Рост цен и падение продаж. Чем повышение ставки ЦБ грозит авторынку
Банк России впервые за семь месяцев повысил ключевую ставку — с 16 до 18% годовых. Такое решение было принято на фоне ускорения инфляции, темпы которой существенно выше апрельского прогноза ЦБ. Autonews.ru обратился к автодилерам и экспертам, чтобы узнать, как эти изменения повлияют на стоимость машин, что будет с кредитами и оставят ли продавцы скидки.
Как подорожают автокредиты?
Автоэксперт и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев считает, что повышение ключевой ставки неминуемо приведет к росту стоимости автокредитов и самих машин. Эксперт назвал ситуацию «очень плохой историей». По его мнению, на этом фоне часть потенциальных клиентов, которые могли бы взять кредиты, в итоге откажутся от них и, как следствие, от покупки автомобиля.
При этом Мосеев напомнил, что в прошлом году повышение ставки не испугало покупателей и буквально через два месяца авторынок в стране стабилизировался. «Поэтому говорить о том, что это фатально скажется на числе выданных автокредитов, не стоит», — подчеркнул эксперт.
Аналогичную точку зрения высказал и представитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, в первую очередь повышение ставки болезненно ударит по автокредитованию и ситуации на рынке в целом. Эксперт напомнил, что основные продажи в России сейчас приходятся на кредитные средства.
«Это связано с тем, что, во-первых, дилерам всегда выгодно получить 9% комиссии за оформление кредита. При продаже машины за наличку продавец получит только 4% от стоимости модели. Вторая причина — отсутствие у отечественных клиентов наличных ресурсов для покупки нового автомобиля без кредитного плеча», — заметил он.
При этом Шапарин считает, что нынешние кредитные ставки и так находятся на очень высоком уровне и условные 2% сверху уже сильно ничего не поменяют в сложившейся ситуации.
«У нас люди без проблем берут кредиты под 25–27%, поэтому этот рост на два пункта их точно не остановит», — резюмировал он.
Похожие цифры озвучили и в пресс-службе ГК «Автодом». Там считают, что увеличение ключевой ставки с текущего уровня до 18% приведет к удорожанию автокредитов в среднем на 2–2,5%. В компании напомнили, что в июне 2024 года средние ставки по кредитам на новые авто составляли 16–17% годовых, на автомобили с пробегом — 20–22% годовых.
«Потенциальным покупателям стоит ожидать удорожания автокредитов — ставки по ним увеличатся в соответствии с повышением ключевой ставки. Это также коснется и других инструментов: ипотеки и потребительских кредитов», — предупредили в пресс-службе.
Негативную оценку повышению ключевой ставки дали и в пресс-службе дилерской компании «Ключ Авто». Там считают, что такой финансовый маневр, безусловно, приведет к подорожанию кредитных продуктов для потенциальных клиентов. Также в компании ожидают роста цен на хранение автомобилей на складах дилера и прочие накладные затраты.
Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф» Николай Иванов высказал 100-процентную уверенность в скором подорожании кредитов на фоне повышения ключевой ставки. По его словам, это коснется и корпоративного кредитования.
Падение продаж
Еще одно последствие увеличения ключевой ставки — рост ставок по депозитам. По словам Мосеева, часть людей предпочтут, вместо того чтобы купить автомобиль, положить деньги на депозит, и это отрицательно скажется на продажах как новых моделей, так и машин с пробегом.
«Если сложить все это, фактор повышения ставки в целом негативный, но не глобально-критический. По крайней мере, большинство экспертов считают, что второе полугодие по отношению к первому (по продажам автомобилей. — Autonews.ru) будет максимум на 10% ниже. И соответственно, в любом случае мы продадим 1,3 млн автомобилей, что существенно больше, чем в прошлом году. А вот в следующем будет существенно тяжелее, потому что «отыграет» история с повышением цен после роста утильсбора. И наслоится высокая ставка», — говорит Мосеев.
Заместитель гендиректора АГ «Авилон» Ренат Тюктеев в беседе с корреспондентом Autonews.ru также заявил, что высокая ключевая ставка ЦБ сегодня является одним из основных триггеров, влияющих на продажи новых автомобилей. По словам эксперта, ее повышение усложнит работу с кредитными сделками, где доля в китайских марках достигает 80%, увеличит расходы дилеров на стоки выкупленных автомобилей.
«При таком сценарии рынку будет сложнее расти и реализовывать накопленный потенциал. Кроме того, еще одним ударом по кредитным сделкам можно считать ужесточение требований к заемщикам», — заметил он.
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» уточнили, что полная стоимость автокредитов вырастет лишь через несколько недель, что спровоцирует временный рост спроса на автомобили, так как потенциальные покупатели постараются заключить сделку с банком на более выгодных условиях уже сейчас.
«Размер ключевой ставки напрямую не влияет на стоимость автомобилей, поэтому резкого падения уровня продаж в массовом сегменте к концу 2024 года не будет», — поделился прогнозом представитель компании.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин озвучил более негативный прогноз. По его данным, в России более 50% машин продавалось в кредит, но из-за повышения ставки и, соответственно, удорожания кредитов количество сделок снизится.
«Добавьте к этому ужесточение условий к заемщикам, и можно говорить о снижении количества продаж до 20%. Это все повлияет на результаты работы не только китайских брендов, но и наших отечественных производителей», — сообщил эксперт.
Причем, по его словам, более серьезное падение продаж ожидает рынок поддержанных машин. Спрос на автомобили с пробегом может упасть сразу на 25%.
Что будет с ценами на машины?
Как считает Тюктеев, все эти факторы плюс возможный рост ставок утильсбора подтолкнут цены на новые автомобили вверх. По его прогнозу, основной период роста цен — осень этого года, в среднем они вырастут на 200 тыс. руб.
Похожее мнение высказали в пресс-службе дилерской компании «Ключ Авто». В фирме подчеркнули, что повышение ключевой ставки однозначно приведет к росту цен на новые автомобили. Причем корректировка прайс-листов затронет все машины независимо от страны их производства.
«Чем выше ключевая ставка, тем выше минимальный процент, под который Банк России выдает кредиты коммерческим банкам, следовательно, тем дороже стоят деньги», — пояснили в «Ключ Авто».
Подорожают кредитные продукты для потенциальных клиентов, услуги хранения автомобилей на складах дилеров, вырастут прочие накладные затраты.
По словам руководителя отдела развития комиссионных продуктов ГК «Альфа-Лизинг» Максима Давиденко, ожидание повышения ставки блуждало по рынку уже почти месяц, в результате игроки отрасли предварительно выстроили планы относительно индексации цен. Эксперт высказал предположение, что цены будут повышаться, но постепенно. При этом имеются и противовесные факторы, которые будут сдерживать резкий рост цен — это стагнация динамики продаж автомобилей ввиду сокращения спроса (из-за его насыщения и удорожания кредитов). Одновременно производители будут стремиться достичь поставленных в этом году амбициозных планов.
«Возможно небольшое подорожание, в районе 5–7%, автомобилей», — заключил Давиденко.
Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф» Николай Иванов ожидает роста затрат на финансирование складов. Он подчеркнул, что это в итоге отразится на стоимости товара.
«Завтра машины, понятно, не подорожают. Это все-таки история инертная, и всегда будут смотреть на соотношение спроса и предложения, выполнение внутренних и внешних планов от дистрибьютора. Это будет сумма определенных факторов», — предположил топ-менеджер.
Останутся ли скидки?
В свою очередь, глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что повышение ключевой ставки не должно критично сказаться на самой стоимости машин. Он подчеркнул, что прямой зависимости тут нет.
«На динамику цен в первую очередь оказывают влияние такие факторы, как курс рубля и изменение условий ввоза. Сейчас это ожидание существенного повышения ставок утилизационного сбора и сложности с проведением платежей в Китай, которые усложняют и удорожают логистику. Хотя запасов новых автомобилей у дилеров пока достаточно много. По-прежнему есть и широкий выбор, и неплохие скидки», — объяснил эксперт.
С аналитиком полностью согласились и в пресс-службе ГК «Автодом». Там роста цен на автомобили не ожидают и уверены, что дилеры по-прежнему будут предлагать машины со скидками и другими привилегиями.
«На стоимость автомобилей влияют другие факторы: курс национальной валюты, акцизы и налоги. Порядка трети в стоимости автомобиля — это цена доставки авто из-за рубежа и обязательные платежи государству», — пояснили в компании.
Олег Мосеев при этом напомнил, что повышение ключевой ставки также влияет на рост стоимости содержания стоков у дилеров, поэтому продавцы чаще принимают меры, чтобы быстрее продать машины.
«Это могут быть акции, скидки, то есть то, что будет выгодно для клиента, покупающего автомобиль», — рассказал эксперт.