Перегрев двигателя: почему греется и что с этим делать
Признаки перегрева двигателя
Перегрев двигателя — это ситуация, когда температура охлаждающей жидкости в двигателе превышает допустимые нормы. В зависимости от модели рабочая температура обычно колеблется в диапазоне 80-105°C. Если датчик показывает значение выше этого диапазона, двигатель перегревается. О проблеме сигнализирует индикатор на приборной панели. Он загорается, когда критические значения превышены.
Кроме того, на приближающееся «закипание» указывают следующие признаки:
- Звук работы двигателя меняется. При перегреве двигатель может начать работать громче или издавать необычные шумы. Это связано с изменением вязкости масла и его способности смазывать детали двигателя.
- Пар из-под капота. Чаще всего это происходит из-за того, что охлаждающая жидкость закипела и начала выплескиваться через клапан в расширительном бачке. Автомобиль нужно как можно быстрее заглушить во избежание заклинивания поршней в цилиндрах двигателя.
- Пониженная мощность. Перегрев может вызвать временную потерю мощности двигателя, что особенно заметно при попытке ускориться. Дальнейшая эксплуатация автомобиля в таком состоянии может нанести вред двигателю.
- Запах гари. Неприятный запах возникает, когда масло и другие компоненты двигателя начинают перегреваться. Перегретое масло теряет свои смазывающие свойства, что приводит к перегреву деталей двигателя, вызывая запах гари.
- Запах антифриза. Появление запаха антифриза в салоне свидетельствует об утечке в системе охлаждения. Такое может случиться из-за повреждения радиатора, шлангов или других компонентов системы охлаждения. Запах антифриза становится особенно интенсивным при включении печки.
Почему греется двигатель
Летом риск перегрева двигателя выше, чем в остальное время года. Это связано не только с высокой температурой воздуха, из-за которой охлаждение моторного отсека и радиатора становится менее эффективным, но и с использованием кондиционера. Он повышает нагрузку на двигатель и снижает эффективность системы охлаждения, так как радиаторы этих систем расположены друг за другом.
Рассмотрим частые причины перегрева двигателя:
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Жидкость может вытечь из-за повреждения шлангов, радиатора, насоса или прокладок. Также это может произойти из-за высокой температуры или неправильного состава жидкости (вода вместо антифриза). В некоторых случаях возникает воздушная пробка в системе охлаждения.
- Сломан термостат. Термостат регулирует поток охлаждающей жидкости через двигатель. При его поломке охлаждающая жидкость перестает циркулировать должным образом, что приводит к перегреву. Причины поломки могут быть различными: от механического износа до загрязнений в системе охлаждения.
- Неисправность вентилятора охлаждения. Вентилятор охлаждения обдувает радиатор воздухом и способствует отводу тепла от охлаждающей жидкости. Если он не работает или работает слабо, охлаждение радиатора ухудшается, особенно при низкой скорости движения или в пробках.
- Забитый радиатор. Радиатор, забитый грязью, накипью или продуктами распада охлаждающей жидкости, не может эффективно рассеивать тепло. Это приводит к перегреву двигателя.
- Перегрузка двигателя. Летом нагрузка на двигатель увеличивается из-за работы кондиционера. Перегрев может быть вызван также перевозкой тяжелых грузов или ездой по горной местности.
- Неисправный водяной насос. Водяной насос циркулирует охлаждающую жидкость через двигатель и радиатор. Если насос неисправен, охлаждающая жидкость не циркулирует должным образом, что приводит к перегреву.
Перегрев двигателя: что делать
При закипании мотора необходимо действовать как можно быстрее, иначе двигатель получит серьезные повреждения.
Включите систему отопления на максимум. Это эффективный способ безопасно и быстро охладить двигатель. Печка является частью системы охлаждения и помогает отводить тепло. Установите на климат-контроле максимальную температуру, включите обдув и откройте окна. Не включайте кондиционер, так как он дополнительно нагружает двигатель.
Если после выполненных действий подул горячий воздух, значит охлаждающая жидкость в системе присутствует и успешно отводит тепло. Двигатель автомобиля может продолжать работать даже при повышенной температуре благодаря функционированию водяного насоса, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе и плавное охлаждение двигателя.
Можно продолжать движение при минимальной нагрузке, снизив обороты. Набегающий поток воздуха охлаждает антифриз в радиаторе. Если есть возможность, лучше всего катиться без нагрузки. Если дорога идет вверх, следует остановиться, не глушить двигатель, открыть капот и ждать, когда температура вернется к нормальным показателям.
Но если из печки идет прохладный воздух, это означит, что в бачке охлаждающей жидкости нет или ее уровень недостаточен. В такой ситуации необходимо выключить двигатель и дать ему остыть. После этого следует добавить охлаждающую жидкость в бачок (при отсутствии антифриза можно использовать воду) и ехать в сервисный центр.
А вот список ошибочных действий, которые не только не помогут при перегреве двигателя, но и усугубят последствия:
- Продолжать ехать с перегретым двигателем. Мотор продолжит перегреваться, что может привести к серьезным повреждениям цилиндров, поршней, клапанов и других деталей.
- Открывать крышку радиатора или расширительного бачка. Во-первых, это очень опасно: вы рискуете получить серьезные ожоги. Во-вторых, при снижении давления антифриз закипит в наиболее горячих местах двигателя. А это ухудшит его способность к охлаждению.
- Добавлять холодную воду в горячий радиатор. Такое действие способно вызвать термический шок и трещины в радиаторе или других частях системы охлаждения. Возникающие при этом внутренние напряжения могут расколоть блок двигателя.
Последствия перегрева двигателя
Если вовремя не среагировать на проблемы, из-за перегрева могут пострадать разные части двигателя и системы автомобиля:
- Поршни и цилиндры. При перегреве они расширяются и могут деформироваться, заклинить или треснуть. Не исключено оплавление поршней. Это приводит к падению компрессии, ухудшению работы двигателя, увеличению расхода топлива и масла, появлению дыма из выхлопной трубы и полному выходу двигателя из строя.
- Головка блока цилиндров. Когда двигатель перегревается, головка блока цилиндров деформируется из-за высокой температуры. Это может привести к повреждению клапанов, седел, распредвала, гидрокомпенсаторов или прокладки головки блока цилиндров. Может возникнуть утечка охлаждающей жидкости или масла в камеры сгорания или наружу, смешивание этих жидкостей, нарушение работы системы газораспределения, а также появление шумов и вибраций в двигателе.
- Система охлаждения. Если двигатель закипит, охлаждающая жидкость начнет испаряться, что приведет к снижению ее уровня и падению эффективности охлаждения. Также может повышаться давление в системе охлаждения, из-за чего возможен разрыв шлангов, прокладок или радиатора.
- Система смазки. При высокой температуре масло теряет свои смазывающие и защитные свойства, становится жидким и пенится. Это приводит к повышению трения, появлению шумов и вибраций в двигателе или к его поломке.
Как избежать перегрева двигателя
Чтобы предотвратить перегрев двигателя и сохранить его в рабочем состоянии, рекомендуется выполнять профилактические меры:
- Следить за уровнем и качеством охлаждающей жидкости. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной отметками на бачке. Желательно менять ее каждые два года или раз в 40-60 тысяч километров пробега.
- Контролировать работу термостата. Проверяйте термостат на работоспособность и своевременно заменяйте его при необходимости. Он должен открываться и закрываться при определенной температуре (обычно 80-90 градусов Цельсия).
- Очищать радиатор. Забитый радиатор ухудшает теплоотвод и снижает эффективность охлаждения. Следите за чистотой и пропускной способностью радиатора, регулярно промывайте его от грязи.
- Проверять водяной насос. Следите за состоянием водяного насоса и при необходимости заменяйте его. Это предотвратит проблемы с циркуляцией охлаждающей жидкости.
- Контролировать работу вентилятора. Важно, чтобы вентилятор охлаждения работал исправно, особенно в условиях жаркой погоды или пробок. Он обеспечит дополнительное охлаждение двигателя при низких скоростях.
- Следить за нагрузкой на двигатель. Отключайте кондиционер при появлении признаков перегрева, выбирайте оптимальный режим работы двигателя. Нагрузка на двигатель может возрастать при езде по горам, перевозке тяжелого груза, при высокой скорости и при движении на низкой передаче.
Читайте также:
Все об антифризе: как выбрать, когда менять, от чего зависит цвет
Тосол: что это такое, для чего нужен, чем отличается от антифриза, когда и как менять
Куда уходит антифриз из расширительного бачка: причины, как обнаружить и что делать
Замена антифриза в системе охлаждения своими руками: инструкция
Как слить антифриз и когда нужно это делать: инструкция и советы
При какой температуре кипит антифриз и что с этим делать. Инструкция
Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать
Система охлаждения двигателя: что это, неисправности, уход
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ): что это, для чего нужен, признаки неисправности