Первый мотоцикл в мире: история, устройство, технические характеристики
История первого мотоцикла
Первый в мире мотоцикл — это Daimler Petroleum Reitwagen («керосиновая повозка для верховой езды Даймлера» в переводе с немецкого), на который инженер Готтлиб Даймлер 29 августа 1885 года оформил патент DRP № 36-423, описывающий «транспортное средство с газовым или нефтяным двигателем».
Строго говоря, Готтлиб Даймлер и его помощник Вильгельм Майбах не собирались становиться «отцами мотоцикла». Им нужен был всего лишь легкий мобильный стенд для испытания второго образца бензинового двигателя внутреннего сгорания (запатентован 3 апреля 1885 года), который изначально разрабатывался для установки на более габаритный экипаж, прообраз автомобиля. Проблема заключалась в том, что одноцилиндровый мотор, за свою форму получивший прозвище «дедушкины напольные часы», на момент создания не имел достаточной мощности, чтобы справиться со своей главной задачей. Потребовалось промежуточное решение, которым и стал Reitwagen.
Его первые испытания провел Пауль, 17-летний сын Готтлиба Даймлера, 18 ноября 1885 года преодолевший несколько километров между Канштаттом, где располагались опытные мастерские Даймлера и Майбаха, и Унтертюркхаймом. Тест-драйв мог закончиться печально: из-за специфической системы воспламенения рабочей смеси, о чем речь впереди, седло Reitwagen, которое находилось прямо над этим устройством, перегревалось и в конце концов даже загорелось.
Позже машину опробовал Вильгельм Майбах. Его вердикт по возвращению был следующим: «Это костедробилка». Странно было бы ожидать иного от Reitwagen, лишенного какой-либо амортизации основных деревянных колес с металлическими ободьями. Но свою миссию испытательного стенда «первый мотоцикл» выполнил, открыв дорогу к созданию Даймлером и Майбахом уже в 1886 году первого четырехколесного самодвижущегося экипажа (представленный годом ранее Карлом Бенцем ходовой образец Patent-Motorwagen, считающийся первым автомобилем в мире, был трициклом).
Собственно, после этого «дитя» оказалось не нужно своим «родителям», и Reitwagen пылился на задворках предприятия в Канштатте, пока не сгорел вместе с ним в 1903 году. Сегодня имеется с десяток ходовых копий Reitwagen, построенных к столетию машины и отличающихся друг от друга как габаритами, так и конструкцией, поскольку исходником служили разные варианты мотоцикла, чья конструкция успела претерпеть определенные изменения. После создания Reitwagen ни Готтлиб Даймлер, ни Вильгельм Майбах никогда больше не возвращались к проектированию мотоциклов.
Но уже в 1894 году немецкая компания Hildebrand & Wolfmüller — первой в мире — начала серийное производство мотоциклов собственной конструкции. Четырьмя годами позже в Англии тем же занялась компания Triumph, еще через год выпуск моторизованной двухколесной техники освоила французская Peugeot, а в 1903 году на свет появился первый Harley-Davidson. Но это уже другая история.
Претенденты на звание первого мотоцикла
Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах стали «отцами» первого в мире мотоцикла поневоле. Да и первенство Reitwagen достаточно условное. По большому счету, эта машина не являлась мотоциклом, поскольку не могла крениться и управляться с помощью наклона седока. Этому препятствовали обеспечивавшие устойчивость дополнительные небольшие колеса по бокам от заднего основного. Так что еще одно название немецкой «повозки для верховой езды», Einspur (одноколейный, нем.), корректным не назовешь.
Сторонники «немецкой теории» изобретения мотоцикла ссылаются на определения, которые содержатся в… Оксфордском словаре английского языка и энциклопедии «Британника». Там мотоциклом именуется двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива нефтепродукты. Но, как видим, Reitwagen не был в полном смысле этого слова двух- и даже трехколесной машиной, а во-вторых, следуя такой логике, придется отказать в праве именоваться мотоциклами новейшим электрическим моделям.
Если же под мотоциклом понимать велосипед, снабженный любым двигателем, то на права «отцовства» могут вполне обоснованно претендовать:
1. Французская компания Michaux-Perraux, создавшая в 1867 году заднеприводный «велосипед с паровым двигателем». В качестве носителя последнего использовался серийный велосипед с металлической рамой, который с 1863-го выпускался заводом Пьера Мишо тиражом более 400 экземпляров в год. Компактный одноцилиндровый двигатель конструкции Луи-Гийома Перро, работавший на парах спирта, оказался достаточно мощным, чтобы в версии 1884 года разгонять уже переднеприводный трицикл почти до 30 км/ч, а запас хода машины составлял, в зависимости от условий, примерно от 50 до 90 км. Перро запатентовал первый образец своего «парового велосипеда» 26 декабря 1869 года.
2. Американец Сильвестр Ховард Ропер своих изобретений не патентовал, но известно, что примерно одновременно с компанией Michaux-Perraux он представил свой «паровой велосипед». В 1884 году его вторая версия получила одноцилиндровый двигатель мощностью порядка 3 л. с.
3. Впервые бензиновый двигатель внутреннего сгорания установил на трицикл в 1884 году итальянский ученый и инженер Энрико Цзено Бернарди. Изначально 121,6-кубовый одноцилиндровый моторчик он спроектировал для швейной машинки своей дочери Пиа, в честь которой назвал и то, что некоторые считают и первым мотоциклом, и первым автомобилем в мире.
Однако лавры изобретателей мотоцикла принято отдавать Готтлибу Даймлеру и Вильгельму Майбаху. Почему? На этот вопрос в подобных случаях принято отвечать фразой «Так исторически сложилось». Можно вспомнить и слова Виктора Гюго: «В мире нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Это в полной мере относится и к истории изобретения мотоцикла.
Устройство и технические характеристики первого мотоцикла
Деревянные рама и колеса Reitwagen на момент его создания уже были архаичными. Изящества машине не добавляло приспособленное для нее седло для верховой езды. «Reitwagen выглядит, как орудие пытки», — напишет наша современница американка Мелисса Холбрук Пирсон, эссеист и большая поклонница мотоциклов. Но экономные решения, использованные при создании носителя, помогли снизить стоимость мобильного испытательного стенда бензинового ДВС.
Это был четырехтактный одноцилиндровый бензиновый мотор воздушного охлаждения рабочим объемом 264 см3 и мощностью 0,5 л. с. при 600 об/мин. За подготовку топливо-воздушной смеси отвечал поплавковый карбюратор конструкции Вильгельма Майбаха. Поскольку электрические системы того времени были далеки от совершенства, двигатель имел не искровую, а калильную систему зажигания. Рабочая смесь, поступавшая в цилиндр через тарельчатые клапаны, на такте сжатия воспламенялась от контакта с предварительно разогретой платиновой трубкой, необходимая температура которой затем поддерживалась за счет сгорания топлива.
С помощью ременной передачи усилие от установленного под сиденьем ДВС передавалось на заднее ведущее колесо. После проведенной зимой 1885–1886 годов модернизации количество передач было увеличено с одной до двух. Первоначальный проект 1884 года предусматривал активацию ременного привода с помощью ручки на руле, которая при повороте в другую сторону задействовала тормоза. Однако на рабочем образце от сложной системы с составными рулевыми тягами, снабженными зубчатой передачей, отказались в пользу обычного велосипедного руля, тогда как переключение передач осуществлялось соответствующим рычагом.
Масса Reitwagen составляла около 90 кг, а максимальная скорость порядка 11-12 км/ч.
Технические характеристики Reitwagen | |
Длина, мм | 1680 |
Ширина, мм | 610 |
Высота, мм | 1040 |
База, мм | 1030 |
Тип двигателя | Бензиновый одноцилиндровый карбюраторный |
Рабочий объем двигателя, см3 | 264 |
Мощность, л. с. (об/мин) | 0,5 (600) |
Объем топливного бака, л | 2 |
Вес мотоцикла, кг | 90 |
Максимальная скорость, км/ч | ≈12 |
Читайте также:
Виды и типы мотоциклов: какие бывают и как называются
Права на мотоцикл: что надо знать для получения категории «А»