Ремонт автомобилей, 29 июл, 13:10

Не держит ручник: причины, и что делать, если не работает ручной тормоз

Несмотря на второстепенную роль стояночной тормозной системы, в некоторых ситуациях она необходима. Autonews объясняет, как ее продиагностировать и устранить типичные неисправности
Читать в полной версии
Фото: lzf / Shutterstock / FOTODOM
  1. Почему ручник не держит
  2. Как обнаружить неисправность ручника
  3. Что делать, если ручник не держит

«Ручником» традиционно называют стояночный тормоз. В отличие от рабочей тормозной системы, стояночная может быть задействована только после остановки машины (раллийные и дрифт-приемы не рассматриваем). На сегодняшний день механический привод — тросиком от рычага в салоне — повально заменяется электрическим, где по нажатию кнопки задействуются сервомоторы в суппортах. Тем не менее, в нашей стране подавляющее большинство машин все еще оборудовано классической схемой. Именно ее мы и будем рассматривать в данном материале.

Почему ручник не держит

Ввиду достаточно простой конструкции, причин неисправности ручного тормоза не так много. Перечислим основные.

  • Растянувшиеся тросы, соединяющие рычаг и механизм в суппортах (или барабанах). Если проблема находится на начальной стадии, обычно это решается регулировкой механизмов и подтяжкой специальных гаек. Они могут находиться как под днищем, так и непосредственно в салоне, под декоративной крышкой тоннеля в районе ручника.
  • Заклинивание самих механизмов у колес. Причины, как правило, схожи с таковыми при перегреве задних тормозов, который мы обсуждали немногим ранее. Это повреждения эластичных манжет (пыльников) или других уплотнений, обеспечивающих защиту суппорта от внешней среды. После чего в механизм попадает вода и грязь, и детали перестают нормально двигаться.
  • Обрыв троса. Данный пункт пояснений не требует.

Как обнаружить неисправность ручника

Коротко перечислим самые очевидные признаки неисправности стояночного тормоза. К таковым относятся:

  • Увеличение количества щелчков для надежного срабатывания. Если на машине с отрегулированным тормозом достаточно вытянуть рычаг на два-три щелчка, то для «уставшей» системы этого будет мало. При большом пробеге или сильно растянутых тросах может случиться и так, что даже поднятый до упора рычаг не обеспечит надежной фиксации машине на уклоне.
  • Отсутствие обратной связи. Исправный взведенный ручник всегда имеет на рычаге сопротивление — оно создается возвратными пружинами механизма и упругостью натянутых тросов. Когда эти пружины ломаются, ослабевают, или тросики растянуты, эффект пропадает. Проверить просто: поднять рычаг с удерживаемой нажатой кнопкой. При правильной настройке в верхнем положении (на моменте схватывания тормоза) рычаг должен стремиться вниз, к исходному положению.
  • Невозможность взвести тормоз. Иными словами, когда рычаг просто заклинило в нижнем положении, или он поднимается совсем невысоко — до первого щелчка или меньше. Нередко такой симптом сопровождается нагревом задних тормозов.
  • Обратная вышеописанной ситуация: свободно перемещающийся от упора до упора рычаг, не имеющий какого-либо сопротивления. Это говорит о механической потере связи с задними колесами — вероятно, вследствие обрыва троса.
  • Низкая эффективность или полная неработоспособность стояночной тормозной системы. Случается, что даже при наличии всех формальных признаков исправности ручник не держит. Как правило, такое бывает, когда механизм исправен, но не отрегулирован.
Фото: My Ocean Production / Shutterstock / FOTODOM

Что делать, если ручник не держит

Сначала нужно определить характер неисправности. В общем случае можно ориентироваться на приведенные выше признаки, а более точной будет сверка с руководством по ремонту — часто там описаны характерные для модели симптомы. Ниже перечислены универсальные рекомендации по диагностике и ремонту ручного тормоза, которые применимы для большинства машин с классическим тросовым приводом.

  • Убедиться, что задние колеса не затормаживаются при опущенном рычаге. Самый простой способ — вывесить их на домкрате и покрутить. Допустимо легкое трение колодок, но колесо должно вращаться без усилия одной рукой. Повторимся, что еще одним признаком заклинивания ручника может быть нагрев задних дисков (сначала тормозных, затем и колесных), даже при неспешной езде без интенсивных торможений.

Здесь важно не перепутать нагрев от заклинивших тормозов с нагревом от изношенного подшипника. Устройство и неисправности ступичного узла мы разбирали в отдельной статье.

  • В продолжение предыдущего пункта: удостовериться, что подклинивание задних тормозов связано именно с механизмом ручника. Возможны ситуации, когда ручник не работает из-за закисшей рабочей тормозной системы.
  • Если нагрева и явных повреждений нет, а рычаг имеет хоть какую-то обратную связь по усилию, нужно выполнить регулировку всей системы. Конкретных рекомендаций здесь дать невозможно, для каждого автомобиля будет свой алгоритм. Но обычно, если механизмы исправны, регулировка ручника своими силами не составляет проблемы даже для новичка. Единственный момент, который может не позволить сделать это во время обеденного перерыва — доступ к днищу. Иногда для регулировки требуется загнать машину на эстакаду или подъемник.
Фото: Bokeh Blur Background / Shutterstock / FOTODOM

Важно! Самый популярный народный совет по ремонту, звучащий как «просто подтянуть гаечки», может оказаться вредным. Подтяжка регулировочных гаек ручника действительно значится одним из пунктов любой инструкции по настройке. Только выполняется она наряду с другими действиями, последовательность которых необходимо строго соблюдать. В противном случае, затянув гайки натяжения троса без настройки самих механизмов, можно резко снизить ресурс не только колодок, но и других деталей системы.

Читайте также:

Ручной тормоз: виды и главные ошибки при эксплуатации

Не заводится машина: причины, их симптомы и решения

Передний привод: что это и чем отличается от заднего

Что такое Auto Hold, как пользоваться, плюсы и минусы