Статьи, 21 авг, 09:00

Что такое датчик Холла и как его проверить: инструкция

В современных автомобилях для мониторинга различных систем и управления ими широко используются датчики Холла. Что собой представляет это устройство и как проверить его исправность?
Читать в полной версии
Фото: Aleks198 / Shutterstock / FOTODOM

Содержание:

Что это

Принцип работы

Признаки неисправности

Проверка

Замена

Что такое датчик Холла

Датчик Холла — это твердотельный радиоэлемент, который используется в автомобилях для бесконтактного определения положения различных движущихся компонентов конструкции и скорости их перемещения. К таким компонентам относятся:

● коленчатый вал ДВС;

● распредвал ДВС;

● прерыватель-распределитель в системе зажигания карбюраторных и ранних инжекторных бензиновых ДВС;

● валы автоматической коробки передач;

● педаль газа;

● педаль тормоза;

● рулевой вал;

● колеса автомобилей с системой АБС.

Данные, полученные с помощью датчиков Холла, используются электронными блоками управления для обеспечения корректной работы соответствующих систем автомобиля. Сегодня это относится и к «умным» ассистентам водителя, включая системы автономного вождения, в которых датчики Холла помогают, например, определить положение руля и приближение к транспортным средствам.

Устройство названо в честь работавшего в Гарвардском университете американского физика Эдвина Герберта Холла, который в 1879 году открыл эффект генерации напряжения на краях полупроводниковой пластины при изменении магнитного поля. Начало практического применения датчиков Холла в автомобилестроении датируется серединой ХХ века, когда было освоено промышленное производство полупроводниковых пленок с требуемыми характеристиками.

С появлением новых материалов конструкция этих датчиков совершенствовалась, что позволило создать более миниатюрные устройства с лучшей точностью измерений и повышенной устойчивостью к воздействию экстремальных температур, вибраций, химических веществ.

Принцип работы датчика Холла

Фото: ilmarinfoto / Shutterstock / FOTODOM

Датчик Холла обнаруживает магнитные поля и их изменение, реагируя на это генерацией электрического напряжения, прямо пропорционального силе магнитного поля, которое воздействует на датчик.

В автомобильной технике используют цифровые датчики Холла, срабатывающие в момент, когда интенсивность магнитного поля достигла определенной величины. В случае с вращающимися элементами конструкции автомобиля принципиальная схема действия магнитного датчика Холла выглядит следующим образом:

  • датчик Холла;
  • постоянный электромагнит;
  • находящееся в непосредственной близости от датчика зубчатое колесо на вращающемся валу.

При прохождении зуба рядом с датчиком окружающее магнитное поле меняется, что вызывает усиление или понижение выходного сигнала датчика. Такие колебания позволяют рассчитать частоту вращения вала.

Для обеспечения точности и надежности измерений применяются специальные усилители и фильтры, которые минимизируют электромагнитные помехи, связанные с работой других бортовых систем автомобиля.

По конструкции различают следующие датчики Холла:

● Щелевые. В этом случае пластина на валу перемещается в специальной прорези на магнитопроводе. Такие датчики, как правило, устанавливаются в прерывателях-распределителях зажигания;

● Торцевые. Размещаются в непосредственной близости от инициирующей пластины. Используются для определения положения движущихся элементов конструкции автомобиля.

Признаки неисправности датчика Холла

Отсутствие физического контакта при выполнении измерений делает датчики Холла достаточно надежным устройством, но и оно может выйти из строя или работать некорректно вследствие:

  • загрязнения;
  • пробоя проводки датчика высоким напряжением, в случае если она располагается рядом с изношенным высоковольтным контуром;
  • окисления клемм датчика.

Результатом этого может стать:

● неустойчивая работа двигателя;

● резкое увеличение расхода бензина;

● невозможность запуска двигателя;

● невозможность переключения диапазонов автоматической коробки передач;

● некорректная работа АБС и связанной с ней системы стабилизации;

● некорректная работа системы контроля рядности движения и пр.

При возникновении таких неисправностей, сняв клеммы аккумулятора, следует очистить датчик и его клеммы растворителем. Если это не дало результатов, необходимо удостовериться в исправности датчика.

Как проверить датчик Холла

Фото: Standret / Shutterstock / FOTODOM

Проверить работоспособность датчика Холла в прерывателе-распределителе зажигания можно следующими простейшими способами:

● Заменить на взятый взаймы исправный датчик от аналогичной модели. Если проблемы исчезли, снятый датчик подлежит замене.

● Имитировать наличие датчика. Снять с прерывателя-распределителя трехштекерную колодку. Включить зажигание и куском провода соединить выходы 3-го и 6-го коммутатора. Если при этом появится искра, датчик Холла подлежит замене.

● С помощью мультиметра, работающего в режиме измерения напряжения постоянного тока с диапазоном 20 В. При исправном датчике на выходе датчика прибор должен показать напряжение в диапазоне 0,4–11 В.

● С помощью тестера из проводов, светодиода и резистора с сопротивлением в 1 кОм. Снять крышку прерывателя-распределителя, отключить штекерную коробку, подключить провода тестера к ее плюсовой и минусовой клемме и включить зажигание. Если при этом светодиод загорится, выбрана правильная полярность. Если нет — поменять местами провода тестера на клеммах. Затем, оставив один провод тестера на плюсовой клемме, второй подключить к остававшейся свободной клемме штекерной коробки. Стартером прокрутить распредвал. Если светодиод при этом не мигает, датчик Холла подлежит замене.

Замена датчика Холла

Замена датчика Холла в прерывателе-распределителе зажигания моделей ВАЗ 2108, 2109, 21099 производится следующим образом:

  • Пометить расположение прерывателя на двигателе.
  • Отсоединить от прерывателя высоковольтные провода, колодку проводов на датчик Холла и трубку вакуумного регулятора.
  • Ключом на «10» открутить гайки крепления распределителя и снять его.
  • Отвернув винты крепления, снять крышку прерывателя.
  • Снять «бегунок» (распределитель зажигания) с оси.
  • Снять защитный экран.
  • Отвернув винт крепления, отсоединить от корпуса прерывателя колодку проводов.
  • Используя шило или шлицевую отвертку с тонким жалом, снять стопорную шайбу тяги вакуумного регулятора.
  • Открутив винты крепления к корпусу прерывателя, снять вакуумный регулятор.
  • Открутив винты крепления, снять опорную пластину с закрепленным на ней датчиком Холла.
  • Открутив винты крепления, демонтировать датчик Холла.
  • Установить новый датчик Холла и произвести сборку прерывателя в обратной последовательности.
  • Установить прерыватель на двигатель, используя сделанные ранее метки.
  • Проверить работу двигателя.

Читайте также:

Почему не работает спидометр и как это исправить

Что такое система старт-стоп, для чего она нужна и как ее отключить

Почему дергается машина при разгоне: 5 причин с разъяснениями

Перегрев двигателя: почему греется и что с этим делать