Утилизационный сбор, 08 авг, 13:43

Дилеры Lada направили письмо Мишустину в поддержку повышения утильсбора

Много импортных машин поступает без надлежащей долгосрочной гарантии, а более 2/3 рынка контролируют импортеры, из которых множество заинтересованы лишь быстро продать без инвестиций в инфраструктуру, заявила МАД
Читать в полной версии
Фото: Autonews.ru

Международная ассоциация дилеров (МАД) обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину, заявив о поддержке инициативы об индексации утилизационного сбора на автомобили, сообщили «Известия» со ссылкой на письмо МАД.

МАД — объединение официальных дилеров LADA. Международной организация стала, так как в ней участвовали дилеры из Украины, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Молдавии. Сейчас в ассоциации 213 членов из разных российских регионов.

В МАД мотивировали свою поддержку индексации утилизационного сбора развитием в России «серого» импорта автомобилей. Они поступают в страну без надлежащей долгосрочной гарантии, технической документации, обеспечения качественного сервиса и стабильных поставок запчастей, заявили в ассоциации.

В результате покупатели «оказываются ущемленными в своих законных правах, не получая ни долгосрочного и качественного технического обслуживания, ни достаточных гарантий безопасности и юридической чистоты приобретаемого автомобиля», написали представители ассоциации.

Также, по мнению МАД, наносится удар по конкурентоспособности официальных дилеров, «которые в течение многих лет инвестировали значительные средства в свои салоны, техцентры, оборудование, программное обеспечение и обучение персонала, а также добросовестно уплачивали в бюджет все налоги и сборы».

Ранее другая ассоциация РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») обратилась с письмом к главе Минпромторга Антону Алиханову, в котором попросила перенести повышение утилизационного сбора на 2025 год.

РОАД представляет интересы свыше 1,6 тыс. дилерских центров, сообщается на ее сайте. На долю компаний, входящих в ассоциацию, приходится более 70% продаж новых автомобилей.

РОАД в письме отмечали, что перед повышением утильсбора необходимо составить перечень автомобилей, спецтехники и прицепов, которые не производят в России. Кроме того, организация отметила, что в России следует нарастить механизмы поддержки автопрома. В частности, возобновить госпрограмму утилизации (скидка на новый автомобиль в обмен на сдачу старого в утиль).

Также РОАД предложила синхронизировать план повышения утилизационного сбора со стратегией развития автопрома до 2035 года.

В РОАД также подсчитали, что в случае принятия проекта по поэтапному повышению утильсбора цены на машины к 2030 году вырастут в два раза и позволить себе автомобили смогут лишь 5–7% россиян.

В июле Минпромторг опубликовал для общественного обсуждения проект постановления правительства об увеличении утилизационного сбора. В основу документа легли предложения, представленные отраслевым сообществом, комитетом Госдумы по промышленности и торговле и комитетом Совфеда по экономической политике, говорилось в проекте. Экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы возглавляет глава АвтоВАЗа Максим Соколов, ранее неоднократно выступавший за повышение утильсбора.

В случае принятия документ вступит в силу с 1 октября 2024 года. Согласно проекту постановления, ставка утильсбора для ввозимых нелокализованных в России автомобилей с двигателями от 1 до 2 литров вырастет с нынешних 300 600 руб. до примерно 556 000 руб. В 2025 году ставка составит около 667 000 руб. Итоговый рост составит 70-85% в 2024 году.

Основным лоббистом повышения утилизационного сбора на машины выступает российский АвтоВАЗ. Соколов отмечал, что «китайцы», предлагая российским покупателям большие скидки, «выдавливают» «АвтоВАЗ» в низкомаржинальный сегмент. «Китайцы работают в наиболее маржинальном сегменте рынка, то есть меньшим количеством автомобилей они собирают больше денег. Нас выдавливают вот в этот низкомаржинальный сегмент. <...> Разработок, инноваций в этом сегменте меньше, потому что его надо дешевле продавать — и вот нас туда давят», — заявлял он.

Утилизационный сбор — единовременный платеж при покупке автомобиля из-за границы за утилизацию транспорта в будущем. Утильсбор ввели в России в сентябре 2012 года. Размер платы определяется исходя из базовой ставки, умноженной на коэффициент, который определяется по виду транспорта с разными массой, возрастом и объемом двигателя. Российским производителям данный сбор полностью возвращается.