и снова не начнут давать о себе знать в полной мере.
Скрип механизма рулевой колонки
Сюда можно отнести как износ (или недостаток смазки) рулевых карданчиков или подшипников рулевого вала, так и банальный скрип пластиковых панелей.
Скрип руля при повороте в движении
В движении природа посторонних звуков сильно отличается от всего вышеперечисленного. Как минимум ввиду того, что во время езды скрип той же рейки или шаровых будет почти неуловим из-за общего шумового фона. Отличаются и источники возникновения скрипяще-свистящих звуков при повороте на скорости. Перечислим две наиболее вероятные причины.
Ступичный подшипник
Данный «пациент» отличается крайне широкой вариативностью проявлений износа. Спектр и условия для возникновения звуков могут быть самыми разными — в зависимости от нагрева, угла поворота, скорости движения и влажности окружающей среды. Что касается симптомов в свете обсуждения, свисты и скрипы при прохождении скоростных поворотов — один из вариантов.
Тормозной суппорт
Как ни странно, иногда прохождение затяжного поворота на скорости может приводить к скрипу колодок. Подобное происходит при сильном загрязнении передних тормозных «машинок», когда направляющие или поршень закисают в посадочных местах. При этом нормальный отвод колодок при отпускании тормоза невозможен, и даже минимальный износ ступичного подшипника будет вызывать перекос оси вращения тормозного диска — с последствиями в виде его трения о колодки и скрипа. Обычно подобное сопровождается неравномерным износом самих колодок.
Профилактика скрипа при повороте руля
Ввиду самых разнообразных причин возникновения звуков, универсальной процедуры профилактики по их предотвращению не существует. Единственный совет, который можно дать, и без того известен: просто следить за машиной. И все равно даже самое качественное и щепетильное обслуживание не спасет автомобиль от естественного износа деталей и узлов. Поэтому самая верная тактика борьбы с поломками — не затягивать с ремонтом после проявления первых симптомов.
Безопасно ли ездить, если скрипит руль при повороте
И снова возвращаемся к вопросу своевременного реагирования. Если непонятные звуки появились вчера, особо не донимают и проявляют себя изредка и фоном, ездить, конечно, можно. Но когда на протяжении полугода машина буквально воет о необходимости обратить на себя внимание, а владелец продолжает игнорировать, то возможно все. Вплоть до сколь комичных, столь же и опасных ситуаций: отделение колеса на ходу (рассыпался ступичный) или саморазбор рулевого наконечника.
Читайте также: