Машины из параллельного импорта подорожали: когда и как можно сэкономить
Согласно подсчетам Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в июле в России продали 138 951 легковых и легких коммерческих автомобилей, из которых всего 15 734 единицы — машины, ввезенные в страну по альтернативным каналам. Долю такой техники в суммарных продажах уже можно считать несущественной. По прогнозам экспертов, она и дальше продолжит снижаться. Председатель Комитета автопроизводителей Алексей Калицев отметил, что российский авторынок вновь стал рынком официальных импортеров и производителей.
Почему снижаются объемы параллельного импорта
С 1 апреля к цене машин, ввезенных по параллельному импорту, приходится прибавлять как минимум 306 тыс. руб. (за автомобиль с мотором до 2,0 л) и от 845 тыс. руб. для автомобилей с более мощным мотором. Прежде «серые» дилеры могли купить автомобиль, ввезенный из Китая или Кореи, у гражданина дружественных стран (к примеру, Киргизии и Казахстана), а затем снова продать его с оформлением на нового собственника. С введением новых правил таможенного оформления сотни тысяч рублей приходится платить в любом случае — эта сумма включается в конечную стоимость реализуемой машины. Это, в свою очередь, снижает маржинальность бизнеса и практически выравнивает стоимость «серых» и «белых» машин на российском авторынке.
Сужению параллельного импорта поспособствовал и введенный с 1 августа 2023 года повышенный утилизационный сбор. Многие модели утратили актуальность с точки зрения параллельных поставок. По словам блогера и автоэксперта Елены Лисовской, к цене машин вроде Kia Sportage, K5, Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Expander и Expander Cross пришлось прибавлять сразу 845 тыс. руб. из-за «невыгодного» объема мотора.
С 29 октября 2023 года изменились правила уплаты утилизационного сбора на автомобили. Тогда вступило в силу постановление правительства от 17.10.2023 № 1722 «О внесении изменений в постановление правительства от 26 декабря 2023 г. № 1291». Документ конкретизирует условия, которые должны соблюдаться в отношении транспортных средств, ввозимых физическим лицом для личного пользования. Льготы для частных лиц в отношении автомобилей с объемом двигателя до 3,0 л с уплатой минимального платежа в размере 3,4 тыс. руб. сохранились лишь в случае неперепродажи машины ранее чем через 12 месяцев после ввоза.
С 1 августа 2023 года ставки утильсбора для импортных машин существенно выросли. За каждый автомобиль с объемом двигателя от 2,0 до 3,0 литров при ввозе оформителю приходится платить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литра — 970 тыс. руб., более 3,5 литра — 1,25 млн руб.
Можно ли сэкономить
С введением новых правил начисления таможенных сборов и повышением утилизационного сбора цены на официальные автомобили и экземпляры, попавшие в страну в рамках параллельного импорта, начали выравниваться. Наиболее показательными в этом плане являются машины премиальной китайской марки Voyah. Купить гибриды и электрокары данного бренда сегодня можно как у официальных дилеров, так и у «серых» поставщиков, но цена разнится уже далеко не так сильно, как ранее.
Прежде разница в цене на официальные и неофициальные Voyah в ряде случаев превышала 4 млн руб. К примеру, по параллельному импорту модель Voyah Free предлагали за 4,4 млн руб. Дилеры же предлагали автомобили минимум за 7,8 млн руб. — с учетом скидок для важных клиентов.
Теперь о миллионах приходится говорить только в случаях с топовыми моделями. По кроссоверам Voyah цены отличаются на сотни тысяч. Но экономия по факту может оказаться мнимой. Редакция Autonews.ru изучила предложения у официальных и неофициальных дилеров и пришла к интересным выводам.
Модель | Цена у офиц. дилера, руб. | Цена у «серого» дилера, руб. | Разница, руб. |
Voyah Free EVR | 5 500 000 | 4 900 000 — 5 350 000 | 150 000 — 600 000 |
Voyah Dream PHEV | 10 290 000 | 6 466 000 — 7 614 000 | 2 676 000 — 3 834 000 |
Voyah Passion | 8 490 000 | 5 200 000 — 6 100 000 | 2 390 000 — 3 290 000 |
Voyah Passion Long Range | 9 790 000 | 6 990 000 | 2 800 000 |
M-Hero |
15 990 000 |
12 900 000 | 3 090 000 |
Покупая автомобиль марки Voyah у официальных дилеров, клиенты вправе рассчитывать на гарантию в 100 000 км или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше). Кроме того, такая сделка гарантирует, что автомобиль прошел таможенное оформление и что утилизационный сбор действительно уплачен.
«Серые» импортеры, в том числе торгующие через неавторизованный салон, гарантии на машину не предоставляют. Вернее, она идет как отдельный страховой продукт, за который нужно платить. К примеру, в компании E.N.Cars, куда мы обратились под видом покупателя, речь идет о сумме от 50 тыс. руб. до 3% от цены автомобиля на год (а это в ряде случаев — уже сотни тысяч). Не стоит забывать и о том, что при покупке машины на юрлицо приходится доплачивать к цене еще и НДС в размере 20% (для сравнения, у официалов НДС уже включен). При поставке свежих машин под заказ возникают дополнительные риски, связанные с транспортировкой и сроками ожидания. При этом размер предоплаты начинается от 50% конечной цены.
Есть и еще один важный момент, о котором стоит помнить. Приобретение машины Voyah в официальном дилерском центре марки предполагает всевозможные скидочные программы и бонусы от производителя. Речь не только про Trade-In и автокредитование. К примеру, заказав модель Voyah EVR Sport Edition у официалов со 100-процентной предоплатой, можно получить скидку 900 000 руб. При сдаче старой машины и кредитовании речь идет уже в среднем о полутора миллионах.
Как выяснила редакция Autonews, разница в цене между официальными и неофициальными машинами пока действительно есть. Но существенной она становится лишь при покупке действительно дорогого и в своем роде уникального автомобиля с ценником от 4–5 млн руб. и выше. В случае с Voyah Free разница минимальна.
Более дорогие модели сравнивать «в лоб» вообще не всегда возможно. В «серой» продаже осталось много Voyah 2023 и даже 2022 годов, ввезенных в страну до повышения утильсбора и ужесточения правил таможенного оформления. В этом и кроется секрет их относительной дешевизны. Львиная доля машин, представленных в продаже, уже имеет небольшой пробег, поэтому сравнить их с новыми Voyah из официального салона невозможно. Официалы при этом не прочь пойти на крупные уступки. К примеру, рекомендованная розничная цена M-Hero на российском сайте Voyah — 15 990 000 рублей, однако дилеры готовы отдать внедорожник и за 13,5–14 млн руб., о чем свидетельствуют их объявления, размещенные на популярных интернет-площадках.
У кого покупать
В большинстве случаев разница в стоимости между «серыми» и «белыми» автомобилями теперь действительно невелика. В беседе с Autonews блогер Алексей Жутиков посоветовал покупателям ориентироваться не столько на саму цену, сколько на свою внутреннюю свободу. При наличии официального представительства марки имеет смысл выбрать машину у дилера. Но нередко и «серый» автомобиль можно поставить на официальную гарантию. Обслуживание и ремонт машин в конечном счете осуществляется в одних и тех же сервисах. История с ожиданием запчастей и автокредитованием и вовсе мало чем отличается.
Стоит помнить при покупке «серого» экземпляра и о том, что он в любой момент может оказаться «вне закона» и подвергнуться блокировке. До поставки таких автомобилей в Россию их приходится регистрировать в Китае на физическое лицо с применением местной сим-карты, а в России — прибегать к ухищрениям, чтобы заставить машину полноценно служить уже новому собственнику в стране, куда автомобиль никогда не должен был попасть. Настройки мастер-аккаунта в любой момент могут быть сброшены, а часть функций — перестать работать.
Что дальше
Дальнейшая судьба параллельного импорта автомобилей в России во многом зависит от того, будет ли с октября вновь повышен утилизационный сбор. Уже подготовлен проект постановления, предусматривающий радикальный пересмотр ставок со стартовым увеличением на 70–80%. Это может привести к росту цен уже в августе и к созданию своеобразного «железного занавеса» для поставок автомобилей из Китая.
Проект поэтапного повышения утильсбора вызвал беспокойство среди автомобильных дилеров. В ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) подсчитали, что к 2030 году приобрести новую машину смогут лишь 5–7% россиян, а копить на автомобиль придется всю жизнь. Организация обратилась в Минпромторг и Минфин с просьбой пояснить, кому, каким образом и в каком объеме направляются средства для компенсации утильсбора, который планируется и дальше планомерно увеличивать.
В беседе с Autonews.ru вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр пояснил, что с повышением утилизационного сбора параллельный импорт полностью не исчезнет, но по ценам «серые» и «белые» машины будут идти буквально ноздря в ноздрю. По параллельным каналам есть возможность поставлять более богато оснащенные машины, а козыри официалов — полноценная гарантия и сервис.
«К большому сожалению, я вижу сокращающееся количество покупателей. И, несмотря на то, что нет гарантии и что машины нередко приходят к нам «косыми» и проблемными, даже 300–400 тыс. руб. будут достаточно весомым аргументом в пользу «серой» техники», — резюмировал эксперт.
Материалы по теме:
Эксперты спрогнозировали рост цен на машины после повышения утильсбора
Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения
Дилеры предложили возобновить программу утилизации автохлама
При покупке нового автомобиля появился риск уплаты повышенного утильсбора