Штраф с камер за ОСАГО и повышение лимита: что думают водители
Россияне в целом положительно относятся к идее штрафовать при помощи камер нарушителей без ОСАГО. При этом водителей, которые ездят без полисов, поддерживает абсолютное меньшинство.
«Автогражданку» ждут серьезные изменения. С большой долей вероятности будет принято решение о том, что камеры фото- и видеофиксации начнут штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО. Вместе с этим власти хотят повысить лимит выплат по Европротоколу — Госдума в первом чтении уже одобрила это нововведение. РБК провел опрос с целью выяснить, как водители относятся к изменениям в сфере ОСАГО.
«Короткий» полис и регистрация без ОСАГО
Оказалось, что большинство водителей позитивно относятся к введению краткосрочных полисов (это решение поддерживают почти 58% опрошенных) и к возможности регистрировать автомобиль в ГИБДД без предъявления действующего полиса ОСАГО.
Согласно опросу, 48,7% водителей уверены, что благодаря этому решению будет упрощена процедура постановки автомобиля на учет в ГИБДД. А еще 27,6% считают, что проще станет и сам процесс покупки/продажи автомобиля. Напомним, что с 1 марта 2025 года при регистрации автомобиля полис ОСАГО будет необязательным.
Но одновременно с этим значительная часть водителей (38,3%) предположили, что после того, как ОСАГО станет необязательным при регистрации автомобиля, вырастет число автомобилистов, которые вообще не покупают страховку.
Главная проблема
Проблема отсутствия полисов ОСАГО стоит в России остро. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2023 году 8,3% автомобилей в России передвигались по дорогам без страховки. При этом есть регионы, где ситуация по-настоящему критическая. Например, в Ингушетии доля водителей без ОСАГО в 2023 году составила 77,8%, в Чечне — 60,7%, в Северной Осетии — Алании — 38,5%, а в Дагестане — 34,4%.
Эта ситуация не нравится как представителям страховых компаний, так и водителям. Согласно опросу, 71% автомобилистов отрицательно относятся к тому, что по дорогам ездят водители без «автогражданки».
«Сейчас пострадавшему зачастую приходится судиться с виновником ДТП, если его ответственность не была застрахована. А значит, тратить время, силы и нести финансовые издержки. Плюс не всегда, к сожалению, это приводит к ожидаемому результату — например, если виновник оказывается неплатежеспособным», — рассказал Autonews.ru президент РСА Евгений Уфимцев.
Лишь 6,8% опрошенных к водителям без ОСАГО относятся положительно. Интересно, что максимальная доля (13%) поддерживающих нарушителей проживает в Северо-Кавказском федеральном округе, где как раз и фиксируются основные проблемы с приобретением полиса.
Камеры должны помочь
В настоящий момент согласно статье 12.37 КоАП штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет 800 руб. Однако получают его редко — сейчас проверить наличие страховки может только сотрудник ГИБДД при остановке машины. А учитывая, что инспекторов на дорогах в последние годы становится все меньше и меньше, некоторые водители перестали покупать полисы — им проще иногда платить штраф.
Поэтому РСА, Центробанк и ГИБДД давно говорят, что отсутствие ОСАГО нужно фиксировать при помощи дорожных камер. И сейчас практически все для этого готово, необходимо только принять соответствующую поправку в КоАП.
«При подготовке поправок в КоАП о проверке наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер надо учесть, что речь идет о так называемом длящемся нарушении. Предполагается, что штраф за отсутствие полиса будет приходить не более одного раза в сутки. Надеюсь, эту поправку смогут принять в осенней сессии. Важно как можно скорее запустить этот механизм, так как это поможет ускорить процесс оформления ДТП. Сейчас, если у второго участника аварии нет «автогражданки», нельзя оформить европротокол, приходится ждать сотрудников Госавтоинспекции», — пояснил Евгений Уфимцев.
Российские водители в основном поддерживают идею штрафовать нарушителей за отсутствие ОСАГО при помощи дорожных камер. 53% опрошенных положительно относятся к этой инициативе. Хотя, разумеется, много и недовольных — 22,9% не хотят, чтобы камеры контролировали еще и наличие страховки.
«Организационно к запуску проверки наличия полиса ОСАГО по камерам все готово. Необходимо ускорить запуск этого процесса. Практика показывает, что не покупают полисы ОСАГО обычно самые аварийные автовладельцы», — подчеркнул Уфимцев.
Интересно, что 41,5% опрошенных уверены, что действующий штраф 800 руб. за отсутствие ОСАГО уже не является достаточным для водителей.
Чтобы не бояться
Еще одно изменение, которое активно обсуждается в 2024 году, — это увеличение лимита выплат по Европротоколу. Сейчас, если у водителей есть разногласия в обстоятельствах ДТП, они могут оформить аварию без вызова инспектора, но лимит ответственности в этом случае будет лишь 100 тыс. руб. Такую же сумму можно получить и когда водители оформили документы, но не сделали необходимых фотографий с места ДТП.
Законопроект, который уже был одобрен Госдумой в первом чтении, расширяет этот лимит до 200 тыс. руб. И опрос показал, что две трети водителей поддерживают эту инициативу. А три респондента из четырех уверены, что подобная мера позволит увеличить количество регистрации аварий, которые оформляются без вызова инспекторов.
А ведь в последнее время доля водителей, которые оформляют аварии по Европротоколу, стало снижаться. Если в 2021 году 40% ДТП фиксировались без участия полицейских, то в прошлом году речь шла лишь о 34% случаев. Одной из главных причин этого может быть опасение некорректной оценки стоимости ущерба. Проще говоря, водители боятся, что им не хватит денег на ремонт (справка: средняя выплата по ОСАГО в июне 2024 года составила 99 897 руб.)